Обогащение пассивного и активного словаря у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Степашкина Елена Александровна

Обогащение пассивного и активного словаря у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

 

Степашкина Елена Александровна

Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема

студент

 

Аннотация

В статье рассматриваются теоретические аспекты развития словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Представлены результаты экспериментального изучения пассивного и активного словаря дошкольников 6-7 лет с общим недоразвитием речи, сделаны выводы о недостаточности уровня его развития.

Ключевые слова: словарь, речь, старшие дошкольники, общее недоразвитие речи.

 

         Development of passive and active vocabulary in preschool children with general speech underdevelopment

Stepashkina Elena Aleksandrovna

Amur State University named after Sholom Aleichem

student

 

Annotation: The article discusses the theoretical aspects of the development of the vocabulary of older preschoolers with general speech underdevelopment. The results of an experimental study of the passive and active vocabulary of preschool children aged 6-7 years with general speech underdevelopment are presented, conclusions are drawn about the insufficiency of its level of development.

Keywords: vocabulary, speech, older preschoolers, general underdevelopment of speech.

 

Дошкольный возраст – это период интенсивного овладения разговорным языком, формирования и развития всех сторон речи.

О.А. Сергеева и А.В. Шульга определяют общее нарушение речи (ОНР) как сложное языковое расстройство, при котором у ребенка с нормальным слухом и в основном ненарушенным интеллектом нарушено формирование всех компонентов речевой системы (фонетики, лексики и грамматики), относящихся как к слуховым, так и семантическим аспектам речи. При этом расстройстве начало речи замедлено, словарный запас беден, а произношение нарушено [5].

В психолого - педагогических исследованиях  С.Н. Архиповой, Г.В. Бабиной, С.П. Герасимовой, О.Е.Грибовой, Е.А. Желонкиной, А.И. Ковалевой, Т.В. Коротовских, Р.Е. Левиной, Н.А. Никашиной, Т.В. Тумановой, Т.Б.Филичевой и других даётся описание особенностей и своеобразия словаря детей с общим недоразвитием речи.

По мнению А.И.Ковалевой[3],в речи дошкольников снизкимуровнемобщегоязыковогоразвитияотсутствуютмногиеобщеупотребительныеслова, что связано с недостаточной лексической активизацией в различных видах деятельности. Дошкольники допускают ошибки при рассматривании картинок и их назывании, их активный словарь ограничен наличием прилагательных и существительных. Они используют только один синоним, а их ответы характеризуются однообразным, типичным, шаблонными формульным подбором слов.

Согласно исследованиям С.П. Герасимовой и С.Н. Архиповой, наречия и прилагательные, описывающие признаки, свойства и способы действия предметов, нечасто используются в речи детей старшего дошкольного возраста, речь которых в целом не развита. Дети активно используют слова и словосочетания, часто употребляемые в обычной речи. Своеобразие словарного запаса проявляется в незнании многих слов и неумении выбрать из словаря те слова, которые наиболее точно выражают смысл предложения, и правильно их произнести. Из-за очень ограниченного словарного запаса дети дошкольного возраста не могут понять значение даже самых простых слов и поэтому искажают, опускают, заменяют или путают слова[1].

Е.А. Желонкина [2] в своей работе указывает, что дошкольники с общим недоразвитием речи имеют ограниченный словарь активных и пассивных слов и не могут правильно употреблять грамматические формы глаголов в разговоре, в результате чего появляется много неграмматических выражений.

Т.В. Коротовских [4] отмечает, что дошкольники с общим недоразвитием речи испытывают трудности в определении логического порядка событий и в подборе слов для построения предложений и самостоятельных высказываний. Многие из них испытывают трудности с развернутой речью и ее языковым оформлением, неправильное употребление слов по значению и предложно-падежных форм, ошибки при согласовании слов внутри фраз, пропуски, перестановки фраз в предложении, употребление слова в неверной грамматической форме, полное неумение называть слово.

Данные исследований Т.Б. Филичевой, Т.В. Тумановой и О.М. Елисеенковой свидетельствуют о том, что у детей с сохранной речью уровень коммуникативной активности высокий, однако, дошкольникам с общим недоразвитием речи присущ низкий уровень коммуникативно-речевой активности. Анализ исследований коммуникативно-речевой активности дошкольников в разных видах деятельности показал, что у детей с общим недоразвитием речи она возможна при наличии внешнего стимулировании (например, в процессе занятий или в специально организованной игре) [6].

Экспериментальное изучение словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи проводилось на базе старшей группы МДОБУ «Детский сад комбинированного вида» №14 Лесозаводского городского округа. В исследовании принял участие 31 ребенок, из них 15 девочек и 16 мальчиков.

Нами была проведена методика на изучение уровня развития пассивного и активного словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи, состоящая  из двух блоков.

Задания первого блока направлены на обследование пассивного словаря. Этот блок состоял из трех заданий. При выполнении первого задания вниманию дошкольников было представлено по 5 картинок на каждую классификационную группу предметов: обувь, транспорт, посуда, одежда и школьные принадлежности. Детям давалась слудующая инструкция: «Перед тобой лежат картинки, разложи их так, чтобы они подходили друг к другу и назови их одним словом».

Второе задание было направлено на изучение возможности использования в речи синонимов.  Задание сопровождалось инструкцией: «Сейчас я брошу тебе мяч и назову словосочетание, например красивый бант, а ты должен поймать мяч и придумать, как можно о банте сказать по-другому, и бросишь мяч обратно мне».

В ходе третьего задания мы изучали использование старшими дошкольниками антонимов в речи. При выполнении данного задания использовались специально подобранные картинки. Ребенку нужно было подобрать картинку к высказыванию экспериментатора и проговорить правильно. Например: экспериментатор показывает картинку и говорит: «Днем на дворе светло, а…». Ребенок подбирает картинку «ночь» и говорит: «Днем на дворе светло, а ночью темно» и т.д.

Второй блок на обследование активного словаря старших дошкольников включал в себя три задания.

При выполнении первого задания на обследование предикативного словаря ребенку предлагались картинки, по которым необходимо было сказать, кто что умеет делать.

При выполнении второго задания на обследование номинативного словаря дошкольников просили назвать как можно больше слов, относящихся к предметным картинкам по темам (обувь, транспорт, посуда, одежда и школьные принадлежности).

При выполнении третьего задания на обследование атрибутивного словаря вниманию дошкольников предлагались картинки и были заданы вопросы «Какой? Какая? Какое?». Например, предлагая картинку «яблоко», экспериментатор спрашивал: «Яблоко какое?», а ребенок отвечает: «сладкое, спелое, красное» и т.д..

Оценка уровня развития словаря проводилась по следующим критериям:

Высокий уровень – дети правильно разложили все картинки и назвали обобщающие слова,  подобрали слова-синонимы и слова-антонимы, правильно подобрали слова к предметным картинкам, правильно назвали действия (два и более для одной картинки), дали определения предметам, изображенным на картинке.

Средний уровень – дети допустили не более 3-4 ошибок в раскладывании картинок и назывании обобщающих слов, но сами исправили ошибки, испытывали затруднения при назывании синонимов и антонимов, при выполнении заданий детьми была использована помощь экспериментатора, назвали одно, два действия, которые могут совершить изображенные на картинках люди и животные, дали одно, два определения для одной картинки.

Низкий уровень – дети допустили 5 и более ошибок и затруднились назвать некоторые обобщающие слова, подставили частицу «не» к предложенным словам, не поняли смысл задания, путались, повторяли слова экспериментатора, дали одно определение для одного предмета, затруднялись в ответах.

В таблице 1 представлены уровни развития словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

 

Таблица 1 - Уровни развития словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Кол-во испытуемых

Уровень выполнения задания

Высокий

Средний

Низкий

31

6

10

15

 

По результатам исследования высокий уровень развития словаря выявлен у 6 старших дошкольников. Данные испытуемые употребляют разные части речи точно по смыслу, используют в речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением, а также слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков.

Средний уровень развития словаря выявлен у 10 старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Данные испытуемые допустили незначительные ошибки в употреблении разных частей речи, допустили не более 4 ошибок в раскладывании картинок и назывании обобщающих слов,  сами исправили допущенные ими ошибки. Нечасто использовали в речи синонимы, антонимы и обобщающие слова.

Низкий уровень развития словаря выявлен у 15 старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Эти дети допустили 5 и более ошибок и затруднились назвать некоторые обобщающие слова. Активный словарь данных испытуемых беден, они допустили ошибки при употреблении разных частей речи, не проявили речевую активность в общении. Они не смогли подобрать синонимы, а просто заменили существительное в предложенном словосочетании. Некоторые дошкольники образовывали синонимы путём присоединения частицы «не»: радостный - негрустный, большой – немаленький.

Таким образом, результаты изучения развития словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи показали, что словарь синонимов и атрибутивный словарь развит хуже, чем номинативный и предикативный. Особенностью речи детей является ограниченность словарного запаса, неточное употребление слов, трудности актуализации словаря, наблюдается снижения объема активного и пассивного словаря.

Мы считаем, что уделять внимание своевременному формированию словарного запаса очень важно, так как оно является важным условием полноценного, всестороннего развития ребенка, поскольку язык и речь выполняют главную функцию в развитии речевого общения и мышления, в организации и планировании деятельности ребенка, в формировании социальных навыков.

 

Библиографический список

 

1.            Герасимова С.П., Архипова С.Н. Развитиелексико-грамматическогострояречиустаршихдошкольниковсобщимнедоразвитиемречи // Научноеобозрение. Пед.науки.  2019. №4-1 С. 51-54.

2.            Желонкина Е.А. Научно-теоретические основы изучения предикативной лексики детей с общим недоразвитием речи // Педагогика и психология: актуал. вопр. теории и практики : материалы X Междунар. науч.–практ. конф. Чебоксары, 2017. № 1 (10). С. 231-233.

3.            Ковалева А.И. Теоретические основы проблемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Молодой ученый. 2018. № 46. С. 293-295.

4.            Коротовских Т.В. Теоретические основы изучения связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи // Казан. пед. журн. 2016. № 6 (119). С.121-127.

5.            Сергеева О.А. Шульга А.В.Анализ современного состояния проблемы общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста // Молодой ученый. 2015. № 6. С.682-684.

6.            Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Елисеенкова О.М. Формированиекоммуникациидошкольниковсобщимнедоразвитиемречивигровойдеятельности // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3. С. 238.