«Игра-путешествие «Экскурсия на морское дно» в подготовительной группе.

Нурмухаметова Альфина Фердэновна

Задачи:

Развивающие: - развивать познавательные процессы; - развивать внимание и наблюдательность;

Воспитательные: - воспитывать потребность детей в общении с живой природой, повышать интерес к познанию ее законов; - воспитывать уважение друг к другу в процессе совместного познания.

Материалы и оборудование:

1. Тематическая презентация Power Point со зрительным рядом по теме.

2. аудиозапись шума моря, крик чаек, дельфинов, китов.

3. Разрезные картинки (скат, морская звезда, камбала, удильщик).

4. Игра «этажи океанов и морей»

Предварительная работа.

Рассматривание глобуса, карты, книг и иллюстраций на тему «Подводный мир», беседы «Морские обитатели», чтение познавательной литературы о морских глубинах и его обитателях, отгадывание загадок.

Воспитатель: Ребята, сегодня я приглашаю вас в удивительное морское путешествие. Мы узнаем много интересного о море и его обитателях, опустимся в его глубины. Давайте послушаем звуки, которые звучат на море, в океане. Звучит запись шума моря. Дети слушают (шум ветра, шум прибоя, шелест морской гальки, крик чаек, плеск рыб, гудок парохода) и отгадывают.

Воспитатель: ну что же, а теперь пора отправляться в наше путешествие, настала пора погружаться под воду и познакомиться с разнообразным миром. А, как вы думаете с помощью чего можно опуститься на морское дно? (ответы детей)

Воспитатель: - Правильно, на дно морское можно опуститься с помощью батискафа. Батискаф — это такой большой железный шар с иллюминаторами, внутри у него много разных приборов, чтобы наблюдать за морской жизнью. (Показ слайда.) - В первое подводное путешествие лучше плыть всем вместе на большом батискафе. Нам предстоит узнать и увидеть море, его подводных обитателей, богатства морского дна. Пассажиры, занять места. Лодка готова к погружению. Погружаемся. Музыка (звук погружения).

Воспитатель: все поплывём!

В мир подводный попадем.

Сейчас начнутся чудеса,

Нужно лишь смотреть во все глаза.

- Вот мы оказались в подводном мире.

Основная часть:

Воспитатель: сейчас мы погрузились не глубоко и находимся на самом верхнем этаже подводного мира. Здесь светло и тепло, так как этот этаж освещает и согревает солнце. Звучит запись дельфинов. – Что это за звуки, слышите? - Ребята, смотрите, мелькнуло морское животное. (Показ слайда картинка дельфина). Кто это? Да это же. (Дельфин). Что вы знаете о дельфинах? Вы были в дельфинарии? А что дельфины делали?

Дельфины – это небольшие киты. Дельфины дышат не жабрами, а воздухом, они часто выныривают на поверхность. У них острые зубы, а их голова заканчивается ртом, похожим на птичий клюв. Основная пища дельфинов – рыба, моллюски и мелкие морские животные. Дельфин – очень умное, самое сообразительное животное. Дельфинята любят играться, скатываться со спины, как с горки, выпрыгивать с воды, чтобы мама догоняла. Больного детеныша заботливая мать носит на себе, они так - же спасают своих раненых товарищей. Дельфины очень умные и добрые животные. А еще дельфины лечат людей, были случаи, дельфины спасали тонущих людей. Дельфины занесены в Красную книгу, на них у нас в стране запрещена охота.

Звучит запись китов.

Воспитатель: справа по борту плывёт чудо-великан. (Показ картинки кита). Кто же это? (Синий кит).

Киты – самые крупные животные в мире, киты дышат воздухом, кормят детенышей молоком, оно такое жирное, что по густоте похоже на зубную пасту. Живут киты в верхних слоях воды, так как тоже дышат воздухом и для этого часто выныривают. Питаются эти гиганты мелкими рыбёшками и рачками.

Воспитатель: А теперь давайте повеселимся вместе с нашими морскими жителями.

Физ. минутка «А рыбы в море плавают вот так…»

А рыбы в море плавают – вот так!

Волна морская двигается в такт

А волны покоряют высоту,

А мы с тобою видим красоту.

А рыбы в море плавают вот так,

Волна морская двигается в такт,

Жемчужина, что в ракушке живет,

Вместе с нами песенку поёт!

Молодцы ребята!

Воспитатель: Что-то задержались мы на верхнем этаже. Спускаемся на средний этаж, в толщу воды. Здесь уже темнее и вода стала прохладнее. Как вы думаете, почему? Солнечные лучи сюда пробираются с трудом.

Воспитатель: Ой, кто же это плывёт? (Показ картинки акулы).

Хищная большая рыба налетела словно глыба.

Мигом жертву заглотнула ненасытная… (акула).

Ребята, а что вы знаете про акулу?

Акула - это хищная рыба. Кожа акулы покрыта острой чешуёй. Глаза способны видеть предметы только в чёрно-белом изображении. Акулы имеют очень много зубов, которые расположены в несколько рядов. В отличие от китов акулы дышат жабрами. Питаются животной пищей. Среди акул немало и таких, которые опасны и для человека: тигровая акула, акула - молот, кошачья акула, белая акула и самая большая китовая акула. - Давайте уплывём подальше от этой опасной рыбы.

- Посмотрите, какие красивые медузы. Важна, степенна, холодна, А сквозь нее вода видна. (Медуза)

Медузы бывают разных размеров, с муху и очень большие, просто очень огромные. А вы, отдыхая, видели на море настоящих медуз? (ответы детей). Почему их нельзя трогать? (ответы). Да, ребята так она защищается от врагов. Нас она не знает, друзья мы или враги, поэтому может обжечь. А еще медузами питаются рыбы и морские животные. - Ну что, поплыли дальше?

Маскируюсь я умело,

Цвет меняю так же смело,

Восемь ног и голова,

Отгадайте, кто же я? (Осьминог)

Воспитатель: можно подумать, что осьминог - очень опасное животное. на самом деле, несмотря на свои восемь щупальцев, осьминог очень застенчив и всегда прячется. Если его напугать, он начинает менять окраску. Он может превращаться в красного, голубого, коричневого и даже белого. Плавает осьминог, используя реактивный способ, резко выбрасывая водную струю. А у осьминога есть еще одна тайна, раскрыть вам её? От рождения у осьминога есть чернильный мешок. При опасности осьминог выпускает чернильное облако, причем часто оно по форме напоминает самого хозяина. Пока нападающий хватает пятно, осьминог уплывает.

Ну а наше погружение продолжается.

Спускаемся на нижний этаж, на самую глубину. А как вы думаете, живёт там кто-нибудь в такой глубине и темноте? - А как могут выглядеть обитатели глубины? Почему вы так думаете? - Для вас сюрприз (разрезные картинки) Давайте соберём картинки и узнаем кто же здесь обитает? (скат, морская звезда, камбала, удильщик). - В тёмных безднах океана пёстрая окраска не нужна, здесь, наоборот, дольше проживёт тот, кто темнее. В тёмных океанских глубинах, куда не проникают лучи солнца, обитают глубоководные рыбы. Они все в основном темные, но у многих из них есть фонарики или светящиеся удочки, для приманивания любопытных. Подплывёт рыбка, чтобы посмотреть, что там светится, и окажется в пасти рыбы- удильщика. Так как на глубине мало пищи, то все рыбы имеют огромную пасть и зубы. Скаты живут в глубине, их тело приобрело плоский вид, так лежащие на дне скаты незаметны. Другие скаты с помощью электр. заряда могут охотиться на свою жертву. Это электрические скаты. Ещё кто на глубине живет (камбала, краб, кораллы) Как вы думаете, как называются рыбы, живущие на большой глубине? Глубоководные. Вот мы с и побывали в подводном мире, и увидали многих обитателей, знаем кто на какой глубине живёт. Всплываем в батискафе на поверхность. - Музыка (звук погружения)

А сейчас мы поиграем в игру :

Игра «Этажи океанов и морей» На столах картинки обитателей морей и океанов. Выбирайте любого и расселяйте на свой этаж. - Молодцы, как много всего вы знаете.

А давайте с вами придумаем загадку о морских обитателях, которых мы встретили. (коллективная или подгрупповая работа)

Как придумать загадку?

дельфин

Какой? На что (кого) похож? Что делает? Чем отличается?

умный Как человек Дышит воздухом Но в море живет.

Как рыба плавает Но поддаётся дрессировке

Как акула хищник Но помогает людям.

Заключительная часть (рефлексия)

Наше путешествие подошло к концу. Я надеюсь, что вы продолжите изучать морские тайны. Ведь их так много и даже есть неизведанные тайны. Мне очень понравилось с вами путешествовать, хотелось бы чтобы вы поделились своими впечатлениями. Что вы узнали нового? Куда бы вы хотели еще отправиться в путешествие? На какой вопрос вы хотели бы найти ответ?

После игры-путешествия с воспитанниками подготовительной группы 2 договорились о создании мини-музея. Организовали мини-музей «Морские чудеса»