КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Миронова Елена Борисовна

Важной задачей государственной образовательной политики Российской Федерации в условиях модернизации системы образования является обеспечение современного качества образования, в том числе дошкольного. Качество дошкольного образования - характеристика системы дошкольного образования, отражающая степень соответствия фактически достигнутых образовательных результатов нормативным требованиям, общественным и личностным ожиданиям. Таким образом, вопрос повышения профессиональной компетентности педагогов обусловлен ускоряющимся процессом нравственной девальвации и устаревания знаний и навыков специалистов в современном мире.

В конце 1960-х - начале 1970-х гг. на Западе и в конце 1980-х гг. В отечественной литературе складывается особое направление - компетентностный подход к образованию.

Э.Ф. Зеер считает, что основной задачей компетентностного подхода является обеспечение качественного образования, под которым можно понимать систему характеристик и параметров, отвечающих за соответствие образования передовым и ценностным, а также их представления о будущее.

Компетентностный подход – это подход к описанию, оценке и развитию личности, при котором поведение трактуется как проявление компетентности этой личности.

Проблеме формирования профессионально-педагогической компетентности посвящено значительное количество исследований (Алексашина И.Ю., Бондаревская Е.В., Браже Т.П., Вершловский С.Г., Воронцова В.Г., Вторина Е.В., Зимняя И.А., Колесникова И.А., Кулюткин Ю.Н., Кузьмина Н.В., Лобанова Н.Н., Маркова А.К., Митина Л.М., Переломова Н.А., Прозументова Г.Н., Сухобская Г.С., Соколовская Е.А., Шадрина Т.В. и др.). Выводы этих исследований являются основой для совершенствования и повышения квалификации учителей: ориентиром для развития творчества, творческого потенциала и методического мышления, готовности к самообразованию, проектной культуры и вытекающей из этого педагогической компетентности.

Мы определяем профессиональную компетентность воспитателя детского сада как уровень развития его знаний и умений, который позволяет ему принимать решения в каждой конкретной ситуации при организации педагогического процесса в дошкольной образовательной организации. Компетентностный компонент в структуре педагогической готовности определяется как совокупность профессиональных, социальных и личностных результатов обучения на языке компетентности.

Структурные компоненты профессиональной компетентности:

• познавательный компонент – включает в себя знания в области психолого-педагогических и методических наук

• деятельностный компонент – профессиональные навыки и опыт

• личностный (профессионально-личностный) компонент - личностные характеристики и установки педагога на профессиональные ценности.

Современное общество предъявляет новые требования к компетентности педагога, он должен быть компетентен в организации и содержании деятельности в: образовательной, учебно-методической, социально-педагогической сферах.

Образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности: осуществление целостного педагогического процесса, создание развивающей среды, обеспечение охраны жизни и здоровья детей.

Эти критерии подкрепляются показателями компетентности педагога: знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников; умение эффективно формировать знания, умения и навыки в соответствии с учебной программой.

Учебно-методическая деятельность педагога включает следующие критерии компетентности: планирование учебно-воспитательной работы; проектирование педагогической деятельности на основе анализа полученных эффектов.

Эти критерии подкрепляются следующими показателями компетентности: знание образовательной программы и методики развития различных видов детской деятельности; умение проектировать, планировать и реализовывать целостный педагогический процесс; владение технологиями исследования, педагогического контроля, воспитания и обучения детей.

Кроме того, воспитатель, имеющий право выбора как основных, так и частичных программ, и пособий, должен умело сочетать их, обогащая и расширяя содержание каждого направления, избегая «мозаичности» и формируя целостность восприятия ребенка. Иными словами, грамотный педагог должен уметь грамотно интегрировать содержание образования и обеспечивать связь всех занятий, мероприятий и мероприятий исходя из задач воспитания и развития ребенка.

Социально-педагогическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: консультативная помощь родителям; создание условий для социализации детей; защита интересов и прав.

Эти критерии подкрепляются следующими показателями: знание основных документов о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям; умение вести разъяснительно-педагогическую работу с родителями, специалистами дошкольных образовательных учреждений.

Учет деятельности дошкольного образовательного учреждения (музыкального руководителя, учителя физкультуры, воспитателя изостудии) позволяет не только переносить определенные умения детей из одного вида деятельности в другой, но и обогащает жизнь ребенка, делает ее более осмысленной, потребность делиться накопленными идеями с окружающими в других обстоятельствах развивается.

К основным нравственным ориентирам дошкольного воспитания в современной педагогике, к которым следует стремиться педагогу дошкольного образования, относятся:

- гуманизм, в основе которого лежат уважение и доброжелательность к другим, доброжелательность как источник чувств, поступков и отношения к окружающему миру.

- ответственность как нравственная установка нести ответственность за свои мысли и поступки, соотносить их с возможными последствиями.

- долг как осознание и склонность к проявлению своих обязанностей по отношению к государству, обществу, людям и самому себе.

- добросовестность как регулятивная основа всякой человеческой деятельности.

- самооценка как нравственное самоутверждение, основанное на эмоционально-рефлексивном и позитивно окрашенном отношении к самоуважению и уважению к другому человеку.

- гражданственность как ощущение родины, неразрывной связи с родиной, причастности к ее судьбе.

В качестве иллюстрации формирования нравственных ориентиров педагогов ДОО хочется привести пример проведения фестиваля народов Поволжья «Венок дружбы» в МДОУ Октябрьский детский сад «Василёк», приуроченный к году народного искусства и нематериального наследия России с целью укрепления межнационального и межконфессионального мира и согласия.

Фестиваль открыл патриотический флешмоб воспитанников старших и подготовительных групп на песню О. Газманова «Россия». Затем дети старшей группы «А» представили гостеприимную раздольную Россию: читали стихи и исполнили весёлую русскую пляску «Ярмарка». Дети средней «А» группы перенесли гостей в солнечную Армению: читали стихи на армянском языке, пели песню и проникновенно исполнили танец «Арцах». Древнюю и вечно молодую Чувашию представили воспитанники старшей «Б» группы. Они читали стихи на чувашском языке, вместе с педагогами исполнили песню «Шапчак» и станцевали задорный чувашский танец.  Отразили душу славной Мордовии дети подготовительной «Б» группы. В их репертуаре: стихи на мордовском языке, красивый танец с ложками, народная мордовская игра «Горшки». Замечателен был бодрый выход представителей немецкой национально-культурной автономии – дети подготовительной «А» группы. Стихи и немецкий танец доставили удовольствие гостям. Ярким выступлением порадовал гостеприимный Татарстан – подготовительная «А» группа. Дети прочитали стихи о родном языке, исполнили татарский танец. Сюрпризом было сольное исполнение заведующим детским садом Махмутовой Л. Р. песни «Су буенда». Педагоги ДОУ исполнили красивый татарский танец. Кульминацией праздника стала песня Смирновой «Белый, синий, красный» в исполнении музыкальных руководителей Кузнецовой С.М., Еремеевой Е.В. После праздника участники пили ароматный чай с угощениями национальной кухни. Такого уровня мероприятия формируют все структурные компоненты компетентности педагога ДОО.

Все это позволяет сделать вывод о том, что профессиональная компетентность педагога структурно представляет собой совокупность следующих компонентов: познавательная - профессиональные умения, опыт, знания; личностно-мотивирующая - личностные качества педагога, опыт в единстве и связи его духовных, ценностных, интерактивных и творческих проявлений, мотивация, профессиональные ценностные ориентации педагога.