Конспект открытого занятия для детей старшего дошкольного возраста "Теремок"

Образова Елена Николаевна

 

Конспект открытого занятия для детей старшего возраста:

 «Теремок».

Цели:

Коррекционно-образовательные:

 -закрепить в произношении акустико – артикуляционные свойства гласных звуков;

- закрепить навыки фонематического восприятия, анализа и синтеза: узнавание звука на фоне слова, определение места звука в слове (начало, середина, конец), соотнесение схемы слова с картинкой;

-закрепить навыки слогового анализа и определения в слоге гласного звука;

- закрепить игровые упражнения на основе фонетической ритмики;

- закрепить знания сказки «Теремок», активизация предикативной лексики.

Коррекционно- развивающие:

- развить чувство ритма, умение определять последовательность звукового ряда;

- развивать зрительной памяти и последовательного предметного ряда; закрепить знание геометрических фигур;

- развивать психомоторные координации: глазодвигательных, крупной и мелкой моторики, закрепление навыков пространственной организации;

Воспитательные:

- воспитывать желание помочь другим.

Оборудование:мяч, зеркала, плакат «Человек», кукла Буратино.

1. Организационный момент

расширить словарь по теме; учить детей согласовывать числительное с существительным, образовывать множественное число существительных, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; развивать умение отвечать полным ответом на поставленный вопрос, стимулировать мыслительную и речевую активность, развивать артикуляционную моторику;воспитывать желание помочь другим.

Оборудование: куклы (персонажи из кукольного театра) из сказки «теремок»; изображения  наложенные друг на друга:  лиса, мышка, медведь, волк, заяц и лягушка все находятся в контурном изображении теремка; схемы гласных звуков: «А» - большой круг, «О»  -  овал, «У» - маленький круг, «И» - узкий прямоугольник; «звуковая птичка» (3 экземпляра с символом гласного в начале, в конце и в середине); модели слогов и символы гласных звуков для звуко – слогового анализа; схемы слов с символами гласных звуков в начале слова и конце слова; предметные картинки.

1. Организационный момент

На доске прикреплена картина (на листе ватмана) с наложенными изображениями героев сказки «Теремок».

Логопед. -Ребята, вы любите сказки? (Да). герои одной сказки пришли к нам в гости. а из какой догадайтесь сами. Назовите, кто нарисован? (лиса, мышка, медведь, волк, заяц, лягушка, все находятся в контурном изображении теремка. Дети называют, кого они видят).

- Из какой сказки все эти герои?  (теремок). Правильно, но у нас будет не простой теремок. Посмотрите, что на крыше теремка? (Символы гласных звуков). Как определяем, что звук гласный? (Дети рассказывают правило: при произношении гласных – воздух проходит свободно и не встречает преграды). Герои сказки пошли в школу. Со звуков они знакомы, но букв еще не знают. Хотите ли вы помочь им превратить звуки в буквы? (Да). А чем буква отличается от звука? (Дети называют правило). Сядем на полянку и начнём сказку сказывать.

1 - Стоит в поле теремок- теремок, он не низок не высок, не высок. Как по полю -полю …кто первый в теремок прибежал? (дети - мышка) бежит.  

-Подбежала она к домику, постучала вот так (хлопки в ладоши !! - !!) Дети повторяют показанный логопедом ритм.  Никого в домике нет, она  зашла в теремок, огляделась. (Глазки влево, глазки вправо, вверх, вниз и всё сначала) и стала там жить.

2. (И) -Как по полю – полю… кто следующий? (лягушка) бежит.  С каким звуком пришла? (И). Дети показывают фонетическое упражнение на звук [И].  Пустила её мышка, и стали они жить вдвоём. Предложила лягушка мышке поиграть в игру «Назови слово по первым звукам». (Слово кит (кисть-иглы-тапки) – выполнение звукового анализа слова).

         Логопед. Молодцы, поиграли с лягушкой. Теперь мы можем звук превратить в букву. Найдите под какой цифрой правильный образ буквы. (зеркальное изображение).

И вдруг лягушка слышит прыг скок, прыг, скок…  Кто это?

3 -  Скачет по лесу зайчик – попрыгайчик.

-  Подошёл к теремочку, пустили его мышка и лягушка, стали они жить втроём. Решил Зайка поиграть в подвижную игру.

Физминутка (При помощи фонетических упражнений составляют слова - ау, да, мак, кот, ток, мох).

4 (А)– И тут видят, в окне мордочка рыжая замелькала, кто это?  (лиса)

- Пустили её звери и стали они жить вчетвером. – С каким звуком пришла лиса? (А). Дети показывают фонетическое упражнение на звук [А].  Лиса принесла свою игру. Найдите, где спрятался звук в названии картин? («звуковая птичка»). Молодцы, вы всё сделали правильно. Найдите под какой цифрой правильный образ буквы А. (Зашумленная буква на интерактивной доске).

5 (У). -  И вдруг слышат они за дверью «У-У-У»  кто это?  (волк)

 -С каким звуком пришёл волк? (У). Дети показывают фонетическое упражнение на звук [У].  Запустили его звери, и стали они жить впятером, предложил волк поиграть. Подберите слоговые схемы к названию картин. У всех правильно? молодцы, выложим для волка букву У. (выкладывание из алфавитного конструктора).

6 (О).- Разыгрались звери,  и не заметили, как зашел в теремок медведь и удивился О-О-О… Повторим как удивился (Дети повторяют). Какому символу не хватает буквы О (овал). Дети показывают фонетическое упражнение на звук [О].  Давайте превратим звук О в букву. (Нарисовать на спине букву О у соседа).

7. -  Ребята, напомните сказочным героям буквы. (И, А, У, О).

8.- Герои предлагают вам поиграть в игру «Кто внимательный». Дети обыгрывают упражнения на развитие зрительной памяти: логопед выкладывает цепочку букв, закрывает, а дети показывают цепочку звуков фонетическими упражнениями. 

- Молодцы, мы помогли героям выучить буквы? (да). Вам понравилось? (Да) И зверятам понравилось, они говорят вам сладкое спасибо.