Тесное сотрудничество родителей и учителя логопеда в детском саду

Матвеева Ирина Борисовна

Предупреждение, диагностика и коррекция речевых нарушений – одна из актуальных проблем современной логопедии. Она решается силами дошкольных учреждений путем использования государственных и вариативных программ, что не противоречит потребностям и возможностям детей. Дошкольный возраст обладает хорошим потенциалом на развитие интеллекта, формированием эмоционально – волевой сферы и в целом личности ребенка.

В этом сенситивном периоде закладываются основы мышления умственной активности и развития самооценки. Недооценка возможностей данного возраста приводит к тому, что многие его резервы остаются нераскрытыми и в последствии отставания компенсируются с трудом и не полностью.

Основной вид деятельности ребенка этого возраста предметная. Именно в ней складываются достижения дошкольного периода развития ребенка – произвольное поведение, мышление, самосознание, сенсорика, память, речь.

Речь не является функцией органов артикуляции. Это результат согласованной деятельности речевых и не речевых областей головного мозга. Она не может формироваться изолированно от мышления памяти, внимания, восприятия и зависит от уровня их развития.

За каждым словом обязательно должно стоять то, что оно обозначает. Потребность в предмете и действие с ним побуждают ребенка назвать предмет словом.

На групповых занятиях по развитию речи и специальных занятиях по коррекции речевых отклонений к сожалению может быть выделено недостаточно времени для накопления понятийного словаря, так как целью занятия является исправление звукопроизношения. Ребенку было бы легче закрепить поставленный звук если значение проговариваемого речевого материала было понятным и он сам бы мог объяснить значение слов, фраз, чистоговорок. В основном ребенок усваивает этот опыт в свободное время, в том числе и дома. На логопункт поступают дети с небольшими речевыми нарушениями и работа с ребенком не требует дублирования материала воспитателями групп. Здесь роль родителей очевидна.

Родители давно признаны главными воспитателями своего ребенка. Однако часто не уделяют должного внимания тем или иным нарушениям сына или дочери.

Это связано с двумя причинами :

- родители не слышат недостатков речи своих детей.

- не придают им серьезного значения, полагая, что возрастом они исправятся сами собой.

Так часто и происходит, но в тех случаях когда речевые нарушения требуют

работы логопеда и ребенка, очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса. Научить их реально оценивать глубину нарушения и уметь помочь ребенку.

Это очень важно еще и потому, что во-первых родители являются авторитетом для своих детей и, во-вторых, они могут ежедневно закреплять знания, умения и навыки в непосредственном общении дома.

Коррекционная работа дает положительный результат только в совместной деятельности логопеда, ребенка и родителей, если они будут действовать согласованно. Формы сотрудничества могут быть разнообразными. Это зависит от готовности родителя помочь своему ребенку в преодолении нарушения речи.

Малыш в этом возрасте не обращает внимания на дефекты своей речи, но взрослые должны хорошо оценивать последствия речевых нарушений ребенка.

Это могут быть проблемы в чтении, при письме и, в целом, учебной программы в школе. В идеале родители должны не только выполнять домашнее задание, но и посещать индивидуальные и подгрупповые занятия. Сотрудничество с родителями и вовлечение их в учебный процесс необходимо для достижения единства требований к ребенку и создания эмоционального контакта между детьми и родителями.

К сожалению современные родители заняты работой и карьерным ростом. Они не в состоянии уделять достаточно времени развитию ребенка.

Дефектолог, понимающий проблему ребенка может лишь рекомендовать маме и папе пути коррекции, необходимые их ребенку.

Многолетний опыт подсказывает, что чем больше родители уделяют внимание коррекции нарушений речи их детей, тем лучших результатов добиваются дети и тем ленче они усваивают программу начальной школы.

Консультативно логопед может дать направление в работе родителям со своим ребенком в автоматизации звуков, поскольку постановка их это работа логопеда, которая имеет индивидуальный и своеобразный путь. При желании родители могут посещать занятия логопеда с целью наблюдения. выявления проблемы , и выстраивания пути помощи ребенку в домашних условиях.

В тесном контакте ребенка, логопеда и родителей можно достичь положительных результатов гораздо раньше и продуктивнее, чем в тех случаях, когда в течение года ребенок и логопед остаются один на один друг с другом.

При этом ребенок часто болеет, родители редко посещают логопункт. Не выполняют домашнее задание и, вообще, не проявляют интереса к учебной деятельности ребенка. Очень сложно в таких условиях ждать положительных результатов. Очень важно, чтобы родители поняли, что для их сына или дочери необходимо всестороннее развитие, в том числе и речевое.

 

Только совместными усилиями дети. Педагоги и родители могут достигнуть желаемых результатов и безболезненно перейти в первую ступень общеобразовательной школы. 

Матвеева Ирина Борисовна.

Учитель логопед МДОУ №41

«Северяночка» г. Архангельска