Использование дыхательных тренажеров для развития речевого дыхания у детей с ТНР

Куприенко Светлана Сергеевна

Развитие речевого дыхания.

Произношение звуков тесно связано с речевым дыханием.

Если ребенок плохо говорит, искажает, смешивает или заменяет звуки при произношении нужно проводить работу по развитию дыхания.

 Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения. Для чего это нужно? Правильное дыхание поможет научиться говорить спокойно, плавно, не торопясь. Некоторые упражнения для развития дыхания помогают также научиться правильно произносить звуки. Если мы во время речи надуваем щеки, то и речь становится невнятной. И прежде, чем начинать постановку звуков, необходимо научиться правильной выработке воздушной струи.

Для более эффективной работы по развитию речевого дыхания используются дыхательные тренажеры, которые мы решили изготовить сами. Дыхательные тренажеры можно использовать на занятиях c подгруппой детей и индивидуально. Использование дыхательных тренажеров вызывает положительные эмоции, повышает интерес к дыхательной гимнастике, а также развивает творческое воображение и фантазию.

Речевое дыхание – это дыхание в процессе речи. Оно отличается от обычного дыхания:

·                   Вдох более короткий и более глубокий

·                   Выдох намного длиннее вдоха

·                   Речевое дыхание - управляемый процесс

·                    

Начинать работу по формированию речевого дыхания необходимо с лёгких дыхательных упражнений и постепенно переходить к более сложным, в такой последовательности:

1 этап – формирование диафрагмального дыхания.

2 этап – обучение умению дифференцировать вдох и выдох через нос и рот по схеме (нос-нос, нос-рот, рот-нос, рот-рот).

3 этап – формирование целенаправленной воздушной струи. 

4 этап – развитие силы, продолжительности, постепенности воздушной струи, регуляция дыхательного ритма.

Пропеваем гласные звуки:

- на выдохе один звук (а, о, у, и);

- на выдохе два звука (ау, уа, уи, иу);

-проговариваем на одном выдохе одно слово, простое предложение (Кукла. Это кукла.);

-постепенно удлиняем фразу, добавляем новые слова (Это большая кукла. Это Катина большая кукла).

Рекомендации по выполнению дыхательной гимнастики:

-проводить упражнения не более 2-3 минут до еды, в проветриваемом помещении, заниматься в свободной одежде;

- не нужно напрягать мышцы шеи, груди, живота;

- выполнять в положении лёжа, сидя, стоя;

- воздух набирать через нос, плечи не поднимать;

-выдох длительный и плавный (следить, чтобы не надувались щёки);

- не более трёх-пяти повторений.

 

Таким образом,  одним из значимых условий постановки звуков является выработка воздушной струи.  Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений. 

 

 

Комментарии

Спасибо за интересную и нужную информацию. Замечательные тренажеры. Я вырезала детям тренажеры в виде перышек, а теперь использую вашу идею для занятий с детьми в игровой форме. Всегда интересно использовать что- то новое.

Куприенко Светлана Сергеевна

Спасибо за приятный комментарий, рада поделиться