В мире слов: интервью с автором программы «Развитие речи дошкольников» О.С. Ушаковой

ТЦ Сфера

Оксана Семеновна Ушакова – профессор, автор программы «Развитие речи дошкольников», которую с 1996 года выпускает издательство «Творческий  Центр Сфера».  В год педагога и наставника, мы побеседовали с ней о том, как привить интерес к чтению у детей и развить у них красивую, образную речь. 

Оксана Семеновна вы любите читать с детства, окончили литературный факультет МОПИ им. Н.К. Крупской и создали книгу «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи». Скажите, пожалуйста, что нужно учитывать  воспитателям при знакомстве детей с литературой?  

Интерес и любовь к чтению литературных произведений закладывается у детей с раннего возраста. Самые первые строчки потешек, песенок, услышанные в первые годы жизни надолго (а, точнее, на всю жизнь) откладываются в сознании детей, и они с удовольствием повторяют их: «петушок-петушок, золотой гребешок», «кисонька-мурысонька», «зайчик-побегайчик». И прочитать наизусть эти небольшие произведения надо так, чтобы ребенку захотелось их услышать еще и запомнить их.

От взрослых  во многом зависит, станет ли книга для ребенка другом, собеседником, источником знаний и вдохновения. Она может стать в дальнейшей жизни    побуждением к   новым встречам с искусством: будь то новая книга, желание пойти в театр, консерваторию, чтобы  просто послушать музыку и погрузиться в волшебный мир художественных образов.

Вы – автор красочных пособий  «В мире  слов». Расскажите, в чем уникальная особенность этой серии?

Серия рабочих тетрадей поможет воспитателям и родителям обратить внимание на образные характеристики речи и даст простор для развития творческих способностей детей. Воспитатели могут использовать эти пособия для индивидуальной работы с   детьми. Родителям советую внимательно прочитать рекомендации, которые даны в каждой книге. И тогда  знакомство с этими тетрадями может превратиться в увлекательное путешествие в мир слов.

Применяя тетради серии «В мире слов», как педагоги и родители смогут развить речь ребенка?

«Давай дружить» - первая рабочая тетрадь в цикле «В мире слов». Она направлена на формирование конкретных речевых навыков у ребенка: закрепление правильного произношения некоторых звуков русского языка, правильное употребление глаголов и прилагательных. Задания помогут дошкольнику расширить лексику ребенка по темам: посуда, музыкальные инструменты, животные и их детеныши.

«Давай расскажем» - второе пособие в серии. Выполняя задания в тетради,  ребенок научится грамотно согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе и падеже.

Следующая тетрадь «Скажем правильно» содержит задания на составление рассказов разных типов (повествование, описание, рассуждение). Дети познакомятся со значениями многозначных глаголов и существительных. В тетради «Давай отгадаем» приводятся задания, в которых дети сопоставят предметы и подберут к заданным словам определения, научатся делить слова на слоги.

Кроме того, привнести разнообразие в занятия воспитателям помогут демонстрационные материалы. Это комплекты демонстрационных картин, тематические папки «Беседы по картинам» и наглядные пособия из серии «Сфера картинок».

Вы продолжаете заниматься развитием речи дошкольников. На ваш взгляд, какие есть современные тенденции и проблемы?

Очень важно так преподнести ребенку работу с родным словом, чтобы донести до него понимание всех ценностных ориентиров. Это любовь к малой  Родине, родному языку и родной природе,  любовь к семье и уважение к старшим, дружба со сверстниками и культура поведения в общественных местах и дома, любовь к здоровому образу жизни, желание заниматься физкультурой и спортом.

Развитие речи дошкольников начинается с первых лет жизни. На официальном сайте издательства «ТЦ Сфера» создан раздел, посвященный программе «Развитие речи дошкольников». Педагогам и методистам не придется подбирать самостоятельно материал для занятий.  Данный информационный ресурс отражает структуру программы и включает развернутые учебно-методические рекомендации для начинающих и опытных педагогов.