Патриотическое воспитание дошкольников через различные виды деятельности

Базарова Татьяна Анатольевна
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Актуальность данной проблемы заключается в том, что патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды детской деятельности, осуществляться в повседневной жизни. От взрослого во многом зависит, чем интересуется ребенок, о чем он спрашивает. Поэтому особенно важна активная позиция воспитателя и родителей, их желание и умение сформировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помочь им осознать себя неотъемлемой частью своей малой родины, гражданином России. И поэтому совместно с родителями поставили перед собой задачу как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны. Таким образом, патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Наша задача – отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома; труд людей, традиции, общественные события и т. д. Важно помнить, что мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самые сильнодействующие факторы воспитания. На протяжении дух лет в нашей группе ведется большая работа по патриотическому воспитанию дошкольников. Педагоги нашего дошкольного учреждения стремятся учитывать, что воспитывать любовь к Родине, родному селу, городу – значит связать воспитательную работу с социальной жизнью, которая окружает ребенка. Планируем работу блоками, что считаем наиболее целесообразным, причём темы повторяются, проводимые ранее (начиная с первой младшей группы), но изменяем их содержание, объем познавательного материала, его сложность и длительность изучения темы. Отдельные темы приурочиваем к различным событиям, знаменательным датам и праздникам. В качестве основного метода работы по патриотическому воспитанию используем метод проектов. Одно из важнейших условий, без которого невозможно полноценное патриотическое воспитание детей, – организация предметно-развивающей среды. В группах созданы уголки по патриотическому воспитанию детей, имеется методическая литература по нравственно-патриотическому воспитанию, специальная литература по ознакомлению детей с народным творчеством, природой родного края, подборка альбомов с образцами народного художественного творчества. Для нравственно-патриотического и всестороннего развития детей созданы все условия: игровые зоны для сюжетно-ролевых игр, разнообразный дидактический материал; создан экологический уголок, богатый разнообразный обучающий материал, наглядный материал; красочный уголок природы «Мини-огород». Имеются дидактические игры, созданные своими руками. Оформляются стенды «Семья – это счастье», «Папы – наши защитники». «Защитники Отечества», «Моя мама самая лучшая». А также мини-уголки с разнообразным информационным, игровым материалом о родном крае, его достопримечательностях, о народных традициях, народные игры и дидактические игры для детей. В книжных уголках дети могут самостоятельно рассматривать книги, иллюстрации по теме, найти на глобусе или карте свою страну, город, ознакомиться с символикой родного села, города, края, страны. Периодически материалы дополняются. Используются в работе с детьми дидактические игры по нравственному воспитанию. С детьми проводятся беседы «Мы гордимся своими земляками», «Они подарили нам жизнь», «Наши защитники» в ходе которых детей знакомят с героями Великой Отечественной войны, защитниками нашей Родины в настоящие дни. Детям дается представление о родах войск российской армии, их отличительных признаках, о военной атрибутике, технике и т.д., что позволяет пополнить и расширить словарный запас дошкольников. Чтобы помочь детям понять, что такое семья, родные и близкие люди, родственные отношения, социальные роли в семье, нам необходима была помощь родителей. Это заставило нас задуматься над тем, как побудить родителей рассказать детям о себе и других членах семей. Я предложила родителям вместе с детьми собрать фотографии и изготовить «Семейный альбом». При рассматривании фотографий детьми они рассказывали о своих близких. В ходе бесед дети довольно быстро осваивают представление о своей социальной роли в семье. И на вопрос «Кто ты в семье?» отвечают правильно: «Для мамы – сын, для бабушки – внук, для сестры – брат». Появилась идея создания родового древа семьи каждого ребенка. Обратились к родителям с просьбой помочь в сборе сведений. Поскольку составление родословной подразумевает совместную деятельность детей и родителей, мы обращали внимание родителей и членов семей воспитанников на то, что составление родословной служит сплочению членов семьи, для нормального развития ребенка. Изучение истории своей семьи способствует воспитанию гордости за принадлежность к своему роду, своей фамилии, желания стать продолжателями лучших качеств своих предков. Родители являются не сторонними наблюдателями, а активными участниками педагогического процесса. Совместно с родителями и детьми часто проводятся фольклорные праздники «Русский платок», «Валенки», «Рождественские посиделки», «Масленица», и т. д. Родители не только принимают участие в праздниках, но и совместно с воспитателем обсуждают вопросы воспитания на родительских собраниях, семинарах. На спортивных мероприятиях дети показывают не только свои музыкальные возможности, но и силу, выносливость, спортивный азарт и сплоченность. А родители доказывают свою заботу, любовь, внимание к своим детям. Получаются очень интересные, веселые спортивные совместные мероприятия с папами. Во время экскурсии к памятнику погибшим воинам в преддверии праздника с детьми возлагаем цветы. Собираем информацию о дедушках, прадедушках, о родственниках детей, которые приняли участие в ВОВ. Проводим торжественные мероприятия, посвященные Дню Победы в ВОВ. Организовали вместе с родителями «Бессмертный полк» в п. Мирном. Интересно проходят экологические праздники ко Дню Земли, Дню птиц, Дню космонавтики, и т. д. В результате проведенной работы мы можем сделать вывод, что тема патриотического воспитания подрастающего поколения актуальна в наши дни и работа над ней имеет глубокий смысл. Дети должны знать прошлое своей страны, так как им строить её будущее. Важна ли крепкая, дружная семья в жизни человека? Ответ очевиден –несомненно! Все мы, люди – существа социальные и не можем жить вне общества. Однако общество не всегда благосклонно к каждому, поэтому очень важно, чтобы у человека был надежный тыл – семья – люди, которые безусловно любят его и в любых обстоятельствах будут рядом. Особенно важно иметь такую уверенность в детстве, когда формируются представления о мире, который нас окружает. Именно поэтому необходимо прививать детям семейные ценности с молодых ногтей, чтобы они выросли с убеждением «мой дом – моя крепость». В наше время, в век высоких технологий, интерактивных игрушек, гаджетов, социальных сетей и компьютерных игр нам особенно важно находить время для живого общения, которое ничем не заменишь. Для нашей семьи – это совместные прогулки, походы в кинотеатр, тюбинг, горные лыжи и катание на снегоходе зимой, пикники на природе летом, настольные игры и чтение перед сном. И, конечно, самое любимое и увлекательное занятие- путешествия! Благодаря общему семейному досугу, мы лучше узнаём друг друга, учимся договариваться, дарить и принимать душевное тепло, делиться чувствами с родными, понимать и, порой, прощать. И не всегда это только веселье и развлечения. Нередко, это могут быть совместные дела. Ведь именно в такие моменты дети учатся умению работать в команде, взаимовыручке и взаимопомощи. Особое место в воспитании занимают семейные традиции. Это то, чему нас когда-то научили наши родители, и теперь пришло время передать нашим детям. Прежде всего, это традиции, связанные с праздниками – совместное украшение ёлки и утренники на Новый год, приготовление куличей и роспись яиц на Пасху, первомайская демонстрация и конечно дни рождения! И конечно, стоит упомянуть, особо любимые «сильной половиной» нашей семьи походы на спортивные соревнования, где мы вместе искренне, громко и азартно болеем за спортсменов – земляков. А когда зима сменяется летом, начинается замечательное время дачных уик-эндов, лесных пикников и походов за ягодами и грибами. Благодаря детям, наша жизнь наполнена яркими красками. Желание показать им красоту и многообразие окружающего мира нередко приводит к неожиданным открытиям нас самих. Мы хотим, чтобы наши дети росли с уверенностью в том, что дома их очень любят и всегда поддержат, а еще надеемся, что, став взрослыми, им посчастливится создать свои собственные крепкие семьи и подарить этот удивительный мир следующему поколению.