Речевая карта

Пономаренко Светлана Сергеевна

Речевая карта

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevaya_karta_dlya_dou.doc104.5 КБ

Предварительный просмотр:

Речевая карта

Анкетные данные.

Фамилия, имя ребенка----------------------------------------------------------------------------------------Дата рождения, возраст--------------------------------------------------------------------------------------Национальность-----------------------------------------------------------------------------------------------

Домашний адрес-----------------------------------------------------------------------------------------------

Из какого детского сада поступил-------------------------------------------------------------------------

Дата поступления в логопедическую группу------------------------------------------------------------

Дата заполнения речевой карты---------------------------------Логопед--------------------------------

1.   

Анамнез

Мать--------------------------------------------------------------------------------------------------------------

(возраст при рождении ребенка)

Отец--------------------------------------------------------------------------------------------------------------

(возраст при рождении ребенка)

Наследственные заболевания----------------------------------------------------------------------------------

От какой по счету беременности ребенок-------------------------------------------------------------------

Протекание беременности (токсикоз 1-ая половина, 2-ая половина беременности, падения, травмы, психозы, хронические, соматические заболевания)--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Роды (досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные)-------------------------------

Стимуляция (механическая, химическая, электростимуляция)-----------------------------------------

Когда закричал ребенок-----------------------------------------------------------------------------------------

Наблюдалась ли асфиксия-----------------------------------------------------------------------------------Резус-фактор (отрицательный, положительный, совместимый)----------------------------------------

Вес и рост при рождении----------------------------------------------------------------------------------------

Вскармливание:

Когда принесли кормить?-------------------------------------------------------------------------------------- Как сосал?----------------------------------------------------------------------------------------------------------

Грудное вскармливание до-------------------------------------------------------------------------------------

Когда выписались из роддома? (если задержались, то почему)----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Раннее развитие

Когда стал держать голову---------------------------------------------------------(в норме с 1,5 мес.)

Когда стал сидеть---------------------------------------------------------------------(в норме с 6 мес.)

Когда стал ходить-----------------------------------------------------------------(в норме с 11-12 мес.)

Когда появились первые зубы-----------------------------------------------------(в норме с 6-8 мес.)

Перенесенные заболевания

(тяжелые соматические заболевания, инфекции, ушибы, травмы,

 судороги при высокой температуре)

До года--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

После года----------------------------------------------------------------------------------------------------------

До 3 лет-------------------------------------------------------------------------------------------------------------

После 3 лет---------------------------------------------------------------------------------------------------------

Заключение:

  • педиатра---------------------------------------------------------------------------------------------------
  • невропатолога--------------------------------------------------------------------------------------------
  • окулиста---------------------------------------------------------------------------------------------------
  • лор-врача-------------------------------------------------------------------------------------------------

Раннее речевое развитие

Гуление-------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Лепет----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Первые слова------------------------------------------------------------------------------------------------------

Первые фразы------------------------------------------------------------------------------------------------------

Занимался ли с логопедом, с какого возраста-------------------------------------------------------------

Выводы:------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

2. Исследование психических функций

  1. Слуховое внимание:

а) дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучала: бубен, погремушка, дудочка?»)----------------------------------------------------------------------------------

б) определение направления источника звука (звучащей игрушки)-----------------------------

  1. Восприятие и воспроизведение ритма:

от 4 до 5 лет (из 4 элементов): --..,-..-,..--,-…,…- ----------------------------------------------------

от 5 до 7 лет (из 5 элементов): --..-,-..--,--…,…--        -----------------------------------------------

  1. Зрительное восприятие:

а) подбор картинок к данному цветовому фону:

от 4 до 5 лет: белый, черный, красный , желтый , зеленый , синий -----------------------------

от 5 до 7 лет: основные цвета , розовый , голубой , сиреневый  , оранжевый , коричневый , серый

б) показать предметы, которые находятся справа  , слева  , вверху  , внизу  , впереди  , сзади--------------------------------------------------------------------------------------------------------

в) складывание разрезных картинок из 2-4 частей (от 4до 5 лет)        , из 5-8 частей (от 5 до 7 лет---------------------------------------------------------------------------------------------------------

г) складывание фигур из палочек-------------------------------------------------------------------------

Выводы:------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

3.

Состояние общей моторики

-сила движений-----------------------------------------------------------------------------------------------------точность движений--------------------------------------------------------------------------------------------- -темп движений----------------------------------------------------------------------------------------------------координация движений------------------------------------------------------------------------------------------переключение с одного движения на другое---------------------------------------------------------------

Выводы:------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

4.

Состояние ручной моторики

-точность движений-----------------------------------------------------------------------------------------------темп движений----------------------------------------------------------------------------------------------------синхронность движений правой и левой руки--------------------------------------------------------------переключение от одного движения к другому---------------------------------------------------------Задания: от 4 до 5 лет: «здороваются пальчики правой и левой руки», «здороваются пальчики только правой, только левой руки», мозаика, шнуровка, застегивание пуговиц, раскрашивание, вырезание.

От 5 до 7 лет дополнительно: «игра на рояле» (пальцы 1-5, 2-4, 5-1, 4-2, -2-3-4-5, 5-4-3-2-1);

-кулак-ладонь-ребро (правой, затем левой рукой);

-чередование движений: правая рука – ладонь, левая рука – кулак, далее – наоборот.

Выводы:------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

5.

Анатомическое строение речевого аппарата

Отметить наличие и характер аномалий в строении:

а) губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы);

б) зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов)-----------------------

в) прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний прикус)-------------

г) твердое небо (высокое узкое небо, плоское, укороченное, расщелина, субмукозная щель)

д) мягкое небо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка)------------------------

е) язык (массивный, «географический», маленький, с укороченной подъязычной связкой)-

Выводы:------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

6.

Обследование мимической мускулатуры

-поднять брови вверх («удивиться»)---------------------------------------------------------------------------нахмурить брови (рассердиться»)-----------------------------------------------------------------------------прищурить глаза-------------------------------------------------------------------------------------------------

-надуть щеки («толстячки»)------------------------------------------------------------------------------------

-втянуть щеки («худышки»)------------------------------------------------------------------------------------

Выводы:------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

7.

Состояние артикуляционной моторики

Губы.

«Улыбка»-«трубочка» под счет: до трех (до 5 лет); до пяти (с 5 лет)

а) наличие и отсутствие движений----------------------------------------------------------------------------

б) тонус (нормальный, вялый, чрезмерно напряженный)------------------------------------------------

в) темп движений (нормальный, быстрый, медленный)-------------------------------------------------

г) переключение от одного движения к другому----------------------------------------------------------

д) объем движений-----------------------------------------------------------------------------------------------

е) точность выполнения-----------------------------------------------------------------------------------------

ж) длительность (способность удерживать губы в заданном положении)---------------------------

з) замены движения----------------------------------------------------------------------------------------------

и) добавочные и мелкие движения (синкинезии)----------------------------------------------------------

Язык

Широкий – узкий (под счет 3 раза – до 5 лет), (5 раз – с 5 лет)----------------------------------------

Кончик языка поднять и опустить----------------------------------------------------------------------------

«Маятник»---------------------------------------------------------------------------------------------------------

«Качели»-----------------------------------------------------------------------------------------------------------

«Цоканье»----------------------------------------------------------------------------------------------------------

а) наличие или отсутствие движений-------------------------------------------------------------------------

б) тонус--------------------------------------------------------------------------------------------------------------

в) переключение с одного движения на другое-------------------------------------------------------------

е) точность выполнения-----------------------------------------------------------------------------------------

ж) наличие синкинезий, тремора, саливации---------------------------------------------------------------

Мягкое небо

Произнести звук «а» при широко открытом рте (отметить те же параметры движений)---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Выводы:------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

8.

Состояние просодии

Дыхание

Тип, плавность дыхания-----------------------------------------------------------------------------------------

Характеристика голоса

а) громкость (нормальный, тихий, чрезмерно громкий)-------------------------------------------------

б) наличие или отсутствие носового оттенка---------------------------------------------------------------

Темп (нормальный, быстрый, медленный)------------------------------------------------------------------

Ритм------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Выводы:------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

9.

Состояние звукопроизношения

Звуки

Характер произношения звуков

изолированно

в словах

во фразах

(б) –(п) (бь)-(пь)

(в)-(ф) (вь)-(фь)

(д)-(т) (дь)-(ть)

(к)-(г) (кь)-(гь)

(й)

(с)

(сь)

(з)

(зь)

(ц)

(ш)

(ж)

(щ)

(ч)

(л)

(ль)

(р)

(рь)

(м) (мь)

(н) (нь)

Выводы:------------------------------------------------------------------------------------------------------------

10.

Воспроизведение звуко-слоговой структуры слова

1. В словах

С 4-5 лет

дом                                     каша

снег                                     хлеб

крыша                                кошка

мостик                              помидоры

С 5 лет

сквозняк                                                 милиционер                              

сковорода                                               аквариум

температура                                        лекарство

свисток                                                  ящерица

2. В предложениях

Милиционер регулирует движение

Экскурсовод проводит экскурсию

Выводы:------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

11.  

Состояние фонематического восприятия

  1. Повторение слогов с оппозиционными звуками:

С 4 лет

па-ба                    на-га

ва-та                   та-на

та-да                   ка-га

мя-ма                  ба-ма

С 6 лет

ба-па-па                  са-ша-са

та-да-та                жа-за-жа

ба-бя-ба                  ча-ша-ча

га-ка-га                   за-са-за

  1. Дифференциация оппозиционных звуков

Миска - мишка                      бочка - почка

Уточка - удочка                     трава – дрова

Выводы:--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

12.

Состояние фонематического анализа и синтеза

С 4 лет

1. Выделение заданного звука (м) или (р) из слов. По заданию узнать, слышится ли звук (м) (мычание теленка) или звук (р) (моторчик) в словах: мышь -  , комар -  , доска -   , окно -   ,рама -  .

С 5 лет

2. Выделение первого согласного звука в словах («Скажи какай первый звук в слове»?): Аня -  , аист -   , осы -   , утка -   , Оля -   , Ира -  

С 6 лет

3. Определение первого согласного звука в словах («Скажи какой первый звук в слове»?): мак -  , дым -  , трава -   , кошка – 

4. Определение последнего звука в словах: дом -  , мак -  , камыш -    , ключ -    ,танк - 

5. Определение последовательности и количества звуков в слове (Какие звуки в словах?»):мак -  , суп -    , каша -   , рама- 

Выводы:---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

13.

Исследование понимания речи (импрессивной речи)

  1. Пассивный словарь. (Отметить объем словаря, точность понимания значения слов)

–Покажи где кукла, стол, стул.

–Покажи куклу, мишку и т.д.

2. Понимание различных грамматических форм словоизменения.

С 4 лет

2.1. Дифференциация единственного и множественного числа существительных.

- Покажи где:

стол - столы, дом - дома, стул – стулья, дерево – деревья, береза – березы.

2.2. Различение предложно-падежных конструкций ( с предлогами  в -, на - , под - ,

 над -, перед - , за - , около - ).

  • Покажи, где книга: в столе, на полке и т.д.

С 5 лет

2.3. Дифференциация предложно-падежных конструкций, с предлогами в - из, на – с, под – из-под

  • возьми линейку с пенала, из пенала, из-под пенала 
  • положи карандаш в пенал, возьми карандаш из пенала, из-под пенала
  1. Дифференциация форм словообразования

С 5 лет

  1. Диференциация уменьшительно-ласкательных существительных:

–покажи, где дом – домик, стул - стульчик, одеяло - одеяльце, подушка –подушечка, замок-замочек

  1. Дифференциация существительных с суффиксом –инк-:

– покажи, где: виноград - виноградинка, бусы – бусинка, роса – росинка.

  1. Дифференциация глаголов с различными приставками: шел, ушел, вышел, перешел, зашел, отошел.
  1. Понимание словосочетаний простых предложений

5 лет

  1. Словосочетания
  • покажи:

ключом карандаш                                                                   ключ карандашом

где хозяин собаки                                                                   где собака хозяина

дочка мамы                                                                              мама дочки

  1. Простые и распространенные предложения
  • покажи картинку:

Девочка рвет цветы

Девочка играет в мячик

Девочка убирает комнату

  1. Вопросительные предложения:
  • Кого ловит девочка?
  • Чем девочка ловит бабочку?
  • Кто ловит бабочку?

С 6 лет

  1. Понимание связной речи---------------------------------------------------------------------------Выводы:----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

14.

Исследование лексики и грамматического строя речи.

  1. Активный словарь.

С 5 лет

  1. Обобщающие понятия.

Назвать одним словом группу предметов: овощи -  , посуда -   , транспорт -   , мебель - .

  1. Существительные обозначающие части тела, части предметов.

С 5 лет

  • части тела: голова, ноги, нос, рот, грудь, живот, шея и др.-------------------------------
  • части одежды: рукав, воротник, пуговица-----------------------------------------------------
  • части предметов мебели: спинка, ножка, сиденье-------------------------------------------
  • части автомобиля: дверца, колеса, руль, кабина--------------------------------------------

С 6 лет

  • части тела: локоть, колено, пальцы, ноготь----------------------------------------------------
  • детали одежды: воротник, манжета, петля----------------------------------------------------
  • части автомобиля: кузов, кабина, фары-------------------------------------------------
  • части окна: рама, подоконник, стекло-------------------------------------------------------------  
  1. Название профессий--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
  2.  Исследование глагольного словаря.

С 5 лет

  • что ты делаешь в течение дня?---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
  • кто как передвигается?------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
  • кто как кричит?----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

С 6 лет

  •  кто какие звуки издает?--------------------------------------------------------------------------------
  •  кто что делает? (с использованием названий профессий)--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

1.5. Подбор антонимов (с 6 лет):

добро-зло

горе –                                                        высокий -

друг –                                                        легкий –

хороший –                                                поднимать -

большой –                                                 давать -

широкий -                                                 покупать –

  1. Состояние словоизменения

С 4 лет

  1. Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа:

стол –                                                          дерево –

кукла –                                                        окно -

ухо –                                                            стул -

слон –                                                          воробей -

рукав -                                                         пень –

С 5 лет

  1. Употребление формы Р.п. мн. ч. существительных:

Много чего?

шар – шаров

стол –                                    дерево -

дом –                                      лист -

береза –                                  стул -

чашка –                                  мяч -

2.3. Согласование прилагательных с существительными в единственном числе.

Назвать цвет предметов: шар -    , ведро -   , платье -    , машина -   

  1. Употребление словосочетаний – числительных два и пять с существительными:

       дом – два дома, пять домов

       кукла -

       шар –

С 6 лет

Карандаш – два карандаша, пять карандашей

ключ –

лев –

озеро –

  1. Состояние словообразования.

С 5 лет

3.1. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

  • как назвать маленький предмет?

стол –                                           кукла -

мяч –                                             ложка -

дом –                                             шкаф -

кровать –                                      миска –

С 6 лет

гриб –

лиса-

лист -

  1. Образование названий детенышей животных

С 4 лет

у утки –

у гуся –

у лисы –

С 5 лет

у зайца –

у белки –

у медведя –

С 6 лет

у коровы –

у лошади –

у собаки –

  1. Образование прилагательных от существительных (с 6 лет) – относительных (из чего сделано):

бумага –                                       металл -

мех –                                             шерсть -

притяжательных (чей? чья? чье?):

кофта бабушки –

газета папы –

хвост зайца –

  1. Образование приставочных глаголов (с 6 лет)

назвать действия (Что делает мальчик?)

ходит – уходит – входит – выходит – переходит

летит –

  1. Образование глаголов совершенного вида (с 6 лет)

рисовал – нарисовал

писал –

делал –

4. Состояние связной речи

Предлагается пересказ (для детей 4-5 лет), рассказ по серии сюжетных картинок (для детей 6 лет).

Вывод:----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

15. Логопедическое заключение-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------