тьюторское спровождение

Ворокова Татьяна Петровна

Тьютор – это прежде всего не помощник воспитателя, а помощник ребенка. Ребенок должен полностью доверять своему помощнику, обращаться к нему за помощью и получать от тьютора подсказки, чтобы быть успешным и не бояться учиться и общаться со взрослыми и сверстниками. Таким образом реализуется концепция безошибочного обучения. Тьютор также должен давать поощрения ребенку за правильно выполненные задания и при этом четко знать, что они ребенку интересны в данный момент. Поощрения могут быть пищевые или игровые или социальные (похвала). Конечно, похвала гораздо предпочтительнее, чем, например, чипсы или мыльные пузыри, на начальном этапе обучения для аутистов социальная похвала вообще ничего может не значить, однако, её роль постепенно возрастает. Поэтому мы должны очень гипертрофированно хвалить ребенка даже за малейшее выполнение или инициативу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_tyutorskoe_soprovozhdenie_detey.docx32.83 КБ

Предварительный просмотр:

Тьюторское сопровождение детей с РАС и коррекция поведенческих проблем.

Что такое тьюторство и кто такой тьютор? Феномен тьюторства происходит из Великобритании и зародился примерно в 14 веке в классических английских университетах Оксфорде и Кембридже. Педагогом тьютором может быть только  педагог-профессионал, с такими личностными и деятельностными характеристиками, как:

  • аналитико-рефлексивные способности
  • умение помогать учащемуся в его саморазвитии, обучение его самостоятельности и ответственности за результаты работы
  • анализировать индивидуальные особенности ребенка  и возможности преодоления его неуспешности
  • владение приемами рефлексии и методами психологической работы
  • коммуникативные способности
  • организаторские способности

Тьютор – это прежде всего не помощник воспитателя, а помощник ребенка. Ребенок должен полностью доверять своему помощнику, обращаться к нему за помощью и получать от тьютора подсказки, чтобы быть успешным и не бояться учиться и общаться со взрослыми и сверстниками. Таким образом реализуется концепция безошибочного обучения. Тьютор также должен давать поощрения ребенку за правильно выполненные задания и при этом четко знать, что они ребенку интересны в данный момент. Поощрения могут быть пищевые или игровые или социальные (похвала). Конечно, похвала гораздо предпочтительнее, чем, например, чипсы или мыльные пузыри, на начальном этапе обучения для аутистов социальная похвала вообще ничего может не значить, однако, её роль постепенно возрастает. Поэтому мы должны очень гипертрофированно хвалить ребенка даже за малейшее выполнение или инициативу.

Виды подсказок.

1.Полная физическая или подсказка «рука в руке».

Тьютор  молча делает все сам, используя руки ребенка. Тьютор стоит сзади и держит руки ребенка в своих. При этом говорит и хвалит ребенка воспитатель.

2. Частичная физическая подсказка.

Тьютор частично помогает ребенку правильно ответить. Например, если мы учим ребенка махать рукой на прощание, то частичная физическая подсказка будет выглядеть как прикосновение к локтю ребёнка.

3. Жестовая подсказка.

Самая распространенная. Это указывание на нужный предмет.

4. Моделирование. 

Мы моделируем правильное поведение. Например, учитель говорит ребенку «встань» и тьютор встает при этом, показывая ему, что делать. Можно показать ребенку видео, где выполняется это действие. Это имитация действия.

5.Визуальная подсказка. 

Это картинки, знаки, текст.  Например, мы просим ребенка показать картинку с курицей. При этом курица должна быть крупнее других персонажей. Или мы просим дать зеленый квадрат, то есть выбрать его из двух или трех  квадратов. При этом нужный квадрат  должен быть крупнее по размеру.

6. Позиционная подсказка.

Чаще всего используется, когда работа проводится за столом. Например, ребенок собирает пирамидку. Чтобы он собрал ее правильно, мы выстраиваем на столе нужную последовательность. Если надо выбрать какой-то предмет, то его надо положить ближе других например, воспитатель  просит дать красный кубик. Мы кладем красный кубик ближе других, и ребенок сразу егоз заметит.

7. Вербальная подсказка. Это слова и вопросы.

8. Полная вербальная подсказка – это полное произнесение всей фразы или слова. Например, мы учим ребенка называть предметы. Воспитатель  задает вопрос: «Кто это?, а тьютор говорит: медведь».

9. Частичная вербальная подсказка, когда произносится не все слово целиком, а его часть. Например «ме», а ребенок заканчивает произнесение слова.

10. Подсказка интонацией. 

Это используется для вербальных ответов. Воспитатель  особенно громко выделяет какую-то часть слова или слово целиком, если ребенок его не произносит или произносит неправильно.

Следующий вопрос, на котором мне очень хочется акцентировать ваше внимание, это поведение.

Для детей-аутистов  очень часто характерно проблемное поведение. Эти дети очень любят валяться на публике, бить окружающих, кусаться щипаться, опрокидывать парты, ругаться нецензурными словами, громко кричать, выбрасывать школьные принадлежности, выбегать из класса, отказываться от выполнения заданий.  Я  работаю с такими детьми второй год  и  нам понятно, что такое поведение зависит от внимания окружающих. Ребенок либо хочет его привлечь таким способом, либо хочет чего-то избежать. Он видит, если он орет, пинается, то от него все отстанут, и он не будет рисовать птичку, как другие дети. Это избегание. Если же ребенок ударяет соседа по парте, и он при этом вскрикивает, то аутист испытывает огромное удовлетворение от происходящего. Его бесполезно ругать, нельзя наказывать, так как в данном случае его цель-привлечь к себе внимание.  

Если мы реагируем на это, то такое поведение будет снова повторяться в будущем и может стать чертой характера и быть опасным для окружающих. Поэтому, наша задача – свести внимание к нежелательному поведению к минимуму, но при этом обеспечить безопасность.

Есть такая функция поведения, как доступ. Например, ребенок хочет пить, но не знает, как это сказать и начинает орать. Он просто не умеет правильно просить.

Последствия проблемного поведения.

  • затрудняет процесс обучения,
  • может подвергать риску самого ребенка или окружающих- затрудняет общение с ребенком и его социализацию.

Формы проблемного поведения.

  1. Истерики.
  2. Агрессия:
  • по отношению к самому себе – самоагрессия: укусы, вырывание ресниц, битье головой о стену, заглатывание острых предметов.
  • по отношению к другим.
  1. Самостимуляция: раскачивание тела, бег по кругу, постукивание предметами, постукивание по разным предметам, декламация фраз из мультфильмов, закатывание зрачков глаз, ковыряние в носу, размахивание руками.
  2. Абсцессивно-компульсивное поведение. Выстраивание предметов в ряд, верчение волос, открывание и закрывание дверей, разделение продуктов во время еды, пристрастие к одному виду одежды.
  3. Социально-неприемлимое поведение. Разговор громким голосом, громкий крик, раздевание в публичных местах, еда из чужой тарелки, из мусорного ведра, игра острыми предметами…

Что делать?

  1. Используйте изображения и жесты, чтобы перенаправить поведение. Протяните визуальную поддержку, чтобы он понял, что от него хотят. Можно сказать словами, что надо сейчас делать, но не реагировать на само поведение.
  2. Блокируйте агрессию без взаимодействия с ребенком. Делайте это молча! Не смотрите в глаза ребенку! Встаньте на его пути, обеспечивая  безопасность.
  3. Сосредоточьте все внимание на жертве. Если ученик дразнит другого, то уделите все внимание жертве. Спрашивайте, все шли у него хорошо. Вы можете обсудить с жертвой желательное поведение.
  4. Безопасность прежде всего. Есть ситуации, в которые необходимо вмешаться, например, если ребенок выбежал на улицу или не причинил вред другому ребенку.
  5. Держите себя в руках. Старайтесь сохранять  нейтральное выражение лица, не вскрикивать или реагировать мимикой на нежелательное поведение, иначе  оно будет усиливаться. Даже если вас укусили, старайтесь не показывать вида.
  6. Составьте список любимых предметов или занятий или лакомств. Их ребенок будет получать за адекватное поведение. Например, если Семен вел себя сегодня хорошо, то они с мамой пойдут гулять и кормить уток, а если он вел себя плохо, то нет. Современные дети очень любят играть в компьютерные игры или смотреть мультфильмы. Мы можем дать посмотреть мультфильм, если дети вели себя хорошо.
  7. Поощрения в школе и дома должны быть разными!!! Если мы даем  поиграть в волчок за хорошее поведение, то дома мама ни в коем случае не должна давать то же самое, иначе оно быстро надоест ребенку, и нам придется искать новое подкрепление. Есть дети, которые целыми годами выбирают одно то же, а есть те, которым каждый раз приходится придумывать что-то новое.
  8. Необходим полноценный диалог между педагогом, тьютором и родителями. Если родители не слушают педагогов и делают все по-своему, то эффекта не будет. Предположим, что ребенок любит лепить из пластилина, и он в школе получает возможность полепить , если у него все хорошо. Но дома ему тоже дают пластилин, поэтому интерес к этому занятию быстро угасает.

Чего делать не следует?

  1. Не говорите и не кричите.
  2. Не поддерживайте контакт глазами.
  3. Не прикасайтесь к ребенку, если в этом нет необходимости. Не обсуждайте поведение в его присутствии.
  4. Не забывайте учить ребенка социально-приемлимым способам привлечения внимания. Учите ребенка просить перемену, если он не хочет выполнять задание, Необходимо постоянно поощрять желательное поведение.

    Если ребенку легче получить внимание с помощью негативного         поведения, то  оно будет очень долго сохраняться. Берегите   нервную  систему и знайте, что коррекция поведения =это длительный процесс .Даже если произошла коррекция, то поведение иногда может внезапно возвратиться.

  1. Родителям можно использовать холдинг-терапию.

Цель этой терапии-усилить телесный контакт матери и ребенка, дать ему возможность почувствовать комфортно Мать насильно удерживает ребенка на коленях лицом к себе в течение часа. Во время тактильного контакта она говорит, как она его любит Сначала эти упражнения ребенку неприятны, но постепенно он к ним привыкает .В момент возбуждения ребенка они проводятся более длительно, пока   ребенок не перестанет вырываться и не расслабиться полностью. Если ребенок уснул= это очень хорошо. Холдинг- терапия должна проводиться ежедневно в течение полугода, потом ее продолжительность снижается. Желательно она должна сопровождаться общим массажем.10-15 мин.

Противопоказана детям с ДЦП и осторожно эпилептикам.

Эту терапию могут проводить только родители, и желательно начинать с отца, так как ребенок будет сильно вырываться, а его нужно долго удерживать. Ребенок обязательно должен быть повернут лицом к родителю. Иногда эту процедуру могут проводить педагоги, но тогда ребенок должен быть повернут спиной к педагогу.

  1. Давайте ребенку витамины. Витамин В6 и магний снижают агрессию..
  2. Сохраняйте режим дня. Дети с РАС очень чувствительны с к смене режима.
  3. Может помочь физическая активность. Мы просим ребенка попрыгать, потопать, пощекотать, сделать глубокий вздох.
  4. Создать в комнате уютный уголок, где ребенок может отдыхать от сенсорных раздражителей (свет, звук, запах).

Следующий этап нашей работы – это разбор конкретных ситуаций.  Мальчик с РАС пошел с мамой в магазин и хочет, чтобы ему купили эту игрушку. Мама сказала, что у нее нет денег и игрушку не купила. Тогда Ваня начал громко кричать, упал на пол. Что должна в этом случае делать мама? Должна ли она ругать Ваню, поднимать его с пола? А разговаривать с ним? (Нет). Какие ваши варианты ответа?  Что сделала мама. Она отвернулась от Вани и спокойно стояла, пока он валялся, не смотря ему в глаза и не прикасаясь к нему. Это конечно выглядело очень странно для окружающих, что маме как бы наплевать на сына, но она носит с собой табличку, что ребенок-аутист. После истерики  они пошли  домой. Эту игрушку ребенок получит, когда у мамы будут деньги.

А теперь работать будут наши гости. Предлагаю вам задания: Как поступить в конкретной ситуации? Вы совещаетесь и отвечаете.

  1. Девочка постоянно вставала по  ночам, заходила на кухню, включала воду,  потом возвращалась в постель и засыпала. Всё это она выполняла незаметно от родителей.
  2. Девочка постоянно ела мыло в школе и дома.
  3. Мальчик постоянно кусается и дерется.
  4. Мальчик очень любит залезать на пожарную лестницу.
  5. Девочка часто бьется головой об пол и вырывает себе волосы. О чем это свидетельствует?

В любом случае надо очень внимательно наблюдать за поведением ребенка и определить, какие причины этому способствуют.

Проблема аутизма в настоящее время очень актуально. Все ученые и врачи бьют тревогу, так как количество таких детей с каждым годом постоянно увеличивается. По мнению ученых, такие дети – это результат на 50 процентов экологических факторов и на 50 процентов генетических. По мнению некоторых врачей, аутизм это результат ЭКО или прививок. Для профилактики проблемного поведения предлагается уменьшить просмотр телепередач и побольше гулять на свежем воздухе и играть в подвижные игры. Многие звезды имеют детей-аутистов, которые смогли приспособиться в нашем мире и быть успешными.

Спасибо за внимание!