«Использование здоровьесбереающих технологий для детей с ОВЗ».

Кондратьева Галина Васильевна

«Использование здоровьесбереающих технологий для детей с ОВЗ».

Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его здоровым» Ж.Ж.Руссо
Одной из приоритетных задач для нас педагогов является сохранение и укрепление здоровья детей  в процессе воспитания и обучения.

Формирование жизнеспособного подрастающего поколения - одна из главных задач развития страны. При воспитании детей с ОВЗ требуется систематическая работа по сохранению и укреплению здоровья детей. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни.

Опираясь на свой многолетний опыт работы в группе компенсирующей направленности, определяется значительное увеличение численности данной группы в обществе.

Понимая необходимость работы по формированию, укреплению и сохранению здоровья своих воспитанников наш педагогический коллектив целенаправленно работает над созданием благоприятного здоровьесберегающего пространства, ищет методы и приемы, адекватные особенностям развития детей с  нарушением интеллекта.

Наше дошкольное учреждение является единственным в городе где собрались дети с ограниченными возможностями в здоровье. Неслучайно наши усилия направлены на оздоровления ребенка дошкольника.

В наших коррекционных группах дети с разными медицинскими и психологическими диагнозами. Таких детей определяет в наш детский сад, городская психолого-педагогическая комиссия .Как правило эти дети подвержены простудными, инфекционными заболеваниям. Им свойственна эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, отсутствие длительных волевых усилий. Наша задача нормализовать психическое и физическое состояние.

Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровье сберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс. Эта система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

В нашем детском саду создана хорошая взаимосвязь с узкими специалистами: с психологом, инструктором по физкультуре, музыкантом, инструктором по плаванию. При составлении годового плана, вместе обсуждаем и прослеживаем взаимосвязь с запланированными мероприятиями.

В своей статье хочу поделиться теми технологиями которые использую при работе с детьми.

В основе используемых нами в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ здоровьесберегающих технологий, лежит использование особых психолого-педагогических приемов и методов работы с детьми при реализации различных видов и содержания образовательной деятельности в дошкольной организации.

С целью достижения новых образовательных результатов в своей работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ мы используем  разнообразные  здоровьесберегающие технологии.

Цель использования здоровьесберегающих образовательных технологий в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ - обеспечить обучающимся возможность сохранения здоровья в условиях образовательной деятельности, сформировать у них необходимую компетентность в вопросах здорового и безопасного образа жизни, научить применять полученные знания в своей повседневной жизни для сохранения здоровья.

Понятие «здоровьесберегающие технологии» в ДОО объединяет в себе направления деятельности дошкольной образовательной организации по формированию, сохранению и укреплению здоровья обучающихся. Это такие направления работы с детьми как:

  • коррекционная работа,
  • физкультурно-оздоровительная,
  • спортивно-игровая,
  • образовательная,
  • медико-профилактическая,
  • информационно-просветительская.

В качестве средств реализации здоровьесберегающих технологий нами применяются:

  • средства двигательной направленности (физические упражнения, динамические паузы, гимнастика и т.п.);
  • природные факторы (солнечные и воздушные ванны, водные процедуры);

гигиенические факторы (выполнение санитарно-гигиенических требований, личная и общественная гигиена, проветривание, влажная уборка помещений, соблюдение режима здоровому образу жизни;

- коррекционные технологии

Здоровьесберегающие технологии мы применяем в различных

видах деятельности. Это такие технологии, как:

- технологии сохранения и стимулирования здоровья;

- технологии обучения .

Здоровьесберегающие технологии используются нами с учетом рекомендаций медиков, индивидуальными особенностями обучающихся и спецификой работы с детьми с задержкой психического развития (ЗПР), с нарушением опорно-двигательного аппарата, с тяжелыми множественными нарушениями в развитии (ТМНР)

Наш коллектив является сплаченной командой. Установлена тесная связь с родителями, они вовлечены в мероприятия, какие мы проводим в группе, в детском саду. Преемственность  установлена практически сразу по приходу детей в группу.

В процессе построения здоровьесберегающего пространства ДОУ и семьи мы используем разнообразные формы работы:

-физкультурно-оздоровитсльный досуги с детьми и родителями «День здоровья»,

- беседы, консультации, «круглые столы»,

- родительские собрания,

- выставки детских работ,

- привлечение родителей к созданию развивающей предметно-пространственной среды.

В педпроцессе мы используем следующие виды здоровьесберегающих технологий:

- технологии сохранения и стимулирования здоровья;

- технологии обучения здоровому образу жизни

Динамические паузы во всех видах ООД,с целью снятия мышечного тонуса и переутомления. Нами создана картотека  динамических пауз на все лексические темы.

Релаксация. Используем во время различной детской деятельности с целью научить детей ощущать эмоции, управлять поведением и слышать свое тело.

Пальчиковая гимнастика .Проводим в группе ежедневно иногда с подгруппой детей или индивидуально.Пальчиковые игры стимулируют развитие речи, внимания и кровообращение.

Гимнастика для глаз. Проводим в любое свободное время но чаще на ООД, она способствует снятию статического напряжения мышц глаз.

Дыхательная гимнастика. Проводим в различных формах физкультурнооздоровительной и коррекционной работы.

В технологию обучения здоровому образу жизни у нас входят: утренняя гимнастика, занятия по плаванию 2 раза в неделю, физкультурное занятие в спортивном зале и одно занятие в неделю на открытом воздухе. Проводим для детей спортивные праздники, развлечения, привлекаем родителей .

Опыт показал ,что системное и гармоничное использование технологий позволяет эффективно поддерживать и корректировать физическое развитие дошкольников. В связи с этим реализация здоровьесберегающих технологий в ДОУ становится средством сохранения и укрепления здоровья детей.