«Здоровьесберегающие технологии в детском саду»

Вильданова Ильяна Джаруллаховна

 

Во все времена, одной из наиболее важных проблем является состояние здоровья детей. Здоровье ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать педагогам дошкольных организаций. Полноценное физическое развитие ребенка – это основа формирования личности. Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными - задача не только родителей, но и педагогов  дошкольной организации, так как дети с воспитателями  проводят большую часть дня.

Здоровьесберегающие технологии – направленные на поддержание здоровья - укрепление и сохранение здоровья, активность детей дошкольного возраста.

Зачем необходимо применять здоровьесберегающие технологии?

Дошкольный возраст является важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в этом возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника. Вот почему применение в работе ДОО здоровьесберегающих технологий может повысить результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей.

Задачами здоровьесберегающих являются:

1. Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе.

2. Обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.

3. Конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала.

Здоровьесберегающие технологии- для  сохранения  и стимулирования здоровья детей.

Динамические паузы – это подвижные, хороводные игры, пальчиковые игры, речь с движением, физкультурные минутки, ритмические упражнения.

Подвижные и спортивные игры – используются,  как часть занятий по  физическому воспитанию, на прогулке, в групповой комнате. Игры  подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения.

Ритмопластика - это движения, выполняемые под музыку, приносящие физическое здоровье и радость. Это работа над моторикой, осанкой,   над чувством ритма. Развивает изящество, грациозность движений, гибкость и физическую выносливость, тренируют вестибулярный аппарат, помогает слушать и понимать музыку, любить ее и запоминать.

Релаксация – это снятие напряжения, расслабление, отдых. За основу упражнений по релаксации взяты приемы по дыхательной гимнастике, мышечному и эмоциональному расслаблению. При проведении  использую спокойную классическую музыку.

Пальчиковая гимнастика – в  ходе "пальчиковых игр" ребенок, повторяя движения взрослых, достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию, письму. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами.

Дыхательная гимнастика – используется в различных формах физкультурно-оздоровительной работы.

Динамическая гимнастика (гимнастика после сна) – основной целью гимнастики является поднятие настроения и мышечного тонуса детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений.

Игротерапия– методика основана на системе игровых упражнений, которые тренируют способность быстро и активно концентрировать слуховое внимание и память, зрительное внимание и память, осязание, воображение и творческую фантазию. Занятия с детьми проводится в виде сюжетно-ролевой игры или в форме тематической игры, в которую включены игры и упражнения на развитие у ребёнка сенсорных навыков.

Изотерапия- все, что связано с изобразительным искусством: рисование, живопись, лепка и т.д.

Сказкотерапия: правильное организованнее сказкотерапию для дошкольников.
1. Выбирая сказку для сказкотерапии, нужно обязательно учитывать возраст ребенка.

2. Неправильно будет если просто прочитать ребенку сказку. Необходимо обязательно проиграть, проинсценировать, проанализировать, дать оценки, сделать выводы. 
3. Содержание сказки должно соответствовать поставленной цели.
4. Знакомство ребенка со сказкой должно быть не перегружено. Можно начать с просмотра иллюстраций, потом знакомство с героями и наоборот. Затем описание сказки и оценка и анализ поступков. 
5. И уже потом выражение своего отношения и определение правильной модели поведения.

Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное  развитие. Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

   1.  Береснева, З. И. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ  М.: Сфера, 2005. – 32 с.

2.  Ввозная, В. И. Организация воспитательной и оздоровительной работы в ДОУ». - М.: Сфера, 2006. – 128 с.

3. Рунова, М. А. «Двигательная активность ребенка в детском саду»  Мозаика-Синтез, 2004. – 255 с.