Конспект НОД «Путешествие в прошлое часов» в старшей группе

Трунова Анна Евгениевна

Цель: Закрепление знаний о различных видах часов, о принципе их работы и роли в жизни человека.

Задачи:

Обучающие: познакомить с историей возникновения часов, их разновидностями. Учить изготавливать простейшие водяные, песочные часы.

Развивающие: развивать исследовательский интерес, любознательность, творческое воображение.

Воспитывающие: воспитывать навыки сотрудничества (работать в подгруппе и парами), умение анализировать свою работу на занятии.

Предварительная работа: беседы с детьми о часах «Что мы делаем в разное время?», «Часы у меня дома», рассматривание с детьми иллюстраций с изображением разных часов, чтение художественной литературы: Анофриев «Тик- Так», Берестов «Без четверти шесть», рассказ воспитателя о временных представлениях, принести для мини- музея группы «Время» интересные экспонаты.

Материал: проектор, ноутбук, раскраски-часы (грустные и весёлые), карандаши, фломастеры, картинки разных видов часов, картинка часов, вода, пластиковая бутылка.

 

Ход НОД

Ребята вчера вечером я оставила на столе картинку с темой нашего занятия. Но, по-видимому, кто-то решил с нами пошутить и разрезал картинку на части. Поможете мне ее собрать? (Дети собирают картинку из частей). Посмотрите внимательно и скажите, что изображено на картинке? (Ответы детей.) Правильно часы. Сегодня мы с вами будем говорить о часах. А для чего человеку нужны часы? Зачем нужно знать время?

Воспитатель: А как же мы можем узнать, какие часы были раньше?

(Подводит детей отправиться в путешествие прошлое часов.)

Воспитатель: Как же нам попасть в прошлое? (Ответы детей.)

Воспитатель: А где еще можно увидеть предметы из прошлого? Где их выставляют? (Ответы детей.)

Воспитатель: Сегодня мы с вами совершим путешествие в прошлое часов. А сейчас расскажем историю возникновения часов. В этом мне поможете вы, ребята.

Просмотр слайдов и беседа (на стульчиках, полукругом).

Слайд 1 с изображением петуха

Воспитатель: Посмотрите на экран. (Дети подходят к экрану. На экран проецируется фото с изображением петуха) (Ответы детей.)

Воспитатель: Молодцы! Об этом нам расскажет Лиза К.:

Часы – Петух.

Давным-давно люди узнавали время по живым часам.

Эти часы ходят по двору, хлопают крыльями и, взлетев на забор, кричат:

«Ку-ка-ре-ку!»

Воспитатель: Часы – петух были удобными часами? Почему? (Ответы детей.)

Слайд 2 с изображением жёлтых одуванчиков.

В.: Также давным-давно люди заметили, что одни цветы раскрываются в одно время, например, утром, а другие – днем, вечером. И придумали сделать цветочные часы. (На экран проецируется фото с изображением цветочных часов).

Воспитатель: Но пользоваться такими часами человек мог не всегда. Почему?

(Ответы детей.)

Слайд 3 с изображением солнечных часов.

Воспитатель: Матвей нам расскажет про солнечные часы:

Давным-давно, когда часов еще не было время узнавали по солнцу.

Человек вкопал в землю столб, а вокруг столба начертил круг, разделил его на части. Каждая часть равнялась одному часу.

(На экран проецируется фото с изображением солнечных часов.)

Воспитатель: В это же время люди придумали водяные часы, которые сообщали о времени и ночью, и в хмурый день. (На экран проецируется фото с изображением водяных часов.)

Слайд 4 с изображением водяных часов. 

О них нам расскажет Лиза М:

На смену солнечным часам пришли Водяные часы.

В высокий и узкий сосуд с дырочкой у дна наливали воду.

Капля за каплей она сочилась из отверстия.

На стенках сосуда были сделаны черточки – отметки, которые показывали, сколько времени прошло с того момента, когда в сосуд налили воду.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам сделать такие часы. (Объяснение по изготовлению часов.) (Дети разбиваются на группы и подходят к столам с приготовленным оборудованием.)

Практическая работа – изготовление водяных и солнечных часов. Разрежьте бутылку на две части пополам. Верхняя часть – это часть с горлышком и крышкой. Нижняя часть – это «мисочка» - резервуар для воды. В завинчивающейся крышке верхней части бутылки надо сделать небольшое отверстие, чтобы из него потихоньку выливалась вода. Переверните верхнюю часть горлышком вниз. И вставьте ее в нижнюю часть. Вода будет выливаться в нижнюю часть бутылки как в «мисочку».

Воспитатель: Молодцы! Ребята, как вы думаете, удобны ли эти часы?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Не случайно говорят с тех пор о времени: «Сколько воды утекло!»

Слайд 5 с изображением песочных часов.

Воспитатель: Похоже устроены и песочные часы. (На экран проецируется фото с изображением песочных часов.) О них нам расскажет Лера:

Песочные часы.

С тех пор прошло не мало лет, и люди поняли ответ, что лишь песок,

он есть один и Бог, и царь, и господин!

Воспитатель: А эти часы были удобны? (Ответы детей.)

Воспитатель: А еще люди выдумали огненные часы. (На экран проецируется фото с изображением огненных часов.)

Давайте пройдем на ковер, я вам покажу эти часы. (Дети садятся.)

Воспитатель: А эти часы были удобны? (Ответы детей.)

Упражнение на релаксацию с сосредоточением на дыхании: «Задуй свечу».

Цель: снять психическое напряжение.

Глубоко вдохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха. Затем, вытянув губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносить звук «У».

Физминутка:

Тик-так, тик –так, я привык вот так (взмахи руками, вдоль туловища).

Левый шаг, правый шаг, тик-так, тик-так (шаг влево, шаг вправо).

Слайд 6с изображением механических часов. 

Воспитатель: Время шло. Люди придумали все новые приборы для измерения времени. Появились механические часы. (На экран проецируется фото с изображением механических часов). Сначала они имели одну стрелку. Позже появилась минутная стрелка. А еще позже – секундная. Про механические часы нам расскажет Никита З.

«Механические часы»
- Прошло много времени, пока человек не придумал часы с механизмом. Установил пружинку, закрутил ее, чтобы не раскрутилась, прикрепил к ней зубчатое колесико. Оно цепляется за другое колесико и передвигает стрелки, а стрелки показывают часы и минуты. Механические часы нужно заводить каждый день. Забудешь завести такие часы и они остановятся.

Воспитатель: Механические часы нужно заводить каждый день. Забыл завести часы – они встали. А какие часы не надо заводить?

Слайд 7 с изображением электронных часов. 

Воспитатель: Не нуждаются в заводе электронные часы. (На экран проецируется фото с изображением электронных часов.) Они работают на батарейках. У них даже нет стрелок – на экране светятся цифры. Время показывает точное и не капризничает. Шли годы. Жизнь становилась торопливее, люди стали дорожить временем. Часы стали необходимы каждому человеку. Каких только часов не придумали.

Слайд 8 - Современные часы

— Вот какой сложный путь прошли часы, чтобы мы их увидели такими, какими видим сейчас. И все это сделал человек. Посмотрите, какие красивые часы придумали взрослые. (Показывает разные виды часов, часы разной формы.) Человек позаботился и о внешнем виде часов, чтобы порадовать людей. Вот как изменил человек часы, он проявил умение, творчество в работе и постарался, чтобы они всем понравились. И может, кто-то из вас, став взрослым, придумает новые, более интересные часы.

Дидактическая игра «Цепочка»

Цель: развивать внимание, мышление, восприятие.

А сейчас мы с вами поиграем в игру «Что сначала, что потом».

Из представленных картинок выложите цепочку появления часов. Каждый возьмите по одной картинке и поставьте её в нужное место.

Воспитатель: Наша экскурсия подошла к концу. А как же гном Тик-Так узнает, что мы были в музее часов? (Ответы детей.)

Продуктивная деятельность и подведение итогов.

Воспитатель: Мы сегодня с вами будем создавать часы будущего. Рисовать будем в парах. Делимся на пары по форме часов. (Дети делятся парами, рисуют часы. Во время работы педагог интересуется, какие часы рисуют дети. Рисунки складываются в конверт для гнома.)

Что вы расскажете дома родителям о нашем занятии?

Воспитатель: О каких часах вы сегодня узнали? Что вам понравилось? Что вызвало затруднения? Почему? (Ответы детей.)

Рефлексия для детей
Всех поблагодарить и похвалить.
Предложить выбрать раскраску: 
(если всё понравилось раскраска с весёлыми часами, если что-то не понравилось – раскраска с грустными часами, если ничего не понравилось - пустой листочек).

А в следующий раз, мы с вами, будем учиться определять время, чтобы вы не опаздывали в школу.