Статья. Тема "ПРОСТРАНСТВО ДЕТСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ В ДОУ"

Ольга Андреевна Уварова

ПРОСТРАНСТВО ДЕТСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ В ДОУ

Деева Ирина Анатольевна

Заместитель заведующего по ВМР МАДОУ

детский сад №16 «Дюймовочка»

Уварова Ольга Андреевна воспитатель МАДОУ

детский сад №16 «Дюймовочка».

Забайкальский край, г. Краснокаменск

 

                                                            Если ребенок любит играть –

                                                             Значит, он верит в чудо и в то,

                                                                 что сказки никогда на кончаются

                                                                                                  (А.Б.Никитина)

Аннотация: 

В статье анализируется взгляды ученых на использование всех возможностей для создания современной предметно – пространственной среды. В качестве главного условия развития детской личности развивающая среда как необходимый фактор для развития ребенка.

Ключевые слова: социальная поддержка детской индивидуальности, уникальность, проявление детской инициативы, реализация замысла или проекта.

THE SPACE OF CHILDREN'S REALIZATION IN THE PRESCHOOL

Deeva Irina Anatolyevna

Deputy Head of VMR MADOU

kindergarten No. 16 "Thumbelina"

Uvarova Olga Andreevna educator of MADOU

kindergarten No. 16 "Thumbelina".

Zabaikalsky Krai, Krasnokamensk

Abstract:

The article analyzes the views of scientists on the use of all opportunities to create a modern subject – spatial environment. As the main condition for the development of a child's personality, the developing environment as a necessary factor for the development of a child.

Keywords: social support of children's individuality, uniqueness, manifestation of children's initiative, implementation of a plan or project.

      

        Развивающая предметно – пространственная среда является основным средством развития личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта. Чем богаче и насыщенней развивающая среда, тем интереснее и познавательней в ней находится ребенок. Содержание предметно – развивающей среды отражает гендерный подход, соответствует интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется, варьируется, постоянно обогащается с ориентацией на поддержание интереса детей, на зону ближайшего развития, на информативность и индивидуальные возможности детей.[1,с.32].   По мнению Л.С.Выготского, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, Л.В. Занкова, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и многих других, развивающая среда – это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение.

          К.Д Ушинский говорил о необходимости внимательно вглядываться в детские игры, ибо все, что переживает ребенок в игре, не проходит бесследно, а путем связывания различных ассоциаций отражается непосредственно в его личном опыте, во взаимоотношениях с людьми, в отношении к миру.

       Основой реализации Образовательной программы в ДОУ является развивающая предметная среда детства, необходимая для развития всех специфических детских видов деятельности. У нас в детском саду она построена так, чтобы обеспечить полноценное, эстетическое, познавательное, речевое и социальное развитие ребенка. Сюда относятся природная среда, и предметная среда, физкультурно – игровые и спортивные центры в помещении и на участке, предметно – игровая среда, музыкально – театральная, предметно – развивающая среда для организованной образовательной деятельности.

      Развивающая предметно – пространственная среда групп предусматривает создание условия для упражнений в практической деятельности, сенсорного развития, развития речи, математических представлений, знакомство с окружающим миром, природой, экспериментированием.[6,с.56].

      Конечно вопрос организации, развивающей предметно -  пространственной среды в детском дошкольном образовательном учреждении (далее ДОУ) стоит особо актуально, а, следовательно, педагоги испытывают повышенный интерес к обновлению предметно – развивающей среды в ДОУ. Предметно – пространственная среда выступает двояко, с одной стороны, как набор стандартов, но с другой стороны, как действие с ними по усмотрению ребенка без давления со стороны взрослого, что открывает новые возможности, то есть позволяет детям идти по творческому пути.

      Н.Е Веракса «Пространство детской реализации» мы рассматриваем как новый термин, дополняющий понятие «зона ближайшего развития». Если в зоне ближайшего развития ребенок следует за взрослым, копируя его, то в пространстве детской реализации – взрослый следует за ребенком, помогая в его активности, если в зоне ближайшего развития продуктом является освоение уже известного образца, то в пространстве детской реализации создается новый продукт, не вписанный в культурные нормы. Как же построить развивающею предметно – пространственную среду, что бы она была для ребенка доступной, развивала его самостоятельность и активность.[2,с.6].

        В ДОУ  имееются объекты, которые помогают познавать: «два стола сенсорных есть, и игрушек здесь не счесть, ведь у маленьких ребят пальчики играть хотят». Объекты театрализации «очень мы театр любим, круглый год мы ними дружим, в нашей группе все актеры, кукловоды и жонглеры, если б видел Станиславский  - был бы очень рад за нас. И уголок природы есть, в нем много интересного  - не счесть, мир природы познаем, бережливыми растем.  И конечно объекты, которые учат действовать, как дорогу перейти, как в транспорте себя вести. Объекты, которые помогают сотрудничать, книжные уголки, разнообразные сюжетно – ролевые игры, центры художественного творчества, конструктивной деятельности и т.д.

     Объекты, которые помогают социализироваться в обществе, стенды здравствуйте, я пришел, уголок настроения,  в уголке уединения можно в тишине побыть, исчезают все волнения, ведь можно маме позвонить.

     Главная задача педагога при организации развивающей предметно среды состоит в создании детям возможности выбора занятий по своим интересам, проявления самостоятельности и инициативы, в обеспечении условий для самореализации через различные виды детской деятельности (рисование, конструировании, в проектной деятельности и т.д.).  При этом обеспечить высокий уровень развития детей можно имея даже скромные материальные возможности, так как развивающим эффектом обладают не сами объекты развивающей среды, а детская деятельность, организуемая взрослыми или самостоятельная. Результат работы в первую очередь зависит от профессионализма и творческого потенциала педагога.   Важно помнить, что наиболее интересны для детей именно те материалы, которые, с одной стороны, используются в жизни детей достаточно регулярно, а с другой – к созданию которых дети непосредственно причастны. Педагог должен уметь поддерживать детскую самостоятельность и инициативу и, при необходимости, помогать, детям реализовывать свои замыслы.  Л.С. Выготский отмечал, что «ребенок, как человек, начинает свое развитие в процессе формирования с материальной действительностью. В процессе развития он встречается с уже готовыми, исторически сложившимися условиями, которые и определяют его бытие, как общественного существа». Таким образом, развитие ребенка зависит от того, как его воспитывают, как организовано воспитание, где, в каком окружении он растет.[2,с.37].

Список литературы:

  1. Анохина Т. Как организовать современную предметно – развивающую среду//Дошкольное воспитание. – 1999. 5. – С. 32 – 34.
  2. Веракса Н.Е. О раннем обучении и развитии детей/ Н.Е.Веракса, Н.С. Варенцова// Психологическая наука и образование. – 2005. - №2.
  3. Выгодский Л.С.Педагогическая психология. М: Педагогика, 2007.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013г. №1155г.
  5. К.Д.Ушинский. Идей природоохранительного воспитания в педагогической системе К.Д.Ушинского и их значение для современного экологического образования дошкольников.