Формирование финансовой грамотности у дошкольников с речевыми нарушениями

Переяславцева Ольга Витальевна

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У  ДОШКОЛЬНИКОВ  С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ.

 

О.В. Переяславцева

учителя- логопеды МБДОУ ДС №:67 «Аистёнок»

Г. Старый Оскол

Экономическое воспитание дошкольников - это новое направление в дошкольной педагогике, полностью не исследованное. Современные дети участвуют вместе с родителями в покупках в магазине, в 4-7 лет дети могут иметь карманные деньги. При этом многие родители жалуются на то, что дети не знают цену деньгам, ждут дорогих подарков или не ценят новые игрушки, и родители ищут помощи педагогов в решении этих проблем. Среди исследователей, психологов, педагогов не существует единого взгляда на стандарты обучения финансовой грамотности. Большинство из них считают, что обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в дошкольном возрасте на начальных ступенях образовательной системы.

Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, так как дошкольное детство – это начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах, а грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в дошкольном возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают. Актуальность темы в том, что судьба государства зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения. Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. В изменяющихся условиях современного общества жизни непрерывное экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста,- когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Ребёнок - дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, приобретая доступные ему знания, поймёт, какое место экономика занимает в окружающей его действительности. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит перед педагогами дошкольных учреждений задачу - формирования общей культуры личности детей. Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности). Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.…

Работа по формированию основ финансовой грамотности у дошкольников с речевыми нарушениями предполагает комплексный подход к развитию личности дошкольника, предусматривая тесную связь этического, трудового и экономического воспитания. Сущность экономического воспитания заключается не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием. Насыщение жизни дошкольников с речевыми нарушениями  элементарными экономическими сведениями, терминологией способствует развитию предпосылок формирования реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.

 В группах компенсирующей направленности для детей с ТНР с целью создания благоприятных условий для формирования основ финансовой грамотности, формирования норм финансово-грамотного поведения, а так же подготовки к жизни в современном обществе предполагается решение задач:

Познакомить детей с основными экономическими понятиями (деньги, ресурсы, цена, и т.д.);

Формировать умение правильного обращения с деньгами, способам их зарабатывания и разумному их использованию;

Объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, цена, стоимость - с одной стороны и нравственными понятиями, такими, как бережливость, честность, экономность, щедрость и т. д.

Научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т. д.) Воспитывать уважения к труду, людям труда, бережливого отношения ко всем видам собственности.

Принципы образовательной деятельности: от простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным; принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление; принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс. В качестве предпосылок экономического воспитания у детей дошкольного возраста мы рассматриваем доступные знания из области экономики и экономической деятельности, называемые в экономической науке базисными: бережливость, экономность, рациональность, деловитость - ведущие составляющие характеристики человека-хозяина. Эти качества являются одним из важнейших условий становления ценностных ориентации ребенка, основ его финансовой грамотности.

Успех формирования финансовой грамотности у детей во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки. Работа по формированию финансовой грамотности у дошкольников включает в себя:

Сюжетно- ролевые игры, позволяющие знакомить детей с основами финансовой грамотности в тесной взаимосвязи с ООД по формированию элементарных математических представлений, лексико- грамматических категорий и  связной  речи, театрализованной и изобразительной деятельности, а также через различные виды трудовой деятельности, что помогает разностороннему развитию детей, и позволяет с большей эффективностью подготовить их к обучению в школе.

В этом помогают разнообразные виды игр: сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, настольные игры, интеллектуальные игры, наглядно-иллюстративный материал, экскурсии, с целью знакомства с людьми разных профессий, проведение бесед, с целью выявления знаний детей по теме, чтение художественной литературы, развлечения. Особый интерес вызывают интеллектуальные игры, познавательные, практические, игровые задачи и проблемные ситуации, когда все вместе взрослые и дети решают познавательные, практические, игровые задачи, с помощью которых воспитанники самостоятельно находят выход из положения. Такие задания несут в себе элементы проблемности и занимательности, вызывают напряжение ума, но также доставляют радость детям, развивают их фантазию, воображение и логику. Решение логических задач повышает интерес ребенка к экономическим знаниям, учит видеть за названиями и терминами жизнь, красоту мира вещей, природы. Для ознакомления детей с людьми разных профессий проводятся беседы, просмотр презентаций,  чтение художественной литературы. Чтение стихов, сказок, заучивание пословиц и поговорок воспитывает у детей лучшие моральные качества. Многие пословицы и поговорки в обобщенной форме содержат идеи финансовой целесообразности, нравственных ценностей, отношения к труду.

 

Таким образом, можем сделать вывод, что создание условий и практическая деятельность положительно влияет на формирование финансовой грамотности, а значит и основ экономической культуры у дошкольников. Проектная работа позволяет активизировать познавательную деятельность детей, совершенствовать коммуникативные качества. У детей появляется интерес к людям разных профессий, они бережнее относятся не только к игрушкам, но и к предметам окружения, по-новому подходят к решению игровых задач, в лучшую сторону меняются взаимоотношения со сверстниками.

Библиографический список

1. Горяев А. Е. Финансовая грамота для школьников. Спецпроект Российской экономической школы по личным финансам/авт.-сост. А. Е. Горяев, В. В. Чумаченко. М.: Финансы. 2010. 90 с. 2. Горяев А. Е. Основы финансовой грамотности. Учебное пособие/авт.- сост. А.Е. Горяев, В. В. Чумаченко. М.: Просвещение. 2016. 272 с. 3. Ларева Н. И. Обучаем детей финансам. Методика для начальных классов/ Н. И. Ларева. М.: ИНФРА-М. 2014. 102 с. 4. Пушкарь А. Е. Дети и деньги. М.: Известие, 2008. 320 с. 5. Шатова А.Д. Финансовая грамотность дошкольников: две стороны проблемы [Электронный ресурс] // Дошкольное воспитание. 2018. №12. С.22-26. Режим доступа: http://dovosp.ru 6. Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников: учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России. 2005. 255 с. 7. Национальная стратегия повышения финансовой грамотности 2017- 2023 гг. Москва. 2017. Информация официального сайта Министерства финансов Российской Федерации.