Конспект НОД по формированию основ ЗОЖ в старшей группе ДОУ «Кто такие микробы»

Селезнева Наталия Николаевна

Конспект НОД по формированию основ ЗОЖ в старшей группе ДОУ

 «Кто такие микробы»

Цель:
Уточнить представления детей, почему болеет человек, о том, что многие болезни вызывают микробы. Познакомить детей с тем, как выглядят микробы, как избежать их попадания в организм человека.
Задачи:
- Формировать умение рассказывать о различных способах защиты организма. 3акрепить знания правила личной гигиены.
- Развивать речь, память детей.
- Развивать познавательный интерес к окружающему миру.
- Воспитывать интерес к здоровому образу жизни

Ход занятия:

Ребята, к нам сегодня пришли гости «Давайте поздороваемся»

Дети по сигналу хаотично двигаются по комнате и здороваются  с гостями.

Один хлопок - здороваются за руку,

Два хлопка – здороваются плечиками,

Три хлопка – здороваются спинками.

А знаете, мы ведь не просто поздоровались, а подарили друг другу частичку здоровья, потому что сказали: Здравствуйте! Здоровья желаю!

Русская народная поговорка говорит: “Здороваться не будешь, здоровья не получишь”.

Звучит музыка 38 попугаев…..

Воспитатель: Ой, ребята, смотрите…  Нам пришло какое то видео послание !

Микроб: А не ждали меня! Я возбудитель всех болезней. Я - Микроб! Я пришел захватить вашу группу, сейчас я и в вас проникну.

Воспитатель: Как это ты в нас проникнешь?

Микроб: Да вы и не заметите как. Вот, например, сегодня один мальчик не вымыл руки перед едой. А я уже тут как тут. Я все могу, я всемогущий.

Воспитатель: А, ведь, правда, ребята, если мы не будем мыть руки, следить за своей одеждой, не будем вытирать пыль, то микробов станет много. Они очень любят грязнуль и нерях. Микробы - разносчики разных болезней. А мы с вами грязнули и неряхи? Мы быстро справимся с микробами!

Ответы детей

Воспитатель: А кто же такие микробы?

Саша Снытко

Есть такие вирусы,

Вирусы-вредилусы.

Попадут ребёнку в рот -

Заболит от них живот.

Вот какие вирусы,

Вирусы-вредилусы!

 

1 ребенок

Микроб — ужасно вредное животное:

Коварное и, главное, щекотное.

Такое вот животное в живот

Залезет — и спокойно там живёт.

2 ребенок

Залезет, шалопай, и где захочется

Гуляет по больному и щекочется.

Он рад, что столько от него хлопот:

И насморк, и чихание, и пот.

3 ребенок:

Вы, куклы, мыли руки перед ужином?

Эй, братец Лис, ты выглядишь простуженным…

Постой-ка, у тебя горячий лоб:

Наверное, в тебе сидит микроб!

Воспитатель:  Я предлагаю всем детям отправиться в страну знаний.

Вредные  микробы  находятся везде, больше всего их во влажной среде. А где у нас влажная среда? (во рту). И поэтому когда мы чихаем и кашляем и забываем закрывать рот, наши микробы  разлетаются. Хотите проверить?

1 Опыт:

Оборудование: зеркала с чистой зеркальной поверхностью, салфетки, платочки  индивидуально, пульверизатор с теплой водой.

 

Ход: Рассматриваем зеркало. Какое оно?

Далее один ребенок на зеркало дышит, один кашляет, один чихает, близко приставив зеркало  ко рту.

Проверьте чистое ли ваше  зеркало сейчас? Нет. На нем появились капельки. А мы с вами знаем, что в капельках живет много,  много микробов. И поэтому из незащищенного рта капельки разлетаются вокруг и оседают на другие предметы, людей. А разлетаются они примерно вот так (воспитатель подносит пульверизатор близко ко рту и брызгает вокруг).

Вывод: Именно таким образом, микробы, попавшие из организма других людей,    могут вызвать заболевания. Что же делать, чтобы микробы не разлетались (варианты детей).

2 Опыт:

Оборудование: Чаша мелконарезанной новогодней мишурой.

Ход:

Я предлагаю опустить руки в чашу, (один или два ребенка) перемешайте мишуру. Классно. Покажите свои руки детям. А теперь пожмите руку соседу? А сосед следующему (и так далее). Посмотрите, теперь у каждого  руки в  мишуре. Красивые, такие   блестящие, как капельки слюны из нашего рта, когда  вы кашляли и закрывали рот рукой.

Вывод: Мишура с ваших рук  как микробы, которые переходят от человека к человеку. А если мы сейчас заденем предметы в группе, наши микробы перейдут и на них. И человек, который  не болел, но набрал этих  микробов, становится зараженный ими.

Так как же нам, все таки, спастись от микробов? Правильно, надо закрывать рот  платочком и платочек как можно чаще стирать. Проверим, сбегут ли наши микробы через платочек? (проводится повторно первый опыт с зеркалами и платком)

 

3 Опыт:

Микробы у нас разные и Саши свои, у Василисы свои.  Но они постоянно перемешиваются. И если организм со своими микробами справляется, то когда они переходят к другим, очень сильно могут нам навредить. Как перемешиваются, спросите вы. А давайте проверим.

Оборудование: прозрачные стаканчики, наполненные наполовину разноцветной водой  синего, желтого, зеленого, красного цвета.

Ход: Каждый ребенок держит свой стаканчик. По очереди один ребенок переливает в стакан  к соседу свою воду, второй потом отдает  ее обратно. В результате этих действий вода  становится грязного цвета.

Вывод: Таким образом, ваши микробы, перемешиваясь, дают печальный результат. Очень много  чужих микробов постоянно попадает к вам. И из красивых и хороших, превращаются во вредных и опасных.

Опыт с  яйцом. (Дети передают вареное очищенное яйцо друг другу)

Вос-ль. Яйцо стало каким? Почему?

Как же справиться с микробами, которые любят грязь? (Ответы детей) Конечно, нам помогут мыло и вода.

Каждый день я мыло мою
Под горячею водою
И в ладонях поутру
Сильно, сильно мыло тру.
Мойся, мыло, не ленись!
Не выскальзывай не злись!

Воспитатель: Ребята, чтобы мы могли успешно бороться с микробами, нам нужны помощники. Про них я сейчас загадаю загадки, а вы отгадывайте.

1. Ускользнет, как живое,

Но не выпущу из рук его я,

Белой пеной пенится,

Руки мыть не ленится (мыло)

2. Костяная спинка,

Жесткая щетинка,

С мятной пастой дружит,

Нам усердно служит (зубная щетка)

3. Лег в карман и караулит

Реву, плаксу и грязнулю,

Им утрем потоки слез,

Не забудем и про нос (носовой платок)

4. Вместе с мылом и водой,

Я слежу за чистотой,

Пены для меня не жалко,

Разотру вас,

Я -... (Мочалка)

Раздвинув пальцы, хлопают в ладоши.


Неплотно сжимают в руках пальцы одной руки и трут о ладонь другой.

Вос-ль. – От простой воды и мыла у микробов тают силы.

Вос – ль: – Ребята, а вы знаете, что микробы спасаются бегством от тех, кто зарядкой и спортом занимается.

А еще чтоб не болеть и не простужаться,
Зарядкой надо всем людям заниматься.
Рассчитайтесь по порядку, выходите на зарядку.

Физминутка: «Микробы  полезные и злые под музыку . (Флешка).

 

Воспитатель: А, ведь, правда, ребята, если мы не будем мыть руки, следить за своей одеждой, не будем вытирать пыль, то микробов станет много. Они очень любят грязнуль и нерях. Микробы - разносчики разных болезней. А мы с вами грязнули и неряхи? Мы быстро справимся с микробами!

Ребята, мы с вами сегодня ведем разговор о злых и вредных микробах, а как вы думаете есть полезные микробы или ни бывают только вредные.

Ответы детей.

Восепитатель:  А есть ли полезные микробы и нужно ли с ними бороться мы поговорим на следующем занятии и с помощью опытов все о них узнаем…..

Воспитатель:

Игра «Хорошо-плохо» (при положительном ответе дети говорят «Хорошо» и хлопают в ладоши 3 раза, при ответе «Плохо», молча кладут руки на колени.
Воспитатель: «Делать зарядку по утрам»?
Ответы детей: «Хорошо».
Воспитатель: «Класть пальцы в рот?»
Ответы детей: «Плохо».
Воспитатель: «Мыть руки прохладной водой до локтя?»
Ответы детей: «Хорошо».
Воспитатель: «Есть овощи и фрукты?»
Ответы детей: «Хорошо».
Воспитатель: «Есть много сладкого?»
Ответы детей: «Плохо».
Воспитатель: « Молодцы! А теперь давайте поиграем!

Драматизация сценки «Микроб и ребенок».

Воспитатель: «Ребятадавайте изобразим ребенка, у которого болит живот, потому что он плохо мыл руки и вредного микроба, который веселится».
Один ребенок надевает шапочку со жгутиками, изображая микроба, другой играет самого себя.

Показывают характерные движения, имитируют голоса: ребенок грустный (брови сдвинуты), держится за живот, корпус чуть наклонен вперед, произносит «Ой, что-то плохо мне, живот болит!».

Ребенок, играющий микроба, пальчиками перебирает по животу больного и зловредно хихикает: «Вот, я сейчас повеселюсь!», перескакивает с ножку на ножку.
Подходит ребенок, играющий доктора: «Где больной? Ему сейчас я помогу!». Слушает больного и дает ему лекарство. Ребенок выздоровел, повеселел.

В конце драматизации ребенок, играющий микроба, как будто засыпает.

Воспитатель: «Молодцы! Пойдемте за столики, каждый нарисует микроба, как он себе его представляет». Рисование (болезнетворного микроба) мелками.