Творчество Эдуарда Успенского

Кричун Наталия Владимировна

   Литературное чтение - один из важнейших инструментов развития ребёнка - дошкольника. Не случайно всё большее внимание при организации воспитательно - образовательного процесса в ДОО уделяется внимание вопросам приобщения детей к художественной литературе. Литературное чтение занимает важное место в структуре досуга современного дошкольника.

На сегодняшний день наиболее эффективным средством литературного развития дошкольников является организация тематической недели, посвящённая творчеству писателей, литературным жанрам и ведущим темам недели.  

В апреле 2023 года в МБДОУ №115 г. Братска была организована тематическая неделя, посвящённаятворчеству Э. Н. Успенского.

Планирование недели предполагало следующее:

  • сбор информационного материала по теме;
  • определение цели, образовательных задач творческой недели и содержание работы на каждый день;
  • составление форм деятельности детей в детском саду, так и за его пределами;
  • вовлечение родителей, социальных партнёров.

Цель: продолжать стимулировать интерес детей к чтению книг через произведения Э. Успенского.

Задачи:

- продолжать знакомить с творчеством Э. Успенского.

- продолжать знакомить с работой библиотекаря, воспитывать желание посещать библиотеку,

- показать важность  роли книги в жизни людей;

- повысить интерес к художественной литературе;

- активизировать словарный запас: художник-иллюстратор, абонентская книжка, читальный зал.

            Актуальность:

  Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Книга совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир. Для повышения интереса к книге, любви к чтению мною был разработан проект, развивающий  интерес к произведениям как к произведению искусства. Образные, яркие выражения, сравнения, «сказочные» языковые средства способствующие развитию выразительности речи, а также творчеству самих детей, повышают степень включенности дошкольника в книжную культуру.

Ожидаемый результат:

  1. Повысится число родителей, читающих своим детям вслух,  а также мотивация к семейному чтению.
  2. Заинтересуются в пополнении книгами своей домашней библиотеки.
  3. Повысится уровень развития речи, памяти, воображения. Появится желание посещать библиотеку чаще.

Продукты проекта:                                                                

  • Изготовление книги по иллюстрациям произведений Э. Успенского. 
  • Фотоальбом  по итогу мероприятия.                                                         
  • Презентация проекта.                                                                                   
  • Консультация для родителей.

     В первый день недели дети знакомились с биографией и творчеством Э. Н. Успенского. Педагоги показали детям презентацию, где были собраны интересные факты о жизни автора, фотографии главных героев его произведений, такие как Кот Матроскин, Дядя Фёдор, Крокодил Гена, Чебурашка и другие. Также в этот день был организован коллективный просмотр мультфильма «Трое из Простоквашино». В конце дня педагоги с детьми обсудили полученную информацию и наметили совместный план работы на предстоящую неделю. Им было дано задание нарисовать дома с родителями или в детском саду любимых героев Успенского, чтобы принять участие в творческой выставке рисунков. 

     Во второй день в группе детского сада воспитанники разместили свои рисунки  по мотивам произведений Э. Н. Успенского. На выставке разместились «Весёлый Чебурашка», «Трое из Простоквашино», «Вера и Анфиса» и многие другие. 

     В группе третьего дня совместно с родителями и педагогами и детьми изготовили книгу для детей по мотивам произведений Э. Успенского. Всеми участниками  процесса подбирались и создавались иллюстрации, оформлялась обложка. Результаты продуктивной деятельности была представлены в группе и пополнила библиотеку группы.

    Просмотр презентации,  проведение итогового досугового мероприятия – викторины для детей прошли четвертого дня. Задания, которые использовались в ходе викторины, были разработаны с учётом читательского опыта, возможностей и интересов детей. Это вопросы – перевёртыши, игра «Заблудившиеся герои», вопросы –тесты, общие вопросы, игра «Угадай по описанию».

     По итогу для детей была организована экскурсия в библиотеку. В читальном зале дети путешествовали на «Голубом вагоне", отвечая на вопросы по мотивам произведений автора. Сотрудники библиотеки рассказали детям о появлении знаменитого Чебурашки, самостоятельной жизни Дядя Федора из Простоквашино, приключениях Крокодила Гены и проказах старухи Шапокляк. Во время экскурсии детям было предложено полистать книги Э. Успенского.

Таким образом, наша творческая неделя погрузила детей в мир детской литературы. Условия для организации разнообразной совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей на материале литературных произведений, стимулировали, развивали интерес к книгам и чтению. В течение недели детям читали произведения Э. Н. Успенского, стихотворения, беседовали по содержанию этих произведений. В режимных моментах были организованы театральные игры и игры- драматизации по текстам стихов.