«Путешествие с Эколятами Дошколятами в страну песка».

Колесникова Татьяна Геннадиевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти «Школа с углубленным изучением отдельных предметов № 89 имени В.И.Исакова»

 

 

 

Воспитательно-образовательная деятельность с детьми по исследовательской деятельности в совместной и самостоятельной деятельности на прогулке (организация игр с песком).

Сценарий образовательной деятельности.

Номинация конкурса «Юный исследователь».

Тема: «Путешествие с Эколятами Дошколятами в  страну песка».

 

 

 

 

 

 

 

 

Авторы: Колесникова Т.Г, Ёлшина Е.Ю.

 

 

 

 

 

 

 

Тольятти 2022г.

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема«Путешествие с Эколятами Дошколятами в  страну песка».

Образовательная область «Познавательное развитие».

Возраст: 4 - 5 лет.

Форма: Целевая прогулка с организованной образовательной деятельностью, экспериментированием.

 

Цель: расширить представление детей о свойствах песка в процессе опытно-эксперементальной деятельности.

 

Задачи:

1. Дать представления о свойствах песка: песчинки лёгкие, впитывает жидкость, имеет вес, легко сыплются.

2. Формировать у детей навык наблюдательности.

3. Расширять интерес  к опытно-экспериментированию.

4. Развивать любознательность, развивать зрительное восприятие и связывать увиденное со слово.

 

 

Методы и приёмы: Организационный момент, беседа, эксперимент, рассматривание, показ воспитателя, самостоятельная деятельность детей, труд, подвижная игра, итог.

 

Самостоятельная деятельность детей: вынести совочки, формочки, ведёрки, лопаточки для игры с песком. Предложить детям сделать из песка пирожные.

 

Материалы:

Сказочный персонаж,  музыкальный центр, диск с записями песен и упражнений;лопаточки, палочки, лупы, медальки, клей - карандаш и листы белой бумаги по количеству детей;10 пластмассовых игрушек, 2 лейки, корзинка с кубиками жёлтого и красного цвета, 2 обруча: жёлтый и красный, листы цветной (10 красной и 10 жёлтой) бумаги, стаканчики с песком, стаканчики с водой, ложечки, одноразовые стаканчики прозрачные, весы, 2 одинаковые чашечки, 2 ведерка детских, плечики, сахар.

 

Ход прогулки:

Воспитатель: К нам заглянуло лето в открытое окно.

От солнечного света тепло и всем светло!

Воспитатель:

 Розовая шапочка, забавные косички.

Юбочка зеленая, перчатки-невелички.

Книжки разные читает, о природе много знает.

Серьезней всех девчонка тут, её все «Умницей» зовут.

(Заходит в группу Умница).

Умница: Здравствуйте, ребята!

 Я вас зову в песочную страну.

(Дети с Умницей и воспитателем выходят на улицу).

Воспитатель: Мы отправимся в Песочную страну. На каком транспорте туда можно добраться?

Дети: (предлагают свои варианты ответов).

Умница: Мы полетим туда на самолете

(достает из выносного материала бумагу, ребята делают самолетики на веранде).

Умница: Возьмите бумажные самолетики, мы отправляемся. (Дети под музыку выполняют игровые движения с бумажными самолетиками. В конце самолетики «приземляются» в песочницу).

Воспитатель: А вот и волшебная Песочная страна – это наша песочница.

 

1 реб: Песочница, песочница!

А в ней песок, песок.

Песочница, песочница!

Идем играть, дружок.

 

2 реб: Песочница, песочница!

В руках у нас совок.

Песочница, песочница!

Мы черпаем песок.

Умница: Но в этой стране есть свои правила поведения. Здесь нельзя кусаться, драться и нельзя песком кидаться! Можно строить и творить: горы, реки и моря – Чтобы жизнь вокруг была! Никого не обижать, ничего не разорять! Это – мирная страна! Дети, поняли меня?

Дети: Да!

Воспитатель: Ребята, чтобы поближе узнать, какой песок живет в Песочной стране, нам нужно его внимательно рассмотреть. Давайте разделимся на две команды юных исследователей. А в конце путешествия определим лучшую команду. Победителей ждёт награда!

Дети, прилетевшие в Песочную страну на красных самолётах – команда красных, на жёлтых самолётах – команда жёлтых.

Воспитатель открывает песочницу, Песок выложен горкой. В песке заранее спрятаны игрушки. Горка украшена формочками. Каждому ребенку предлагают взять лопаточку, лупу и белую бумагу.

 

Опыт 1. Наберите лопаточкой немного песка и аккуратно насыпьте немного песка на лист бумаги. Легко ли сыплется песок? Легко.

Определяют, что песок - «сыпучий», песок — рыхлый.

(Умница хвалит наиболее активную команду).

 

Опыт 2. С помощью увеличительного стекла внимательно рассмотрим, из чего состоит песок (из зернышек-песчинок). Как выглядят песчинки – жители «Песочной страны»? Они очень маленькие, круглые, полупрозрачные (или белые, желтые, в зависимости от разновидности песка). Похожи ли песчинки одна на другую? Чем схожесть и различия?

Важно, чтобы в процессе сравнения ребята внимательно рассмотрели песчаные зернышки.

Вывод: В песке каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к своим «соседкам», поэтому песок сыпучий и рыхлый.

(Отмечается наиболее активная команда).

 

Опыт 2. Ребята, а давайте представим лица жителей Песочной страны и нарисуем их. Вы умеете рисовать песком? Нанесём на лист изображение клеем – карандашом и покроем лист песком. Затем стряхнуть с листа лишний песок и рисунок готов!

(Умница хвалит всех детей).

 

Опыт 3. А ещё в Песочной стране могут расти растения. Проверим, можно ли посадить в песочнице дерево? Возьмем палочку и представим, что мы сажаем маленькое деревце. Почему легко воткнуть палочку в песок?

Дети: В песке палочка расталкивает песчинки, которые «не держатся друг за друга», и поэтому палочку легко воткнуть. Мы ведь уже выяснили, что песок — рыхлый.

(Умница  отмечает команду, правильно ответившую на вопрос).

 

Опыт 4. Нальем воды в песочницу. Потрогаем песок. Каким он стал?

Дети: Влажным, мокрым.

Воспитатель: А куда исчезла вода?

Дети: Она «забралась» в песок и «уютно устроилась» между песчинками. 

Воспитатель: Попробуем «посадить» палочку - деревце в мокрый песок.

(Дети «Сажают палочку в мокрый песок).

В какой песок она легче входит — в сухой или мокрый? Почему?

Дети: Когда человек весной сажает растения на грядках или деревья в парках, садах, он поливает землю, если она сухая. Во влажную землю легче сажать растения.

Воспитатель: Вот какой необычный песок живет в Волшебной стране!(Умница отмечает команду, правильно ответившую на вопрос).

Опыт 5.Воспитатель: Ребята посмотрите внимательно, чем еще отличается мокрый песок от сухого?                                                                                          Дети: Мокрый песок - темнее. Сухой песок – светлее.                                

Умница: Ребята, ваше наблюдение абсолютно верно. Какой песок тяжелее сухой или мокрый? (Дети и Умница переходят к песочнице, где стоят два детских ведерка в одном- сухой песок, а в другом –мокрый).

-Путем одновременного поднимания сравнивают какой песок тяжелее.

- На весах сравнивают.                                                                                            

- При помощи плечиков

Умница: Давайте возьмём в одну руку ведерко с мокрым песком, а в другую с сухим, что мы наблюдаем? Какой песок легче?                                                                   Дети: Сухой песок легче. Мокрый песок тяжелее.                                             Умница: А почему?                                                                                                    Дети: В мокром песке есть вода. Вода увеличивает вес.

Опыт 6 Воспитатель: Давайте проверим, растворяется ли песок в воде или нет? У вас на столах стоит сахар, добавим туда воды, и размешаем. Что мы видим?                                                                                                                Дети: Сахар растворился.                                                                                                           Воспитатель: А сейчас ребята возьмём стакан с водой и насыплем туда ложку песка. Не размешиваем. Что происходит с песком?                                                                                                 Дети: Песок оседает, а на поверхности воды можно увидеть песочную пыль.                       Воспитатель: Перемешиваем. Хорошо перемешиваем. Ну что, растворился? Давайте сравним. Сахар растворился в воде, не изменив её цвет. А песок не растворился и изменил цвет воды. Песок тяжелый, он осел на дно.                                                                                           Так какой мы можем сделать вывод?                                                                                                     Дети: Песок не растворяется.                                                                            

Вывод: Из этого опыта можно сделать следующий вывод. В песке обязательно есть пыль. Песок тяжёлый. Песок не растворяется в воде. Песок окрашивает воду.

 

1. Подвижная игра «Солнечный круг»

Умница: Ребята, поиграем?

(умница высыпает из корзинки кубики двух цветов: жёлтого и красного).

Команда жёлтых берут жёлтые кубики, а команда красных – красные. Команда жёлтых собирается у жёлтого обруча, а красных - у красного обруча. 

Воспитатель: В нашей волшебной Песочной стране всегда светит яркое солнце. Сейчас каждой из команд надо выложить солнышко. Солнечным кругом будет обруч, а кубики – лучами.

(Выигрывает та команда, которая выложит «солнце быстрее и аккуратнее)

2. Игра «Игрушки – потеряшки»

Воспитатель: Ребята, где ж у нас игрушки, куклы, да зверюшки? Мы еще не наигрались. А игрушки разбежались! Как вы думаете, куда спрятались наши игрушки? 

Дети: Они спрятались в песок. 

Воспитатель: Да, наши игрушки для игры в песке спрятались в песочнице. Сейчас мы узнаем, какая команда быстрее найдет пять игрушек.

3. Игра «Куличики для игрушек - потеряшек».

Воспитатель: .Угостим куличиками игрушек! 

Умница: Каждый член команды должен слепить один куличик из песка. Самая быстрая команда и будет победителем. 

Воспитатель: Я не ем, я не сплю - я куличики леплю, На песочке у воды встали ровные ряды.

4. Музыкальная шуточная игра с Умницей.

Умница: А теперь конкурс на смекалку, сообразительность и внимание.

Команды в ряды становитесь.

Слушать слова и выполнять движения не ленитесь!

Воспитатель: Ребята, нам с вами пора возвращаться из песочной страны.

Умница: Я покажу вам дорогу в детский сад! Берите ваши самолётики и мы быстро окажемся на месте.

(Дети под музыку выполняют упражнения - задания).

Воспитатель: Вот мы и вернулись в наш детский сад.

Рефлексия: Игра – итог с шапочкой «Что мы нового узнали?»

Умница: А сейчас вставайте в хоровод! Я предлагаю вам поиграть в новую игру с моей шапочкой. Пока играет музыка, вы передаёте шапочку по кругу. Как только музыка закончится, тот, у кого окажется шапочка в руке, скажет, что нового мы узнали о песке, какой он? (Дети отвечают: сыпучий, состоит из зёрнышек, рыхлый, бывает мокрым, из него можно лепить пирожки, песок липкий и т.д.). Игра проводится 4 -5 раза

Воспитатель: Сейчас наш гость – Умница определит победителя.

Умница: Молодцы, ребята! Вы все такие веселые, сообразительные, внимательные. Поэтому, победила дружба!

(Все дети награждаются медалями)

Воспитатель: Нам пора попрощаться с Умницей, ей пора возвращаться домой.

Умница: Мне очень у вас понравилось. Я обязательно к вам приду снова. До скорой встречи, ребята!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая литература:

1. Зубкова Н. М. Научные ответы на детские «Почему». Опыты и эксперименты для детей на свежем воздухе, набор развивающих карточек.

2. Кравченко И. В. Прогулки в детском саду: старшая и подготовительная к школе группы.

3. Лаптева Г. В. Развивающие прогулки для детей 5-6 лет.

4. Нищева Н. В. Подвижные и дидактические игры на прогулке.
 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_kolesnikova_t.g._yolshina_e.yu_.docx11.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти «Школа с углубленным изучением отдельных предметов № 89 имени В.И.Исакова»

Воспитательно-образовательная деятельность с детьми по исследовательской деятельности в совместной и самостоятельной деятельности на прогулке (организация игр с песком).

Сценарий образовательной деятельности.

Номинация конкурса «Юный исследователь».

Тема: «Путешествие с Эколятами Дошколятами в  страну песка».

Авторы: Колесникова Т.Г, Ёлшина Е.Ю.

 

Тольятти 2022г.

 

Тема«Путешествие с Эколятами Дошколятами в  страну песка».

Образовательная область «Познавательное развитие».

Возраст: 4 - 5 лет.

Форма: Целевая прогулка с организованной образовательной деятельностью, экспериментированием.

Цель: расширить представление детей о свойствах песка в процессе опытно-эксперементальной деятельности.

Задачи:

1. Дать представления о свойствах песка: песчинки лёгкие, впитывает жидкость, имеет вес, легко сыплются.

2. Формировать у детей навык наблюдательности.

3. Расширять интерес  к опытно-экспериментированию.

4. Развивать любознательность, развивать зрительное восприятие и связывать увиденное со слово.

Методы и приёмы: Организационный момент, беседа, эксперимент, рассматривание, показ воспитателя, самостоятельная деятельность детей, труд, подвижная игра, итог.

Самостоятельная деятельность детей: вынести совочки, формочки, ведёрки, лопаточки для игры с песком. Предложить детям сделать из песка пирожные.

Материалы:

Сказочный персонаж,  музыкальный центр, диск с записями песен и упражнений;лопаточки, палочки, лупы, медальки, клей - карандаш и листы белой бумаги по количеству детей;10 пластмассовых игрушек, 2 лейки, корзинка с кубиками жёлтого и красного цвета, 2 обруча: жёлтый и красный, листы цветной (10 красной и 10 жёлтой) бумаги, стаканчики с песком, стаканчики с водой, ложечки, одноразовые стаканчики прозрачные, весы, 2 одинаковые чашечки, 2 ведерка детских, плечики, сахар.

Ход прогулки:

Воспитатель: К нам заглянуло лето в открытое окно.

От солнечного света тепло и всем светло!

Воспитатель:

 Розовая шапочка, забавные косички.

Юбочка зеленая, перчатки-невелички.

Книжки разные читает, о природе много знает.

Серьезней всех девчонка тут, её все «Умницей» зовут.

(Заходит в группу Умница).

Умница: Здравствуйте, ребята!

 Я вас зову в песочную страну.

(Дети с Умницей и воспитателем выходят на улицу).

Воспитатель: Мы отправимся в Песочную страну. На каком транспорте туда можно добраться?

Дети: (предлагают свои варианты ответов).

Умница: Мы полетим туда на самолете

(достает из выносного материала бумагу, ребята делают самолетики на веранде).

Умница: Возьмите бумажные самолетики, мы отправляемся. (Дети под музыку выполняют игровые движения с бумажными самолетиками. В конце самолетики «приземляются» в песочницу).

Воспитатель: А вот и волшебная Песочная страна – это наша песочница.

1 реб: Песочница, песочница!

А в ней песок, песок.

Песочница, песочница!

Идем играть, дружок.

2 реб: Песочница, песочница!

В руках у нас совок.

Песочница, песочница!

Мы черпаем песок.

Умница: Но в этой стране есть свои правила поведения. Здесь нельзя кусаться, драться и нельзя песком кидаться! Можно строить и творить: горы, реки и моря – Чтобы жизнь вокруг была! Никого не обижать, ничего не разорять! Это – мирная страна! Дети, поняли меня?

Дети: Да!

Воспитатель: Ребята, чтобы поближе узнать, какой песок живет в Песочной стране, нам нужно его внимательно рассмотреть. Давайте разделимся на две команды юных исследователей. А в конце путешествия определим лучшую команду. Победителей ждёт награда!

Дети, прилетевшие в Песочную страну на красных самолётах – команда красных, на жёлтых самолётах – команда жёлтых.

Воспитатель открывает песочницу, Песок выложен горкой. В песке заранее спрятаны игрушки. Горка украшена формочками. Каждому ребенку предлагают взять лопаточку, лупу и белую бумагу.

Опыт 1. Наберите лопаточкой немного песка и аккуратно насыпьте немного песка на лист бумаги. Легко ли сыплется песок? Легко.

Определяют, что песок - «сыпучий», песок — рыхлый.

(Умница хвалит наиболее активную команду).

Опыт 2. С помощью увеличительного стекла внимательно рассмотрим, из чего состоит песок (из зернышек-песчинок). Как выглядят песчинки – жители «Песочной страны»? Они очень маленькие, круглые, полупрозрачные (или белые, желтые, в зависимости от разновидности песка). Похожи ли песчинки одна на другую? Чем схожесть и различия?

Важно, чтобы в процессе сравнения ребята внимательно рассмотрели песчаные зернышки.

Вывод: В песке каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к своим «соседкам», поэтому песок сыпучий и рыхлый.

(Отмечается наиболее активная команда).

Опыт 2. Ребята, а давайте представим лица жителей Песочной страны и нарисуем их. Вы умеете рисовать песком? Нанесём на лист изображение клеем – карандашом и покроем лист песком. Затем стряхнуть с листа лишний песок и рисунок готов!

(Умница хвалит всех детей).

Опыт 3. А ещё в Песочной стране могут расти растения. Проверим, можно ли посадить в песочнице дерево? Возьмем палочку и представим, что мы сажаем маленькое деревце. Почему легко воткнуть палочку в песок?

Дети: В песке палочка расталкивает песчинки, которые «не держатся друг за друга», и поэтому палочку легко воткнуть. Мы ведь уже выяснили, что песок — рыхлый.

(Умница  отмечает команду, правильно ответившую на вопрос).

Опыт 4. Нальем воды в песочницу. Потрогаем песок. Каким он стал?

Дети: Влажным, мокрым.

Воспитатель: А куда исчезла вода?

Дети: Она «забралась» в песок и «уютно устроилась» между песчинками. 

Воспитатель: Попробуем «посадить» палочку - деревце в мокрый песок.

(Дети «Сажают палочку в мокрый песок).

В какой песок она легче входит — в сухой или мокрый? Почему?

Дети: Когда человек весной сажает растения на грядках или деревья в парках, садах, он поливает землю, если она сухая. Во влажную землю легче сажать растения.

Воспитатель: Вот какой необычный песок живет в Волшебной стране!(Умница отмечает команду, правильно ответившую на вопрос). 

Опыт 5.Воспитатель: Ребята посмотрите внимательно, чем еще отличается мокрый песок от сухого?                                                                                          Дети: Мокрый песок - темнее. Сухой песок – светлее.                                

Умница: Ребята, ваше наблюдение абсолютно верно. Какой песок тяжелее сухой или мокрый? (Дети и Умница переходят к песочнице, где стоят два детских ведерка в одном- сухой песок, а в другом –мокрый).

-Путем одновременного поднимания сравнивают какой песок тяжелее.

- На весах сравнивают.                                                                                            

- При помощи плечиков

Умница: Давайте возьмём в одну руку ведерко с мокрым песком, а в другую с сухим, что мы наблюдаем? Какой песок легче?                                                                   Дети: Сухой песок легче. Мокрый песок тяжелее.                                             Умница: А почему?                                                                                                    Дети: В мокром песке есть вода. Вода увеличивает вес.

Опыт 6 Воспитатель: Давайте проверим, растворяется ли песок в воде или нет? У вас на столах стоит сахар, добавим туда воды, и размешаем. Что мы видим?                                                                                                                Дети: Сахар растворился.                                                                                                           Воспитатель: А сейчас ребята возьмём стакан с водой и насыплем туда ложку песка. Не размешиваем. Что происходит с песком?                                                                                                 Дети: Песок оседает, а на поверхности воды можно увидеть песочную пыль.                       Воспитатель: Перемешиваем. Хорошо перемешиваем. Ну что, растворился? Давайте сравним. Сахар растворился в воде, не изменив её цвет. А песок не растворился и изменил цвет воды. Песок тяжелый, он осел на дно.                                                                                           Так какой мы можем сделать вывод?                                                                                                     Дети: Песок не растворяется.                                                                            

Вывод: Из этого опыта можно сделать следующий вывод. В песке обязательно есть пыль. Песок тяжёлый. Песок не растворяется в воде. Песок окрашивает воду.

1. Подвижная игра «Солнечный круг»

Умница: Ребята, поиграем?

(умница высыпает из корзинки кубики двух цветов: жёлтого и красного).

Команда жёлтых берут жёлтые кубики, а команда красных – красные. Команда жёлтых собирается у жёлтого обруча, а красных - у красного обруча. 

Воспитатель: В нашей волшебной Песочной стране всегда светит яркое солнце. Сейчас каждой из команд надо выложить солнышко. Солнечным кругом будет обруч, а кубики – лучами.

(Выигрывает та команда, которая выложит «солнце быстрее и аккуратнее)

2. Игра «Игрушки – потеряшки»

Воспитатель: Ребята, где ж у нас игрушки, куклы, да зверюшки? Мы еще не наигрались. А игрушки разбежались! Как вы думаете, куда спрятались наши игрушки? 

Дети: Они спрятались в песок. 

Воспитатель: Да, наши игрушки для игры в песке спрятались в песочнице. Сейчас мы узнаем, какая команда быстрее найдет пять игрушек.

3. Игра «Куличики для игрушек - потеряшек». 

Воспитатель: .Угостим куличиками игрушек! 

Умница: Каждый член команды должен слепить один куличик из песка. Самая быстрая команда и будет победителем. 

Воспитатель: Я не ем, я не сплю - я куличики леплю, На песочке у воды встали ровные ряды.

4. Музыкальная шуточная игра с Умницей.

Умница: А теперь конкурс на смекалку, сообразительность и внимание.

Команды в ряды становитесь.

Слушать слова и выполнять движения не ленитесь!

Воспитатель: Ребята, нам с вами пора возвращаться из песочной страны.

Умница: Я покажу вам дорогу в детский сад! Берите ваши самолётики и мы быстро окажемся на месте.

(Дети под музыку выполняют упражнения - задания).

Воспитатель: Вот мы и вернулись в наш детский сад.

Рефлексия: Игра – итог с шапочкой «Что мы нового узнали?»

Умница: А сейчас вставайте в хоровод! Я предлагаю вам поиграть в новую игру с моей шапочкой. Пока играет музыка, вы передаёте шапочку по кругу. Как только музыка закончится, тот, у кого окажется шапочка в руке, скажет, что нового мы узнали о песке, какой он? (Дети отвечают: сыпучий, состоит из зёрнышек, рыхлый, бывает мокрым, из него можно лепить пирожки, песок липкий и т.д.). Игра проводится 4 -5 раза

Воспитатель: Сейчас наш гость – Умница определит победителя.

Умница: Молодцы, ребята! Вы все такие веселые, сообразительные, внимательные. Поэтому, победила дружба!

(Все дети награждаются медалями)

Воспитатель: Нам пора попрощаться с Умницей, ей пора возвращаться домой.

Умница: Мне очень у вас понравилось. Я обязательно к вам приду снова. До скорой встречи, ребята!

 

Используемая литература:

1. Зубкова Н. М. Научные ответы на детские «Почему». Опыты и эксперименты для детей на свежем воздухе, набор развивающих карточек.

2. Кравченко И. В. Прогулки в детском саду: старшая и подготовительная к школе группы.

3. Лаптева Г. В. Развивающие прогулки для детей 5-6 лет.

4. Нищева Н. В. Подвижные и дидактические игры на прогулке.