Проект "Масленица Широкая"

Щербакова Людмила Анатольевна

Проект по патриотическому воспитанию

«Масленица широкая

Вид проекта:

 познавательно - творческий , краткосрочный .                                                                      Продолжительность проекта :

1неделя                                                                                                                   Участники проекта :

Воспитатель, дети дошкольной группы ( 4-6 лет ) , родители .

Актуальность проекта:

Россия богата своими традициями, но мы видим тенденцию к тому, что в наше время стали уходить в прошлое знания о народных гуляниях, когда праздники отмечали не только в своей семье, а целыми улицами, деревнями. Наши дети не видят примера от своих родителей.

Масленица – один из ярких и веселых народных праздников, происходящий в конце зимы, всегда отмечался, шумно с блинами, ярмарками и скоморохами. Поэтому этот праздник оставляет светлые впечатления, прививая интерес к историческому прошлому страны. В результате реализации этого проекта дети знакомятся с национальной культурой и народными традициями, приобретают знания о смене сезонов, узнают новые народные песни, сказки, пляски, игры. У детей формируется познавательный интерес, воспитывается эмоциональное, положительное отношение к традициям русского народа.                                                                                               

Цель:

Воспитывать патриотизм, основанный на традициях русского  народа.                

Задачи:

• Развивать интерес к русским народным традициям;

• Расширять представления детей о русском обрядовом празднике «Масленица»;

• Познакомить с различными жанрами устного народного творчества.

• Развивать художественно – творческую деятельность  дошкольников в рисовании городецкой росписи.

• Содействовать формированию сотрудничества детского сада и родителей воспитанников ;

• Формировать любовь к Родине, ее традициям.

Реализация проекта через образовательные области:

Познавательное развитие:

НОД , беседы , дидактически игры , совместная деятельность , загадывание загадок .                             

Речевое развитие :                                                                                                               Чтение художественной литературы ,заучивание .                                                                                             

Социально – коммуникативное развитие:

Тематические беседы , просмотр мультимедийной презентации , просмотр мультфильмов.

Художественно – эстетическое развитие:                                                                               Изобразительная деятельность , прослушивание русской народной музыки ,                                                                             совместный праздник детей и их родителей. 

Физическое развитие :                                                                                            Подвижные игры , хороводные  игры , народные игры -забавы .                                  Предполагаемые результаты : 

Сформированы представления детей о русском обрядовом празднике «Масленица»;

- Имеют представление о  различных  жанрах устного народного творчества,  народных праздниках, играх;

- Владеют знаниями масленичной кухни;

- Сформированы навыки рисования городецкой росписи;

Продукт проектной деятельности:

- Оформление выставки рисунков «Масленица»;

- Составление сборника семейных рецептов «Блинный пир на весь мир»;

- Совместный праздник детей и их родителей «Масленица широкая».

Этапы проекта:

1.Подготовительный этап (информационно-накопительный) :

• Разработка содержания проекта, составление плана работы;

• Подбор информационного материал для реализации проектных мероприятий (народные игры - забавы, частушки, иллюстрации, художественная литература, аудиозаписи с русскими народными песнями);

•Подготовка методического материала (конспекты НОД, игр, совместной деятельности, т.д.)

• Подбор материалов для продуктивной деятельности;

•Анкетирование родителей «Народные праздники дома» .                                                                                                           

2.Основной этап (организационно-практический):

Понедельник - « Встреча гостей »                                                                                   - Беседа о значении названия « Встреча гостей »- ходили к друг другу в гости                                                                                               

- Просмотр мультимедийной презентации «Масленица »;                                                       - Совместная деятельность - рисование  «Тарелочка для блинов »                                   ( по городецкой росписи ) ;                                                                                                              - Отгадывание загадок о зиме и весне .

Вторник - «Заигрыш»

-Беседа о значении названия «Заигрыш» - начинались катания на санях, лошадях 

-Заучивание закличек, загадок, частушки, пословиц о Масленице ;

- Разучивание песни «Ой, блины мои блины...»;          

 -Народная игра - забава «Кто быстрее на метле?»;

 -Хороводная игра «Едет Масленица»;

- Подвижные игры: «Гори, гори ясно», «Ручеёк».

- Памятка для родителей «Традиции празднования Масленицы в России»;

Среда«Лакомка »

- Беседа о значении названия «Лакомка»- пекли и вдоволь ели блины ;                               - Беседа «Значение и символика блинов»;

- Народная игра-забава «Блинная эстафета»;

- Рисунки на снегу ;

- Родителям  предложить создать сборник рецептов                                             «Блинный пир на весь мир »;

-Чаепитие с блинами ( родители , сотрудники )

Четверг - «Разгуляй», Суббота «Золовкины посиделки»

-Беседа о значении названия «Разгуляй» - можно пошуметь, развлечься , поиграть; « Золовкины посиделки» -  навещали сестер мужа  ;

- Рисования на тему «Госпожа Масленица»

- Оформление выставки детских рисунков;

- Слушание народных песен «Как на масленой неделе», т.д.;

- Просмотр мультфильма из серии « Смешарики »  . « Масленица »;                                         - Народные игры - забавы « Ручеёк » , « Звонарь »  ;                                                                    - Хороводная игра « Заинька , попляши ».

Пятница - «Тёщины вечёрки» , Воскресенье «Прощённый день».

- Беседа о значении названий «Тёщины вечёрки» -  ходили к тёще на блины  и «Прощённый день » - все просят друг у друга прощение  ;

- Народная игра-забава «Снежный тир»;

- Инсценирование стихотворения С.Михалкова  «Как мужик корову продавал » .   

3. Заключительный:

- Совместный праздник детей и их родителей  « Масленица широкая».

 

Обобщени :                                                                                                               Входе реализации проекта воспитанники нашей группы познакомились с историей народного праздника Масленица , узнали о праздновании Масленицы в древней Руси и настоящее время.  Дети с удовольствием заучивали песни , заклички , загадки , поговорки о Масленице . На прогулке дети  с удовольствием играли в народные игры - забавы ; водили хороводы  . Родители наших детей приняли активное участие в составлении книги рецептов , в организации и проведении праздника на участие детского сада . Проект был направлен на воспитания патриотических чувств через знакомство с национальной культурой и традициями , на расширение знаний о народном празднике Масленица .

Литература :                                                                                                            «Окружающий мир » В.Ю.Дьяченко ;                                                                                         «Знакомство дошкольников с народной культурой »А.Я.Чебан , Л. Л. Бурлакова ;                                                                                                                 «Календарные и народные праздники в детском саду » Г.А.Лапшина;                                                                                             «Бабушкины забавушки »Л.Н.Карпова ;                                                          «Народные праздники в детском саду 5-7 лет »М. Б . Зацепина.