Влияние театрализованной деятельности на развитие речи ребенка

Ценилова Наталья Николаевна

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи ребенка

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве, так как  речь не даётся человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребёнок начал говорить, а взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь развивалась правильно и своевременно. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и  обучения детей. К сожалению, вечно занятые родители в наше время часто забывают об этом, и пускают процесс развития речи на «самотёк». Дома дети проводит мало времени в обществе взрослых (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками), редко слушают рассказы и сказки из уст мамы с папой, а уж планомерные развивающие занятия по освоению речи – вообще редкость. Вот и получается, что с речью ребёнка, к моменту поступления в школу, возникает множество проблем:

- Односложная, состоящая из простых предложений;

- Бедность речи, недостаточный словарный запас;

- Замусоривание речи сленговыми словами;

- Неспособность построить диалог;

- Отсутствие навыков культуры речи.

Многие родители полагаются в решении проблемы на детский сад, однако практика показывает, что одного – двух занятий в неделю недостаточно для формирования речевых умений и навыков, развития коммуникативных способностей.

Размышляя над вопросом о повышении уровня речи детей, я пришла к выводу, что помочь может театрализованная деятельность.

Почему именно театрализованная деятельность?

Театрализованная деятельность – одно из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства, игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей.

Изучая методическую литературу, я пришла к выводу, что театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребёнка, стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат.

Ребёнок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить чётко, чтобы его все  поняли.

В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально  насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).

Театрализация – это, в первую очередь, импровизация, оживление звуков и предметов. Так как она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности – пением, движением под музыку, слушанием и т.д., необходимость систематизировать её в едином педагогическом процессе очевидна.

Для самостоятельной деятельности детей необходимо создать условия, в которых театрализованная деятельность будет протекать успешно. Поэтому я, совместно с родителями , постаралась пополнить уголок театрализации разными видами театра: кукольным, пальчиковыми, настольным, ножным, ручным, платочным, персонажами с разным настроением.

Например, пальчиковый театр представлен куклами – головками, театром из фетра по сказке «Три поросенка», вязаным театром по сказке «Заюшкина избушка».

Театр из картона (на столе). Картинки – персонажи передвигаются в соответствии с содержанием читаемой сказки.

Определила основные направления деятельности:

-  постепенный переход ребёнка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к  самостоятельной игровой деятельности;

- от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из 3-5 сверстников, исполняющих роли; - от имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя к освоению роли как созданию простого «типичного» образа в театрализованной игре.

Используя театрализованные игры, я постаралась выполнить следующие задачи:

- сформировать устойчивый интерес к театрально – игровой деятельности;

- обогащать словарь детей, активизировать его;

- совершенствовать диалогическую речь, её грамматический строй;

- побуждать детей отзываться на игры – действия со звуками (живой и неживой природы, подражать движениям животных и птиц под музыку, под звучащее слово);

- способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами игрушками.

Дети с удовольствием принимают участие в драматизации знакомых сказок, подбирают элементы костюмов, распределяют роли. Но есть и такие дети, которые волнуются, испытывают чувство страха перед выходом на импровизированную сцену. Для этих целей необходимо в группе иметь уголок уединения, в котором ребёнок может побыть один, вспомнить содержание своей роли.

Театрализованная деятельность позволяет решить одну из важных задач – развитие речи, поэтому у меня в группе есть «Центр речевой активности», в который мы поместили художественную литературу, иллюстрации знакомых произведений, сделали подборку артикуляционной гимнастики и пальчиковых упражнений.

Одним из этапов развития речи через театрализованную деятельность является работа над выразительностью речи. В процессе над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй. Работу на данном этапе я строила в следующей последовательности: сначала сами проигрывала предполагаемый сюжет в ролях, затем предлагала детям говорить за персонажей. И только после того, как дети запомнили содержание, предлагала игру на этот сюжет. Примерами таких игр могут быть игры «Так бывает или нет?», «Отгадай загадку» и др.

Следующий этап – творческие задания. Например,  в игре «Подарок на всех», даём детям задание: « Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, что бы ты нам подарил?»

Театрализованная игра является благоприятной средой для творческого развития детей, а эта деятельность помогает развитию речи детей. Поэтому в процессе игровой деятельности необходимо включать музыкально – ритмические разминки, это музыкально – практические игры и упражнения, которые развивают подвижность, пластичность, выразительность, музыкальность и ритмичность, дыхательную и речевую гимнастику, с помощью которой у детей формируется правильная, четкая артикуляция и произношение.

В работе над формированием звуковой культуры речи я стараюсь использовать речевые средства: потешки, считалки, чистоговорки и т.д.

Я считаю, что при правильном и умелом подборе они способствуют не только правильному формированию звукопроизношения, но и обобщают знания детей об окружающей действительности. На занятиях по развитию связной речи большое внимание я стараюсь уделить рассматриванию иллюстраций и картин.

Вывод:

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся развития речи ребёнка, интеллектуального и художественно – эстетического воспитания. Она – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познаёт радость, связанную с преодолением трудностей обучения, неуверенности в себе.