Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» в средней группе Тема: «Мир звуков. Исследования в STEAM-лаборатории Наураши».

Шуршалина Светлана Николаевна

Конспект организованной образовательной деятельности

по образовательной области «Познавательное развитие»

в средней группе

Тема: «Мир звуков. Исследования  в STEAM-лаборатории Наураши».

 

 

Цель:

Развивать познавательную активность в процессе анализа различных звуков.

Задачи:

Познакомить детей с понятием «звук», учить понимать значение его происхождения, подводить к пониманию причин возникновения звука – распространение звуковых волн.

Сформировать представления о характеристиках звуков

Развивать слуховое внимание, умение сравнивать и различать звуки.

Воспитывать интерес к звучащему миру, инициативность, сообразительность, пытливость, самостоятельность.

Материалы:

- записи различных звуков;

- детские музыкальные инструменты: ксилофон, флейта, колокольчик, треугольник, бубен, барабан, гитара, гармонь, маракас, пианино;

- детская цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии»: модуль – лаборатория «Звук»

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Добрый день, добрый час.

Рады видеть всех сейчас.

Дружно за руки возьмемся

И гостям мы улыбнемся!

Ребята, Сегодня с вами будем мы играть и новое в обычном открывать!

Педагог:

Сядитесь на стульчики так, чтобы не мешать  своим товарищам.

Ребята, Давайте сейчас посидим в тишине,

Так тихо, как будто бы это во сне.

Услышим тогда, как звучит тишина.

Хоть кажется нам, что она не слышна.  

Закройте глаза  и  Прислушайтесь…

 

Педагог: Кто что услышал ребята? Как называется все то что вы услышали ребята ОДНИМ СЛОВОМ? ЗВУКИ

Педагог: Ребята , мир который нас окружает полон разных звуков и сегодня мы с вами будем слушать разные звуки, учиться узнавать их, и даже попробуем открыть секрет – как образуются звуки.  Узнаем мы это из опытов с различными предметами.

Я принесла вам «Волшебный  сундучок», в котором живёт много необычных и разных звуков. Одни звуки вам  хорошо знакомы, а с некоторыми нам ещё только предстоит     познакомиться.

Педагог: 

 Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы молчать и звуки  слушать и различать .

Открываю «Волшебный сундучок»

Педагог: Что вы услышали? Как одним словом можно назвать  эти предметы? Правильно. Это музыкальные инструменты. Что у них еще общего? Правильно они издаю звуки. Музыкальные звуки. Вы молодцы, услышали и угадали правильно все звуки.

Педагог: Ребята, а сейчас я вам предлагаю отправиться в весенний лес.

Встаем друзья!

Весна пришла!

Нас ждет торопит улица!

Шагаем дружно : ты и я , и не будем хмуриться!

Вот птицы с юга к нам летят

Букашки пробудились

Деревья листьями шумят

Все звери оживились .

Танцует лес, танцует луг.

И мы с вами покружимся.
Как хорошо весной вокруг!

С природой мы подружимся.

ВКЛЮЧИТЬ СЛАЙД 2 (тихо)

 Весной в лесу всё оживает, просыпается и наполняется тысячами различных звуков. А сейчас я вам предлагаю немного пофантазировать  и   показать нашим гостям музыкальную  сказку

Как лесные звери Солнышко будили . 

Педагог: Ребята пройдите пожалуйста к музыкальным инструментам

СКАЗКА - ШУМЕЛКА «Весна-красна»

Пришла весна (играет весенняя музыка)

Зажурчали ручейки –металлофон или стаканы

Только солнышка всё нет, спит оно, не просыпается и не пригревает землю.

А тут ещё набежали тучки и закапал дождик - металлофон

Весна-красна подумала, а может ветерок разгонит тучки и поможет разбудить наше солнышко – шуршит пакет или бутылка дуть .

Нет, не выглядывает солнышко.

Решила Весна разбудить солнце с помощью птичек и лесных зверюшек. Стала их всех звать.

«Эй, птички-невелички слетайтесь скорее, да спойте позвонче свою песенку

 Прилетели птички, стали петь свои песенки – свистулька или колокольчик

Не слышит солнце, не выглядывает из-за тучек.

«Эй, зайчата, постучите, солнце наше разбудите»

Прискакали зайки-побегайки и давай барабанить – барабан

Прибежал ёжик, зафыркал - маракасы

Дятел, дятел помоги, своим клювом постучи – ложки

И лягушки все проснулись, к солнцу спинкой повернулись. «Солнышко, ты нас согрей», и начали весело петь свои песенки квакушки – кастаньеты

А солнышко всё спит. А давайте все вместе попробуем его разбудить.   Играют все.

Услышало солнце и проснулось. Протянуло свои лучики и стало всем тепло и весело.

Педагог:  Чудесная сказка у вас получилась. И мы СНОВА в вами услышали ЗВУКИ  музыкальных и шумовых инструментов.

Ребята садитесь на свои стульчики. 

 Педагог: Ребята,  а кто был героями нашей музыкальной сказки? Правильно лесные животные и птицы.

Ребята, а вы знаете что не только музыкальные инструменты могут издавать звуки.  И сейчас я предлагаю Вам послушать и отгадать голоса лесных животных.

Просмотр викторины «Угадай животное по голосу»

Педагог: Ребята, вот с каким количеством звуков мы познакомились.  Все эти  звуки музыкальные, звуки животных или птиц не похожи на речь человека.

Говорить умеет только человек. И все звуки, которые мы с вами произносим называются речью, а звуки «речевые».

Педагог: Ребята, а что вам помогло услышать Звуки?(Ответы детей).

Педагог: Уши – это важный орган нашего тела, чтобы сохранить наш слух и не причинить ему вреда (нельзя кричать громко друг другу в уши, в холодную погоду нужно закрывать их).

И мы с вами продолжаем наше путешествие. (Дети садятся на свои места).

И сейчас мы с вами узнаем секрет – как образуются звук.

Беседа: Звук появляется, когда под каким-либо воздействием происходит быстрое движение воздуха вперёд-назад. Это движение называется колебанием. Давайте с вами попробуем  «поймать» звук -проведите по струне гитары, заставьте её двигаться.  Дети по очереди проводят по струне и слышат звук. Прикладывают руку к струне и звук прекращается .

Ребята, мы с вами поймали звук гитары.

Педагог: Ребята а как вы думаете звук можно увидеть. -Нет. Звуковая волна невидима и проходит она в воздухе. ЗВУК можно увидеть только в лаборатории при подключении специальных датчиков.

 И у нас есть такая лаборатория.

 я приглашаю вас в лабораторию к юному  профессору мальчику  Наураши и посмотрим, как можно увидеть звук.

Проходят и занимают места в лаборатории. 

В нашей цифровой лаборатории по изучению звука есть датчик «божья коровка», который улавливает звуки и передает их на экран монитора (показ на компьютере).

Если датчик не улавливает никаких шумов и звуков, то на экране мы видим тонкую полоску, похожую на ниточку.

Если датчик улавливает звуки – ровная полоска превращается в кривую линию разной высоты и толщины в зависимости от характера улавливаемых звуков. Сейчас мы с вами это проверим.

Но для начала давайте послушаем что расскажет нам ученый Наураша про звук.

Опыт 1. Создать тишину по заданию мальчика Наураши. (проанализировать изображение на экране компьютера).

Опыт 2. Исследовать голос воспитателя. (проанализировать изображение на экране)

Опыт 3. Исследовать голос ребенка. (проанализировать изображение на экране)

Опыт

4. Игра на ксилофоне. (проанализировать изображение на экране)

Подведение итогов

-Спасибо тебе, Наураша за интересный рассказ и интересные задания. Вот видите ребята, как много бывает звуков и какие они все разные. На этом наши исследования подошли к концу.

Что нового вы узнали о звуке?

-Что для вас сегодня было особенно интересно? Что было очень трудным?

-Ребята, Наураше очень понравилось сегодня с вами работать и он предлагает вам сделать шумовые инструменты из коробочек из под киндер сюрприза (на память о занятии)

Под музыку "Мир чудеc" дети уходят в группу