18.09.2023г. Консультация "Нейропсихологические игры как средство развития психических процессов дошкольника".

Нейропсихологические игры как средство развития психических процессов дошкольника.

В отечественном образовании наряду с сохранением лучших российских традиций идёт поиск новых форм и методов работы. Это в полной мере относится и к системе дошкольного воспитания. Сегодня все чаще в работе с детьми используется нейропсихологический подход.

Ценность данного подхода возрастает в связи с насущной проблемой современного образования, а именно – ростом количества детей с различными отклонениями в развитии. При этом речь идёт не столько о росте грубых дефектов психики, сколько о фиксации варианта развития в пределах нижних нормативных границ.

     Так, один ребёнок начинает говорить в год, а в четыре — уже читать.   А другой, учась в школе, порой уже не в первом классе, с трудом усваивает послоговое чтение, неуверенно узнаёт или вообще путает буквы. У одних детей абсолютная грамотность, а другие, вызубрив наизусть все правила, делают по несколько ошибок в каждой строчке. И такие проблемы возникают не только у детей с тем или иным диагнозом, но и у абсолютно здоровых детей. Чаще всего школьники испытывают трудности с русским языком, чтением и математикой. Причиной трудностей обучения может быть несформированность различных отделов головного мозга. И это не значит, что с ребёнком что-то не так. Ребёнок может быть абсолютно здоровым физически и умственно, но его мозг, который ещё развивается, не справляется со школьной нагрузкой.

Чтобы помочь ребёнку справиться с трудностями, педагогам, работающим с ним, необходимы знания нейропсихологии.

Нейропсихология — это наука о мозговой организации высших психических функций человека. которая изучает психические процессы в мозге: восприятие, внимание, пространственную ориентацию, речь, память, эмоциональное реагирование, моторику и др. 

Коррекционно – развивающая работа, имеющая нейропсихологическую направленность имеет три направления:

  • нацеленное на формирование базовых основ, предпосылок познавательных функций;
  • ориентированное на развитие и коррекцию познавательных функций и входящих в неё компонентов.
  • на развитие и восстановление межполушарных взаимодействий.

С использованием в работе нейропсихологических игр и упражнений, решаются следующие задачи:

  • Ребёнок учится чувствовать в пространстве своё тело.
  • Развивается зрительно-моторная координация (глаз-рука, способность точно направлять движение)
  • Формируется правильное взаимодействие ног и рук.
  • Развивается слуховое и зрительное внимание.
  • Ребёнок учится последовательно выполнять действия.

«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» Иван Петрович Павлов.

Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин недостатков речи, чтения и письма.

Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга. Одним из вариантов межполушарного взаимодействия является работа двумя руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и формируется сразу несколько навыков: согласованность движений рук и согласованность движений глаз. А если мы параллельно отрабатываем и правильное произношение звука – то ещё и согласованность языка.

Преимущества использования нейроигр:

  • игровая форма обучения;
  • эмоциональная привлекательность;
  • многофункциональность;
  • автоматизация звуков в сочетании с двигательной активностью, а не статичное выполнение заданий только за столом;
  • формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;
  • формирование партнерского взаимодействия между ребенком и педагогом;
  • активизация работы с родителями, повышение компетентности родителей в коррекционно-развивающем процессе.

Такие упражнения полезны и детям и взрослым.

  • «Нейротаблицы на внимание»
  • Игра «Соедини точки»
  • Межполушарные доски.
  • Игра «Умные дорожки».
  • «Веселые пальчики».
  • «Найди такую же цифру».
  • «Узнай цифру на ощупь».
  • «Составь фигуру».
  • «Большие, маленькие, средние».
  • Зеркальное рисование.
  • Кинезиологические упражнения («Ухо – нос», «Цветочек», «Коза-корова», «Молчу — шепчу — кричу», «Прикосновения» и т.д.)

Дети развиваются играя, получая удовольствие от взаимодействия друг с другом, стараясь победить, соревнуясь, учитывая на будущее свои ошибки.

Так как в поле зрения педагога попадают чаще всего дети с трудностями обучения и проблемами поведения, кому трудно бывает сосредоточиться на занятии, упорядочить и запомнить информацию, тяжело быстро переключаться с одного задания на другое, то становится понятным, что круг таких детей достаточно широк. А также это и дети с дефицитом внимания, гиперактивностью, повышенной импульсивностью, с различными задержками и дефицитами психического развития.

Игровые технологии повышают интерес и мотивацию, помогают не бояться ошибок, развивают коммуникацию. Ведь игра — это естественное состояние и потребность любого ребёнка.

Абсолютно у любой игры есть развивающий потенциал. Если указано, что игра нейропсихологическая, то обязательно в правилах описано, для кого она будет наиболее полезна и детям какого возраста рекомендована. Так что такие игры родители могут покупать и без рекомендаций специалиста — они в любом случае полезны и интересны.

В своей работе мы используем нейропсихологические упражнения (нейроигры) − это эффективнейшая методика, позволяющая без использования медикаментов, помочь детям при нескольких видах нарушений. Хотелось бы поделиться некоторыми нейропсихологическими играми и приёмами, которые используем на индивидуальных и подгрупповых занятиях с детьми.

Нейропсихологические игры представляют собой увлекательные и обучающие игры, которые помогают детям раскрыть их способности и развить их мышление. Они помогают сформировать положительные психологические качества, такие как память, креативность, логика и проникновение. Они помогают улучшить мотивацию, саморегуляцию, способность к концентрации и способность к пониманию и анализу.

Нейропсихологические игры помогают развивать практические умения и навыки, такие как решение задач, анализ и восприятие информации, а также критическое мышление. Эти игры также помогают развить социальные и коммуникативные навыки, такие как слушание, внимание, понимание и общение.

Нейропсихологические игры могут быть полезными для развития психопроцессов у детей. Они могут помочь детям раскрыть их потенциал и развить их мышление, помочь им в получении практических умений и навыков и помочь им развить социальные и коммуникативные навыки. Таким образом, нейропсихологические игры являются ценным инструментом для развития психологических процессов у детей.

Нейропсихологические игры относятся к набору игр, разработанных для улучшения когнитивных способностей, таких как память, внимание и навыки решения проблем. Эти игры приобретают все большую популярность как средство развития психопроцессов у детей.