«Использование здоровьесбереающих технологий для детей с ОВЗ».
«Использование здоровьесбереающих технологий для детей с ОВЗ».
Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его здоровым» Ж.Ж.Руссо
Одной из приоритетных задач для нас педагогов является сохранение и укрепление здоровья детей в процессе воспитания и обучения.
Формирование жизнеспособного подрастающего поколения - одна из главных задач развития страны. При воспитании детей с ОВЗ требуется систематическая работа по сохранению и укреплению здоровья детей. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни.
Опираясь на свой многолетний опыт работы в группе компенсирующей направленности, определяется значительное увеличение численности данной группы в обществе.
Понимая необходимость работы по формированию, укреплению и сохранению здоровья своих воспитанников наш педагогический коллектив целенаправленно работает над созданием благоприятного здоровьесберегающего пространства, ищет методы и приемы, адекватные особенностям развития детей с нарушением интеллекта.
Наше дошкольное учреждение является единственным в городе где собрались дети с ограниченными возможностями в здоровье. Неслучайно наши усилия направлены на оздоровления ребенка дошкольника.
В наших коррекционных группах дети с разными медицинскими и психологическими диагнозами. Таких детей определяет в наш детский сад, городская психолого-педагогическая комиссия .Как правило эти дети подвержены простудными, инфекционными заболеваниям. Им свойственна эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, отсутствие длительных волевых усилий. Наша задача нормализовать психическое и физическое состояние.
Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровье сберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс. Эта система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
В нашем детском саду создана хорошая взаимосвязь с узкими специалистами: с психологом, инструктором по физкультуре, музыкантом, инструктором по плаванию. При составлении годового плана, вместе обсуждаем и прослеживаем взаимосвязь с запланированными мероприятиями.
В своей статье хочу поделиться теми технологиями которые использую при работе с детьми.
В основе используемых нами в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ здоровьесберегающих технологий, лежит использование особых психолого-педагогических приемов и методов работы с детьми при реализации различных видов и содержания образовательной деятельности в дошкольной организации.
С целью достижения новых образовательных результатов в своей работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ мы используем разнообразные здоровьесберегающие технологии.
Цель использования здоровьесберегающих образовательных технологий в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ - обеспечить обучающимся возможность сохранения здоровья в условиях образовательной деятельности, сформировать у них необходимую компетентность в вопросах здорового и безопасного образа жизни, научить применять полученные знания в своей повседневной жизни для сохранения здоровья.
Понятие «здоровьесберегающие технологии» в ДОО объединяет в себе направления деятельности дошкольной образовательной организации по формированию, сохранению и укреплению здоровья обучающихся. Это такие направления работы с детьми как:
- коррекционная работа,
- физкультурно-оздоровительная,
- спортивно-игровая,
- образовательная,
- медико-профилактическая,
- информационно-просветительская.
В качестве средств реализации здоровьесберегающих технологий нами применяются:
- средства двигательной направленности (физические упражнения, динамические паузы, гимнастика и т.п.);
- природные факторы (солнечные и воздушные ванны, водные процедуры);
гигиенические факторы (выполнение санитарно-гигиенических требований, личная и общественная гигиена, проветривание, влажная уборка помещений, соблюдение режима здоровому образу жизни;
- коррекционные технологии
Здоровьесберегающие технологии мы применяем в различных
видах деятельности. Это такие технологии, как:
- технологии сохранения и стимулирования здоровья;
- технологии обучения .
Здоровьесберегающие технологии используются нами с учетом рекомендаций медиков, индивидуальными особенностями обучающихся и спецификой работы с детьми с задержкой психического развития (ЗПР), с нарушением опорно-двигательного аппарата, с тяжелыми множественными нарушениями в развитии (ТМНР)
Наш коллектив является сплаченной командой. Установлена тесная связь с родителями, они вовлечены в мероприятия, какие мы проводим в группе, в детском саду. Преемственность установлена практически сразу по приходу детей в группу.
В процессе построения здоровьесберегающего пространства ДОУ и семьи мы используем разнообразные формы работы:
-физкультурно-оздоровитсльный досуги с детьми и родителями «День здоровья»,
- беседы, консультации, «круглые столы»,
- родительские собрания,
- выставки детских работ,
- привлечение родителей к созданию развивающей предметно-пространственной среды.
В педпроцессе мы используем следующие виды здоровьесберегающих технологий:
- технологии сохранения и стимулирования здоровья;
- технологии обучения здоровому образу жизни
Динамические паузы во всех видах ООД,с целью снятия мышечного тонуса и переутомления. Нами создана картотека динамических пауз на все лексические темы.
Релаксация. Используем во время различной детской деятельности с целью научить детей ощущать эмоции, управлять поведением и слышать свое тело.
Пальчиковая гимнастика .Проводим в группе ежедневно иногда с подгруппой детей или индивидуально.Пальчиковые игры стимулируют развитие речи, внимания и кровообращение.
Гимнастика для глаз. Проводим в любое свободное время но чаще на ООД, она способствует снятию статического напряжения мышц глаз.
Дыхательная гимнастика. Проводим в различных формах физкультурнооздоровительной и коррекционной работы.
В технологию обучения здоровому образу жизни у нас входят: утренняя гимнастика, занятия по плаванию 2 раза в неделю, физкультурное занятие в спортивном зале и одно занятие в неделю на открытом воздухе. Проводим для детей спортивные праздники, развлечения, привлекаем родителей .
Опыт показал ,что системное и гармоничное использование технологий позволяет эффективно поддерживать и корректировать физическое развитие дошкольников. В связи с этим реализация здоровьесберегающих технологий в ДОУ становится средством сохранения и укрепления здоровья детей.