Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе «Книга – лучший друг»Цель: формировать у детей интерес к книге и потребность в чтении; расширять и уточнять представления о людях разных профессий.

Козлова Альфинур Хидиятовна

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе «Книга – лучший друг»

 

Цель: формировать у детей интерес к книге и потребность в чтении; расширять и уточнять представления о людях разных профессий.

Программное содержание:

  1. Обучающие: познакомить детей с историей создания книг и материалом, из которого их делают;
  2. Развивающие: расширять и уточнять представления о людях разных профессий; развивать умение поддерживать беседу;
  3. Воспитательные: воспитывать у детей интерес и любовь к книге, бережное к ней отношение; развивать умение свободно общаться с взрослыми и детьми, проявлять доброжелательные отношения друг к другу.

Оборудование: фланелеграф, презентация.

 

Ход беседы: Вводная часть: Перед началом занятия дети рассматривают выставку книг, делятся впечатлениями, отмечают, какие книги по размеру, количеству страниц, наличию иллюстраций, какие из них хотели бы прочитать.

Загадка: Не дерево, а с листочками,

                 Не рубашка, а сшита,

                 Не человек, а рассказывает.

– Сегодня мы совершим путешествие в прошлое. Я расскажу вам, как появилась книга, но сначала поиграем.

Игра: «Хорошо или плохо?»

Хорошо: можно прочитать, узнать много нового, интересного, можно рассматривать картинки, выучить стихотворение…

Плохо: не умеем читать, буквы бывают мелкие, она бумажная - можно порвать, испачкать, намочить…

Основная часть:

1. Послушайте о том, как появились первые книги. (Просмотр презентации: «История создания книги»). «Очень давно, когда люди не знали, что такое бумага, они записывали слова - значки /иероглифы/ высекая их на камне. Позднее стали выдавливать надписи на мягкой глине тонкими деревянными палочками. Такие записи назывались клинопись.

В древнем Египте использовали для письма папирус, который делали из тростника. Это растение дожило до наших дней и используется во многих домах как комнатное растение. Называется оно циперус папирус. И у нас в группе есть такое растение. Вот оно. Этот материал очень напоминал нашу современную бумагу.

У нас в России простые люди писали на бересте. Это тонкий слой верхней части коры нашей белоствольной березы. Важные государственные указы и грамоты писали на специально обработанной тонкой коже, пергаменте, который затем скатывался в трубочки – свитки. И, наконец, изобрели бумагу».

- Как вы думаете, из чего делают бумагу? (из дерева)

Чтобы дерево превратилось в бумагу нужно потрудиться людям многих профессий.

 

Лесорубы пилят в тайге деревья, очищают стволы от веток, сплавщики сплавляют их по реке. Затем бревна везут по железной дороге на деревообрабатывающий комбинат. Тут их очищают, распиливают, размачивают и варят в огромных котлах, пока не получится жидкая волокнистая масса. В нее добавляют мел, чтобы бумага была белая, и пускают в специальную машину, из которой выползает готовая бумага и на вращательном барабане сматывается в рулон. Готовую бумагу развозят по типографиям, где печатают книги.

 

Физкультминутка «Кузнечики» (под музыку)

Поднимайте плечики, прыгайте кузнечики,

Выше, выше, высоко. Прыгай на носках легко.

Повернитесь вправо, влево, Приседайте вниз и вверх.

Вдох и выдох. Тишина. Поработать нам пора.

 

В шкаф я книги буду ставить  (поочерёдно поднимать руки вверх и опускать их вниз)

Стулья, стол – переставлять (руки согнуть в локтях, сжав пальцы в кулаки, повороты туловища.)

Кресла буду застилать (руки согнуть в локтях, вытянуть вперёд, развернувладони вверх)

С полки буду пыль стирать (правой рукой выполнять движения слева направо, руки перед грудью)

Тумбу – в чистоте держать (левой рукой выполнять движения слева направо, руки на уровне груди)

И скажу вам без прикрас (две руки согнуть в локтях, вытянуть их вперёд, подняв)

Вся работа – просто класс! (большие пальцы вверх)

 

- Люди, каких профессий трудятся над созданием книги? (писатели, художники, печатники, наборщики)

Умные машины разматывают бумагу с барабана, разрезают, печатают, скалывают листы в отдельные тетради, сшивают их и делают переплет.

Вот какой длинный и трудный путь у книги и сколько людей принимает участие в ее создании.

 

2. Послушайте стихотворение С. Я. Маршака «Как печатали вашу книгу»

Взяла машина лист простой

И наложила краску.

И вот писатель Лев Толстой

Рассказывает сказку.

Хоть у машины нет ума,

Но знает она дело.

Листы нарежет вам сама

И сложит их умело.

А переплетчик их сошьет,

Края обрежет мигом,

Потом оденет в переплет,

И вот пред вами книга.

Приятно книжки почитать,

А сделать их попробуй

Искусство тонкое – печать,

И требует учебы.

 

- Дети, кто из вас знает, какие правила надо соблюдать, чтобы наши глаза не устали во время чтения? Правильно, низко не наклоняться, свет должен падать с левой стороны, не читать лежа и во время движения в транспорте.

А сейчас мы выучим гимнастику для глаз.

 

Гимнастика для глаз.

Мы читали, рисовали,

Глазки наши так устали,

Дружно встанем по порядку,

Проведем для глаз зарядку.

Мы гимнастику для глаз

Выполняем каждый раз.

Вправо, влево, кругом, вниз,

Повторить ты не ленись.

Укрепляем мышцы глаза.

Видеть лучше будем сразу. (предложить детям проследить глазами за движением, какого-либо предмета, двигающегося в разных направлениях.)

А вы умеете беречь книги?

Расскажите, как нужно правильно пользоваться книгой, чтобы она прослужила нам очень долго.

 

 

3. А теперь предлагаю поиграть. Вы должны послушать вопрос и все вместе ответить «Да» или «Нет».  Игра «Что любит Книжка?»

      Обложку – Да!

      Грязные руки – Нет!

      Закладку – Да!

      Дождик и снег – Нет!

      Бережное отношение – Да!

      Ласку – Да!

      Яичницу – Нет!

      Чистые руки – Да!

      Валяться на полу  —  Нет!

      Драться – Нет!  

      Жить на книжной полке – Да!

      Любознательных читателей – Да!

 

4. Ребята, давайте возьмем по книге и полистаем её. Но сначала посмотрите на схему и вспомните правила обращения с книгой.

Правила обращения с книгой:

  1. Нельзя перегибать книги.
  2. Нельзя загибать книжные страницы.
  3. Нельзя закладывать в книги карандаши.
  4. Нельзя писать и рисовать в книгах.
  5. Нельзя брать книги грязными руками.
  6. Нельзя читать книги во время еды.

Берём книгу, открываем. Мы знаем, что у каждой книги есть свой автор. Что еще мы в ней видим?

4. Послушайте пословицы о книге. (Подготовленные дети читают пословицы)

«Книга – друг человека»

«Не будешь читать, ничего не будешь знать»

«Возьмешь книгу в руки – не будет скуки»

Итог беседы:  Спасибо всем за работу, теперь наши книги послужат не только нам, но вашим меньшим братикам и сестренкам. Наше занятие подошло к концу, мы сегодня с вами узнали много нового, интересного о бережном отношении к вещам. За бережное отношение и чистоту, книги дарят вам небольшие не большие подарки.

Рефлексия: Что интересного запомнилось из нашей беседы.