Речевое дыхание

Пигалова Марина Викторовна

 

Речевое дыхание: дышим правильно - говорим легко

 

Развивая правильную речь, обязательно нужно научить детей правильному дыханию – энергетической основе нашей речи.

! Дыхание должно быть диафрагмальным, то есть дыхание животом, - это самое правильное и самое полезное дыхание.

Упражнение «Шарик»: «Представь, что живот – это воздушный шарик. Давай заполним его воздухом через нос, живот выпячивается. Выпускаем воздух медленно и долго через нос (можно через рот), живот втягивается».

При выполнении этого упражнения левая рука лежит на животе, правая – на груди. Живот надувается, а грудная клетка и плечи не поднимаются.

Попробуйте подышать с ребенком дома, лежа на спине – для лучшего расслабления. На живот можно положить игрушку лодочку из бумаги и наблюдать, как она качается по «волнам».

Упражняясь 5-10 минут с перерывами по 1 минуте каждый день, вы заметите, что ребенок быстрее засыпает, становится спокойнее. Такое дыхание учит человека расслабляться, быстро восстанавливать свои силы. Оно полезно не только детям, но и взрослым людям, испытывающим физические нагрузки, стресс, напряжение, часто болеющим простудными заболеваниями.

! Затем необходимо сформировать сильный плавный ротовой выдох.

При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении.

Вот параметры плавного ротового выдоха:

·​ выдоху предшествует сильный вдох через нос – «набираем полную грудь (живот) воздуха»;

·​ выдох происходит плавно, а не толчками;

·​ во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, нельзя надувать щеки;

·​ во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос, (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ребенку ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);

·​ выдыхать следует, пока не закончится воздух;

·​ во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

Воспитанию активного выдоха способствуют следующие упражнения:

·​ надувание резиновых игрушек и шариков;

·​ игра на губных инструментах;

·​ пускание мыльных пузырей;

·​ упражнение «Лодочка» - дуть на лодочку из пенопласта в воде;

·​ упражнение «Футбол» - дуть через соломинку на горошину, приводя ее в движение и т.д. и т.п.

! Для развития углубленного вдоха детям предлагается:

·​ «Понюхать цветок»;

·​ узнать по запаху фрукт или овощ с закрытыми глазами и т.д. и т.п.

Во время этих упражнений необходимо следить, чтобы голова была приподнята, шея выпрямлена, плечи не поднимались.

 

P.S. Дыхательные упражнения не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак.

 Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения.

 Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди.

 

Уважаемые родители!

Просьба: следите за правильным дыханием Ваших детей!

Учитель-логопед М.В. Пигалова