Упражнения для преодоления заикания

Пономаренко Светлана Сергеевна

Упражнения для преодоления заикания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uprazhneniya_dlya_preodoleniya_zaikaniya.docx18.03 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения на развитие дыхания

Сейчас мы выполним дыхательные упражнения, выполнение которых поможет нам добраться к нашей цели- избавлению от заикания!

Упражнение № 1

Вдох носом, выдох через одну ноздрю, другую закрыть средним пальцем (ноздри чередовать).

Упражнение № 2

«Надуй шарик». Выполняется сидя или стоя, одна рука находится на животе, другая       –  сбоку на нижней части грудной клетки. Сделать глубокий вдох через  нос (живот при этом немного выпячивается вперёд и расширяется нижняя часть грудной клетки, что контролируется той или иной рукой). После вдоха сразу же произвести свободный, плавный выдох, живот и нижняя часть грудной клетки принимают прежнее положение.

                                       Вот мы шарик надуваем,

                                       А рукою проверяем.

                                       Шарик лопнул – выдыхаем,

                                       Наши мышцы расслабляем.

Упражнение № 3

Вдохнув ртом и носом, на выдохе протяжно произносить слоговые цепочки. Для удлинения выдоха постепенно увеличить количество слогов на выдохе

Образец:

фаф

фаф        фоф

фаф        фоф        фуф

фаф        фоф        фуф        фыф

фаф        фоф        фуф        фыф        фиф

фаф        фоф        фуф        фыф        фиф        феф

Упражнение № 4

На вдох понюхать  яблоко затем придумать фразу и произнести её на выдохе, с каждым разом удлиняя фразу.

Но прежде, чем мы приступим к выполнению данного упражнения, придумаем необходимые  слова признаки. Например: яблоко  (какое?)  душистое, ароматное, красное, спелое, красивое, круглое.(слова признаки подбираем с мячом)

 «Душистое яблоко»

«Очень душистое яблоко».

«Очень ароматное и душистое яблоко»

«Очень ароматное и душистое красное яблоко»

«Очень ароматное и душистое вкусное красное яблоко»

Упражнение № 5. Релаксация.

С каждым днем вы все больше привыкаете говорить по-новому. Постарайтесь забыть свою старую речь. Постепенно в разговоре с любым собеседником сохраняйте спокойствие, применяйте известные правила речи. А для того чтобы всегда чувствовать себя уверенно, придумывай собственные формулы. Например, если вы еще теряетесь при разговоре с учителем, можно в сеанс включить такие формулы: «Я смело смотрю на учителя, отвечая урок. Учителя понимают и терпеливо слушают меня».

 (Пауза.)

Примите позу покоя. Закройте глаза. Вдох — выдох (2 раза). Внимательно слушайте и мысленно проговаривайте каждую команду (формулу) несколько раз. Я успокаиваюсь. Дышится легко. Приятный покой и расслабленность. Речевой аппарат полностью расслаблен. Мой речевой аппарат послушен. Я спокойна и собранна. У меня хорошее настроение. Я говорю четко и свободно. Легко и удобно говорить на выдохе. Я опираюсь на ударные гласные. Согласные звуки скользят легко, без напряжения. Я отдыхаю во время паузы.  Мою речь приятно слушать. Я забываю старую речь. Я спокойна и собранна. Я смело смотрю на учителя, отвечая урок. Всем нравится моя новая речь. Ребята понимают меня, и это мне помогает. Легко общаться с людьми. Я всегда говорю правильно. Мне легко и приятно говорить по-новому. (Пауза.) Глубоко вдохнуть. Руки к груди прижать, потянуться. Выдохнуть! Открыть глаза. Улыбнуться!

Удалось ли вам расслабиться?

1.        Были ли вы спокойны?

2.        Появилось ли у вас состояние расслабленности во всем теле?

3.        Расслабился ли ваш речевой аппарат?

4.        Какие команды для уверенного поведения и хорошей речи вы запомнили?

Речевые упражнения.

Упражнения на развитие интонационной выразительности, силы голоса.

Упражнение № 1

Звуковая лестница

Произносите гласные звуки и слоги, повышая (понижая) тональность на каждом последующем звуке (слоге). Образуется своеобразная лестница, по которой звук «взбирается» вверх и «спускается» вниз.

Упражнение № 2

Произнесите каждое слово дважды, меняя место ударения, с сохранением естественной интонации слова.

Например:

вести —вести,  молодец-, плачу-, хлопок-, стоит-, мука-, гвоздики-, замок-,

мало-, жила-, парить-, полки-,  атлас-,  выкупать-, орган-, засыпать-, стрелки-.

Упражнение № 3

Прочитайте предлагаемые фразы в соответствии со смысловым заданием. Обратите внимание на правильный выбор интонации.

Снег пошел

• Спрашиваете, удивляясь — ?!

• Восхищаетесь, радуясь — !

• Огорчаетесь смене погоды.

• Уточняете — ?

• Радостно сообщаете друзьям — 1!

Упражнение № 4

Произнесите слова, обращая внимание на мягкую голосоподачу и слитность, с четким выделением ударного слога ( упражнение, выполняется с помощью пребора узелков)

морозостойкий                        естественнонаучный

высокоурожайный                сложноподчиненный

жаропонижающий                металлорежущий

самолетостроительный                сильнодействующий

деревообрабатывающий        дикорастущий

народнохозяйственный                животрепещущий

4.  Правила речи

1.        Прежде подумайте, потом говорите.

2.        Говорите в спокойном темпе.

3.        Говорите всегда на выдохе.

4.        Выделяйте ударные гласные звуки в словах.

5.        Слова в предложении произносите слитно.

6.        В конце каждого предложения делайте паузу.

7.        Длинные предложения делите на смысловые отрезки.

8.        После смыслового отрезка выдерживайте паузу.

9.        В каждом предложении выделяйте главные по смыслу слова — делайте логические ударения.

10.    При разговоре спокойно смотрите на собеседника.