Он меня не слышит

Ирина Владимировна Урманова

«Он меня не слышит»

Урманова Ирина Владимировна,

Педагог-психолог МДОУ

«Детский сад №17 с. Пушкарное

Белгородского района Белгородской области»

 

Кроха игнорирует ваши просьбы? Он вовсе не хочет обидеть или рассердить вас. Просто развитие 1,5-, 2-летнего малыша еще не достигло уровня, на котором вы беспрепятственно могли бы понимать друг друга.

 «Он меня не слышит! Я ему говорю, надо есть яблоки, а не конфеты. Надо идти рядом с мамой, убирать игрушки, нельзя кричать, надо спросить разрешения прежде, чем взять чужую вещь, а он как будто все на зло делает. На улице может убежать. Мне трудно с ним! Ему не важно, где мы находимся дома, в магазине, на улице, в гостях он падает на пол стучит ногами и кричит, я не знаю, что мне делать уговоры не помогают. Ему ничего не интересно! Ломает игрушки, не играет, пять минут не посидит на месте. Его невозможно обнять он как ежик весь сжимается и становиться напряженным.»  С болью и страхом в глазах мне сбивчиво рассказывает мама о своем 3-х летнем малыше.

  С такими жалобами обращаются достаточно часто, но каждый ребенок индивидуален и дать маме избитые рекомендации для коррекции в поведении будет недостаточно.  Важно внимательно обсудить с мамой каждую ситуацию и понять ЧТО именно у нее вызывает трудность и с ЧЕМ  она не справляется.

   Что мы хотим объяснить? Мы пытаемся объяснить малышу, что в общественном месте не надо шуметь.

Как он это понимает? Крохе не понять истинного смысла этой просьбы, он еще не знаком с правилами поведения в социуме. И только учится управлять своим голосом и регулировать его громкость.

Решаем проблему. В первую очередь сами обращайтесь к малышу шепотом. Маленькие дети очень быстро учатся многим вещам, подражая взрослым. И если вы шепотом скажете: «Говори тихо, как мама», он отлично поймет вас. Также практикуйте «тихие беседы» дома, во время игры. Например, укладывая спать игрушки, можно сказать: «Давай говорить тихонько, чтобы не разбудить их».

Кроме того, всегда важно соразмерять свои ожидания с тем этапом развития, на котором малыш находится. Будьте готовы к тому, что вам придется время от времени напоминать ему шепотом, как себя вести. В конце концов, ваши старания увенчаются успехом.

«Не груби!»

Что мы хотим объяснить? Мы даем понять малышу, что расстраиваемся и обижаемся, когда он грубит.

Как он это понимает? Обретая способность говорить, дети обнаруживают, что слова имеют силу. Они начинают экспериментировать и порой делают это вызывающе. Если раньше ребенок добивался ответной реакции с помощью плача или удара кулачком, то теперь он обнаружил «волшебную» силу слова. Малыш грубит не для того, чтобы задеть вас, а чтобы почувствовать границы дозволенного, утвердить свою независимость и подчеркнуть собственную значимость.

Маленьким детям бессмысленно читать долгие лекции о хорошем и плохом поведении. Правильнее ограничиться кратким и четким замечанием.

Решаем проблему. Не принимайте близко к сердцу такое поведение и не ругайте малыша, когда он начинает огрызаться, — это неизбежный шаг на пути к взрослению. Не подхватывайте тон малыша: вы-то уже взрослые и умеете регулировать свое поведение. Спокойно, но достаточно твердо скажите ему: «Мне не нравится, когда ты так со мной разговариваешь. Так нельзя». А затем напомните ему о своей просьбе, но предоставляя крохе право выбора. Вы просили навести порядок среди игрушек? Тогда оформите свое поручение примерно таким образом: «Что ты хочешь убрать первым — кубики или машинки?» Получив возможность контролировать ситуацию, малыш в скором времени пойдет на уступки.

«Еще раз так сделаешь — и я тебя накажу!»

Что мы хотим объяснить? Нам надоело повторять одно и то же. Мы сердимся и не хотим чувствовать себя заезженной пластинкой.

Самый действенный способ положить конец непослушанию — увлечь малыша каким-нибудь интересным занятием.

Как он это понимает? Маленькие дети пока что не способны понять истинную связь между причиной и следствием. Рассказывая малышу о возмездии, которое грозит за плохое поведение, вряд ли удастся вызвать в нем достаточно сильный страх, чтобы он бросил свою затею.

Решаем проблему. Нет смысла продолжать разговоры! Самый действенный способ положить конец непослушанию — увлечь малыша чем-то другим. Трудно остановить ребенка, расплескивающего воду из собачьей миски? Ваши «нельзя!» и «перестань!» тонут в его восторженном смехе? Тогда спокойно возьмите его на руки и унесите подальше от увлекательного, но непозволительного занятия. Попутно сообщите малышу, что сейчас его ждет очень интересная игра.

«Будь ласковее!»

Что мы хотим объяснить? Нам жалко кошку, и мы беспокоимся из-за жестокого отношения малыша к живым существам.

Как он это понимает? Малыш не осознает в полной мере значения слов «нежность», «ласка». Такие чувства, как сострадание и сопереживание, только начинают появляться на эмоциональной сцене. Кроха догадывается, что окружающие тоже испытывают чувства, но он еще слишком эгоцентричен, чтобы понять, как его действия могут отразиться на других.

Решаем проблему. Поговорите с ребенком о его собственных чувствах. А потом проведите параллель: «Помнишь, ты упал с кресла? Было больно. Кошке также больно, когда ты ее таскаешь за хвост». А дальше покажите на практике, как нужно обращаться с животными. Нежно погладьте ручки ребенку: «Это приятно». Затем проведите его ладошкой по шерстке котенка, повторяя: «Вот так мы ласково гладим котика. Ему приятно». Предложите крохе приласкать котенка без вашей помощи. И не забудьте похвалить: «Теперь я вижу, что ты умеешь быть ласковым!»

«Иди в комнату и подумай над своим поведением!»

Что мы хотим объяснить? Мы хотим, чтобы малыш осознал и признал вину за свой поступок.

Как он это понимает? Большинство детей в возрасте 2 лет не способны размышлять над совершенными проступками и воспримут выдворение в свою комнату как наказание изоляцией.

Решаем проблему. Не ждите, что ребенок самостоятельно осознает свой проступок и поймет, в чем его ошибка. Но вы можете объяснить ему это в очень простой форме. Лекции о том, что «хорошо», а что «плохо», не будут эффективными. Малыш научится следовать правилам, которые вы транслируете, если будет уверен, что «мама знает лучше». Ребенок ориентируется в том, что хорошо, а что плохо, по вашим реакциям. А моральные и этические нормы он обязательно усвоит… немного позже.

Одна из причин, вызывающая трудности в понимании малыша, это Задержка Речевого Развития (ЗРР) и как следствие Задержка Психического Развития (ЗПР).    Что такое ЗПР? Педагоги и дефектологи объясняют, что не достаточно развиты Высшие Психические Функции (ВПФ) такие, как память, внимание, мышление, воображение, восприятие, речь, предлагают коррекционные программы и занятия по решению данной проблемы.

   И мама начинает ребенка водить на всевозможные кружки и развивайки. И вот через какое-то время ребенок знает геометрические фигуры, цвета, может сортировать и т.д., но эти ЗНАНИЯ на его поведение и общение с близкими не решили ровным счетом НИЧЕГО.

   А как же эмоции ребенка?         

Эмоциональная сфера человека активно развивается от 0 до 6 лет. Если мать не распознает базовые потребности ребенка, то и у ребенка возникают трудности в понимании своих чувств. Например: ребенок плачет, мама тут же сует ему еду, будь то грудь или бутылочка, а он все равно плачет и выгибается, у мамы паника ее охватывает страх, она не знает, что делать ребенок чувствует ее встревоженное состояние и от этого еще больше кричит, оба находятся в стрессовой ситуации. А может оказаться, что ребенок просто хотел к маме на ручки услышать биение ее сердца и спокойное дыхание, а может просто надо было поменять памперс, а может животик заболел, а может воды по пить и этих «может» может быть много.

    Работа психолога заключается в том, чтобы провести эмоциональный

«мостик» между мамой и ребенком, наладить связь между близкими людьми.