Организация деятельности в области формирования связной речи ребенка дошкольного возраста

Организация деятельности в области формирования связной речи ребенка дошкольного возраста

Организация деятельности в области формированию связной речи ребенка дошкольного возраста

Обучать детей говорить – это значит создавать его связную речь.

Необходимо выделить, то что освоение связными конфигурациями высказываний – непростой а также продолжительный процесс, требующий умелого педагогического воздействия а также управления.

Формирование связной речи детей – дошкольника совершается в ходе обыденной жизни а также на занятиях.

Учеными определено, то что в дошкольном возрасте проще усваивается правильное построение отдельных предложений, однако существенно сложнее дети овладевают разными формами взаимосвязи а также согласовывания фраз а также элементов рассказа, могут плохо удерживать смысловые взаимосвязи среди частями рассказа.

В младших группах ведется предварительная деятельность согласно обучению рассказыванию. Особенное интерес уделяется развитию умений разговорной речи: ребята учатся слушать педагога, высказываться в присутствии друзей. Отвечая на вопросы преподавателя, дошкольник способен описать объект, игрушку, иллюстрацию. Деятельность ведется в игровой форме.

В средней, а также в старшей группе в упражнениях кроме того применяются разнообразные объекты, игрушки а также иллюстрации. Однако в данном возрасте ребята уже начинают осваивать ключевые виды монологической речи. С ними проводят специальные занятия по пересказу, а начиная со старшей группы – согласно рассказыванию на темы с личного опыта.   Важно, чтобы дети говорили о хорошо знакомых предметах и их явлениях. Тогда их речь становится связной и свободной.

   Задача воспитателя – научить дошкольника правильно начинать рассказ на выбранную тему и передавать его живо, интересно, логически последовательно. Необходимость в логической последовательности повествования очень часто вызывает у ребенка затруднения. В процессе обучения следует добиваться, чтобы все части рассказа были взаимосвязаны и взаимообусловлены.

   Важным условием для развития связной речи является правильно поставленная словарная работа и формирование грамматических навыков, т. к. характерные недостатки детских рассказов – однообразие используемых синтаксических конструкций, повторение одних и тех же слов, частей предложения и даже целых фраз. Воспитатель помогает детям овладевать языковым материалом, характеризующим качественные стороны предметов и явлений (прилагательные и причастия в роли определений), обозначающим отношения предметов по месту и времени, а также причинные и причинно – следственные связи (наречия, предлоги, союзы). Кроме того педагог учит детей пользоваться словарным материалом, характеризующим уровень обобщения.

  Не менее важно постоянно уделять внимание формированию навыков построения предложения. Работа над предложением включает следующие задачи: развитие умения составлять простые распространенные предложения, пользоваться предложениями с однородными членами,  сложными предложениями с сочинением и подчинением.

  Целенаправленная работа по развитию связной речи должно проводиться с самого раннего возраста. На третьем году жизни большое место отводится слушанию и последующему воспроизведению коротких рассказов, стихов, а также потешек и других фольклорных форм. Особенно важно систематически проводить рассказывание. Только при этом условии малыш приучается внимательно слушать, понимать, а затем и самостоятельно пересказывать.

   Вначале один и тот же рассказ надо повторять несколько раз: как на одном и том же занятии, так и через небольшие интервалы – в два-три дня. В последующем, сохраняя основное содержание, рассказ следует усложнять в разных направлениях.

    Для того чтобы научить ребенка понимать рассказ и выработать умение пересказывать, нужно организовать совместное рассказывание. Сначала следует побуждать ребенка повторять за воспитателем слова и фразы, затем задавать вопросы и учить отвечать на них, позднее просить его рассказывать самостоятельно. В этом случае взрослому нужно самому вести рассказ вслед за ребенком, повторяя то, что он сказал, и обязательно добавляя упущенное.

    Развитие речи происходит и во время различных режимных моментов, и в самостоятельной игре детей. Рекомендуется давать детям речевые образцы, объясняя, что и как надо делать и почему именно так, а не иначе. Иногда необходимо задавать вопросы, побуждать ребенка к речевой деятельности.

    В случае отсутствия систематических занятий контакт между детьми и воспитателем практически не устанавливается. Дети общаются только между собой, но очень бедно по содержанию. Резко меняют содержание общения занятия, проводимые по плану. Общение становится регулярным, малыши стремятся привлечь к своей деятельности воспитателя.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация деятельности в области формирования связной речи ребенка дошкольного возраста

Организация деятельности в области формированию связной речи ребенка дошкольного возраста

Обучать детей говорить – это значит создавать его связную речь.

Необходимо выделить, то что освоение связными конфигурациями высказываний – непростой а также продолжительный процесс, требующий умелого педагогического воздействия а также управления.

Формирование связной речи детей – дошкольника совершается в ходе обыденной жизни а также на занятиях.

Учеными определено, то что в дошкольном возрасте проще усваивается правильное построение отдельных предложений, однако существенно сложнее дети овладевают разными формами взаимосвязи а также согласовывания фраз а также элементов рассказа, могут плохо удерживать смысловые взаимосвязи среди частями рассказа.

В младших группах ведется предварительная деятельность согласно обучению рассказыванию. Особенное интерес уделяется развитию умений разговорной речи: ребята учатся слушать педагога, высказываться в присутствии друзей. Отвечая на вопросы преподавателя, дошкольник способен описать объект, игрушку, иллюстрацию. Деятельность ведется в игровой форме.

В средней, а также в старшей группе в упражнениях кроме того применяются разнообразные объекты, игрушки а также иллюстрации. Однако в данном возрасте ребята уже начинают осваивать ключевые виды монологической речи. С ними проводят специальные занятия по пересказу, а начиная со старшей группы – согласно рассказыванию на темы с личного опыта.   Важно, чтобы дети говорили о хорошо знакомых предметах и их явлениях. Тогда их речь становится связной и свободной.

   Задача воспитателя – научить дошкольника правильно начинать рассказ на выбранную тему и передавать его живо, интересно, логически последовательно. Необходимость в логической последовательности повествования очень часто вызывает у ребенка затруднения. В процессе обучения следует добиваться, чтобы все части рассказа были взаимосвязаны и взаимообусловлены.

   Важным условием для развития связной речи является правильно поставленная словарная работа и формирование грамматических навыков, т. к. характерные недостатки детских рассказов – однообразие используемых синтаксических конструкций, повторение одних и тех же слов, частей предложения и даже целых фраз. Воспитатель помогает детям овладевать языковым материалом, характеризующим качественные стороны предметов и явлений (прилагательные и причастия в роли определений), обозначающим отношения предметов по месту и времени, а также причинные и причинно – следственные связи (наречия, предлоги, союзы). Кроме того педагог учит детей пользоваться словарным материалом, характеризующим уровень обобщения.

  Не менее важно постоянно уделять внимание формированию навыков построения предложения. Работа над предложением включает следующие задачи: развитие умения составлять простые распространенные предложения, пользоваться предложениями с однородными членами,  сложными предложениями с сочинением и подчинением.

  Целенаправленная работа по развитию связной речи должно проводиться с самого раннего возраста. На третьем году жизни большое место отводится слушанию и последующему воспроизведению коротких рассказов, стихов, а также потешек и других фольклорных форм. Особенно важно систематически проводить рассказывание. Только при этом условии малыш приучается внимательно слушать, понимать, а затем и самостоятельно пересказывать.

   Вначале один и тот же рассказ надо повторять несколько раз: как на одном и том же занятии, так и через небольшие интервалы – в два-три дня. В последующем, сохраняя основное содержание, рассказ следует усложнять в разных направлениях.

    Для того чтобы научить ребенка понимать рассказ и выработать умение пересказывать, нужно организовать совместное рассказывание. Сначала следует побуждать ребенка повторять за воспитателем слова и фразы, затем задавать вопросы и учить отвечать на них, позднее просить его рассказывать самостоятельно. В этом случае взрослому нужно самому вести рассказ вслед за ребенком, повторяя то, что он сказал, и обязательно добавляя упущенное.

    Развитие речи происходит и во время различных режимных моментов, и в самостоятельной игре детей. Рекомендуется давать детям речевые образцы, объясняя, что и как надо делать и почему именно так, а не иначе. Иногда необходимо задавать вопросы, побуждать ребенка к речевой деятельности.

    В случае отсутствия систематических занятий контакт между детьми и воспитателем практически не устанавливается. Дети общаются только между собой, но очень бедно по содержанию. Резко меняют содержание общения занятия, проводимые по плану. Общение становится регулярным, малыши стремятся привлечь к своей деятельности воспитателя.