Состояние пассивного и активного словаря у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Степашкина Елена Александровна

Состояние пассивного и активного словаря у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Степашкина Елена Александровна

МДОБУ Д/С №12 ЛГО

Учитель-логопед

 

Аннотация

В статье представлены методики экспериментального изучения пассивного и активного словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи.      Результаты исследования показали, что процесс формирования антонимичных и синонимичных полей и их структурация у детей с общим недоразвитием речи происходит с задержкой и на данный момент является несформированным.

Ключевые слова: пассивный и активный словарь, общее недоразвитие речи, старшие дошкольники.

 

The state of passive and active vocabulary in preschool children with general speech underdevelopment

Stepashkina Elena Aleksandrovna

MDOBU D/S No. 12 LGO

Speech therapist teacher

Student: Course 4 group 8092z

Faculty of Pedagogy and Psychology – Center of Pedagogical Education

Department: Correctional Pedagogy, Psychology and Speech

Therapy Direction of training: Special (defectological) education

Focus: Speech Therapy

 

Annotation

The article presents methods of experimental study of passive and active vocabulary of older preschoolers with general speech underdevelopment. The results of the study showed that the process of formation of antonymous and synonymous fields and their structuration in children with general speech underdevelopment occurs with a delay and is currently unformed

Keywords: passive and active vocabulary, general underdevelopment of speech, senior preschoolers.

 

В настоящее время количество детей, имеющих нарушения речи, неуклонно увеличивается.

Неполноценная речевая деятельность оказывает негативное влияние на все сферы личности ребенка: затрудняется развитие его познавательной деятельности, снижается продуктивность запоминания, нарушается логическая и смысловая память. С трудом дети овладевают мыслительными операциями, нарушаются все формы общения и межличностного взаимодействия, существенно тормозится развитие игровой деятельности, имеющей, как и в норме, ведущее значение в плане общего психического развития.

Одним из распространенных речевых нарушений является общее недоразвитие речи (ОНР).

У детей с общим недоразвитием речи нарушено формирование всех компонентов речеязыковой системы, следовательно, у них отмечается и недостаточность развития словаря как основы для речи. Замедление речевого развития, трудности в овладении словарным запасом в совокупности с особенностями восприятия обращенной речи ограничивают речевые контакты ребенка с взрослыми и сверстниками, препятствуют осуществлению полноценного общения.

Дети с общим недоразвитием речи любого уровня речевого развития не могут спонтанно встать на онтогенетический путь развития речи, свойственный нормальным детям.

Поэтому для правильного построения коррекционной работы и успешной подготовки к школе детей с общим недоразвитием речи актуальным является выявление особенностей словаря у этих детей и выбор эффективных методов обучения с учётом этих особенностей.

Цель исследования: изучение уровня сформированности активного и пассивного словаря детей старшего дошкольного возраста, с общим недоразвитием речи влияющих на здоровье и психическое развитие детей.

Объектом исследования является состояние активного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, предметом – особенности развития активного и пассивного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Особенности развития мышления во многом определяют особенности детского словаря. Наглядно - действенное и наглядно - образное мышление объясняет преобладание слов, обозначающих названия предметов, явлений, качеств. Появление словесно - логического мышления вызывает усвоение детьми элементарных понятий [5].

Словарь – это слова (основные единицы речи), обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности.

С помощью речи, слов ребенок обозначает лишь то, что доступно его пониманию. В связи с этим в словаре ребенка рано появляются слова конкретного значения, позднее – слова обобщающего характера.

Первоначальной функцией речи ребенка является установление контакта с окружающим миром, функция сообщения. Деятельность ребенка раннего возраста осуществляется совместно с взрослым, и в связи с этим общение носит ситуативный характер.

В связи с этим, развитие лексики во многом определяется и социальной средой, в которой воспитывается ребенок. Возрастные нормы словарного запаса детей одного и того же возраста значительно колеблются в зависимости от социального уровня семьи, так как словарь усваивается ребенком в процессе общения.

Активный словарь – это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет (более или менее часто). Активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи.

Пассивный словарь – это слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет. Пассивный словарь значительно больше активного, сюда относятся слова, о значении которых человек догадывается по контексту, которые всплывают в сознании лишь тогда, когда их слышит.

Перевод слов из пассивного словаря дошкольников в активный представляет собой специальную задачу развития речи. Введение в речь детей слов, которые они самостоятельно усваивают с трудом, употребляют в искажённом виде, требует педагогических усилий [2].

Формирование словаря детей рассматривается в двух аспектах.

Первый аспект заключается в освоении ребёнком предметной отнесенности слов и их понятийного содержания. Он связан с развитием познавательной деятельности детей. В дошкольной методике развития речи этот аспект разработан, прежде всего, в работах В.В. Гербовой, А.П. Иваненко, М.М. Кониной, В.И. Логиновой, Л.А. Пеньевской, Е.И. Тихеевой, В.И. Яшиной.

Второй аспект заключается в усвоении слова как единицы лексической системы, его связей с другими лексическими единицами. Здесь особое значение приобретают ознакомление детей с многозначными словами, раскрытие их семантики, точное по смыслу использование антонимов, синонимов, многозначных слов, т.е. развитие смысловой стороны речи. Оба эти аспекта взаимосвязаны между собой, и, безусловно, работа над смысловой стороной слова становится возможной лишь при усвоении детьми предметного, понятийного содержания слова.

Принято выделять четыре основные задачи:

  1. Обогащение словаря, т.е. усвоение новых, ранее неизвестных ребёнком слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе. Обогащение словаря происходит, в первую очередь, за счёт общеупотребительной лексики (название предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.).
  2. Уточнение словаря, т.е. словарно - стилистическая работа. Овладение точностью и выразительностью языка (наполнение содержанием слов, известных детям, усвоение многозначности, синонимики и т.п.). Эта задача обусловлена тем, что у детей слово не всегда связанно с представлением о предмете.

3.     Активизация словаря, т.е. перенесение как можно большего числа слов из пассивного в активный словарь, включение слов в предложения, словосочетания. В работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Это происходит только в том случае, если оно будет закреплено и воспроизведено ими в речи. Новое слово должно войти в словарь в сочетании с другими словами, чтобы дети привыкли употреблять их в нужных случаях.

4.     Устранение нелитературных слов, перевод их в пассивный словарь (просторечные, диалектные, жаргонные). Это особенно необходимо, когда дети находятся в условиях неблагополучной языковой среды [2].

Под общим недоразвитием речи понимаются тяжелые дефекты речи, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой сторонам, при сохранном слухе и интеллекте. Речевое развитие у детей с ОНР протекает замедленно и своеобразно, вследствие чего различные звенья речевой системы долгое время остаются несформированными [1].

По степени тяжести проявления дефекта в современной логопедии условно выделяют четыре уровня общего недоразвития речи.

Первые три описаны Р.Е. Левиной [4]: первый уровень – отсутствие общеупотребительной речи; второй уровень – начатки общеупотребительной речи; третий уровень – развернутая речь с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития.

Четвертый уровень – незначительные нарушения всех компонентов речи – представлен в работах Т.Б. Филичевой [6].

Дети с общим недоразвитием речи понимают значение многих слов; объем их пассивного словаря близок к норме. Однако употребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывают большие затруднения. Дошкольники с общим недоразвитием речи не знают многих действий предметов, не знают оттенки цветов, плохо различают форму предметов. В словаре детей мало обобщающих понятий [3].

Экспериментальное изучение словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи проводилось на базе старшей группы МДОБУ «Детский сад комбинированного вида № 14 Лесозаводского городского округа. В эксперименте приняли участие 14 детей старшей группы.

Для определения уровня сформированности активного словаря были использованы методики Т. Б. Филичевой, Н. А. Чавелевой, Г. В.Чиркиной, О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной.

В результате исследования выявилось, что у детей с общим недоразвитием речи развитие активного словаря ниже возрастной нормы. Так, высокий уровень развития активного словаря имеют 3 детей из 14.
6 детей показали средний уровень развития активного словаря. Они затруднялись при ответах, почти не пользовались помощью, не все предложенные картинки смогли назвать, в том числе детенышей животных. Наибольшие трудности у них вызвал подбор прилагательных и глаголов. У 5 детей мы констатировали низкий уровень развития активного словаря. Именно у этих детей наиболее ярко проявляется расхождение в объёме активного и пассивного словаря: объем пассивного словаря преобладает над активным. У детей отмечалась сильная истощаемость внимания и крайняя неусидчивость.

Таким образом, результаты диагностики показали, что активный словарь детей с ОНР развит недостаточно, преимущественно характеризуется средним уровнем его развития. В словаре детей преобладают существительные и глаголы, недостаточно развито употребление слов обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий. Из этого можно сделать вывод, что дети с ОНР нуждаются в специализированной работе по развитию словаря, при проведении которой необходимо учитывать актуальный уровень развития словаря и этапы овладения лексикой в норме.

 

Список литературы

  1. Волосовец Т.В. Преодоление ОНР дошкольников. - М., 2002.
  2. Деревянко Н.П., Лапп Е.А. Формирование словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи // Практическая психология и логопедия №4, 2006. С. 22 – 25.
  3. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР. - СПб, 2003.
  4. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии / под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Просвещение, 1967. - С 71-75,125-146, 147-157.
  5. Ушакова Т.Н. Принципы развития ранней детской речи // Дефектология. - 2004. - №5. С. 7 – 14.
  6. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. - М., 2000.