Рабочая программа тьютора в ДОУ на 2023-2024 год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ) И /ИЛИ ИНВАЛИДНОСТЬЮ В МБДОУ «ЗОЛОТАЯ РЫБКА»
по адресу: ул. Связистов, д. 16/1
на 2023-2024 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 72.89 КБ |
![]() | 30.44 КБ |
![]() | 17.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю:
Директор МБДОУ «Золотая рыбка»
______________ Кузнецова Ю.А.
Приказ №______ от __________________2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ) И /ИЛИ ИНВАЛИДНОСТЬЮ В МБДОУ «ЗОЛОТАЯ РЫБКА»
по адресу: ул. Связистов, д. 16/1
на 2023-2024 учебный год
Программу составила:
тьютор Фесенко А.В.
г. Краснознаменск
Содержание
- 1.2.Цели и задачи образовательной деятельности по реализации рабочей программы
- 1.3.Принципы и подходы к формированию рабочей программы
- 1.4.Основные направления тьюторского сопровождения
- 1.5.Значимые для разработки и реализации Рабочей программы характеристики
- 1.6.Планируемые результаты освоения программы
- 2.1.Технология тьюторского сопровождения и организационные формы работы с детьми
- 2.2Содержание и условия реализации программы
- 2.3.Содержание вариативных форм, способов, методов реализации программы
- 2.4.Методы и приемы современной деятельности тьютора и воспитателя
- 2.5.Особенности взаимодействия тьютора с участниками педагогического процесса
- 2.6.Особенности взаимодействия тьютора с семьями воспитанников
- 2.7.Расписание образовательной деятельности в группе
3.2. Перспективное тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в старшей группе на 2023 -2024 учебный год
- 3.3.Особенности организация развивающей предметно-пространственной среды
- 3.4 Планирование основных видов деятельности по Программе
Приложение 1. Циклограмма деятельности тьютора на 2023-2024 год
Приложение 2. Индивидуальный маршрут сопровождения воспитанницы.
- Целевой раздел
- 1.1. Пояснительная записка
Программа предназначена для помощи в усвоении адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, нарушением интеллекта, детей-инвалидов в возрасте 6 – 7 лет.
Детям с особенностями развития сегодня вовсе не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив, получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычном ДОУ. Здоровым же детям это позволит развить толерантность и ответственность.
Принцип инклюзивного образования заключается в следующем: администрация и педагоги обычных детских садов и школ принимают детей с особыми образовательными потребностями независимо от их социального положения, физического, эмоционального и интеллектуального развития и создают им условия на основе психолого-педагогических приемов, ориентированных на потребности этих детей.
Одним из наиболее важных условий перехода к инклюзивной форме образования, его успешности является система сопровождения и поддержки детей с ОВЗ. Профессия тьютора приобретает здесь особое значение.
В сегодняшнем понимании, тьютор – это специалист, который организует условия для успешной интеграции воспитанника/обучающегося с особенностями развития в образовательную и социальную среду ДОУ (школы), является его помощником при прохождении ребенком индивидуального образовательного и социального маршрута.
Рабочая программа тьютора МБДОУ «Золотая рыбка», разработана в соответствии:
- Конституция РФ, ст. 43, 72;
- Конвенция о правах ребенка (1989 г.);
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013г. №1014 «Об утверждении Порядка и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021г. №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3695-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
- Уставом МБДОУ «Золотая рыбка»;
Рабочая программа тьютора разработана на основе следующих образовательных программ:
- «Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития». Под ред. Л.Б. Баряевой, Е.А. Логиновой. -СПб.: 2010
- «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития». Под общей ред. С.Г. Шевченко. - М., 2004
- Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: 2010
Сопровождение необходимо рассматривать как особую сферу деятельности тьютора, ориентированную на взаимодействие с воспитанником по его поддержке в становлении личностного роста, социальной адаптации, в ООД.
1.2. Цели и задачи образовательной деятельности по реализации рабочей программы
Ведущая цель рабочей программы:
Создание условий для индивидуального сопровождения в образовательном процессе и успешного включения в среду образовательного учреждения воспитанников с ОВЗ.
Индивидуальное сопровождение ребенка Остапченко Вероники в образовательном процессе, успешное включение ребенка с ОВЗ в среду образовательного учреждения.
Задачи образовательной деятельности:
- Создание комфортных условий для нахождения в образовательном учреждении, организация рабочего места, места отдыха и других мест, где бывает ребенок с ОВЗ; особый режим, временная организация образовательной среды в соответствии с реальными возможностями ребенка.
- Социализация – включение ребёнка в среду сверстников, в жизнь группы, формирование положительных межличностных отношений в коллективе.
- Помощь в усвоении соответствующих общеобразовательных программ, преодоление затруднений в обучении. При необходимости адаптация программы и учебного материала, с опорой на зоны ближайшего развития ребенка, его ресурсы, учитывая индивидуальные физические, психические особенности.
- Организация, при необходимости, сопровождения другими специалистами. Обеспечение преемственности и последовательности разных специалистов в работе с ребенком.
- Осуществление взаимодействия с родителями, включение родителей в процесс обучения.
- Формирование у родителей адекватного отношения к своему ребёнку, установки на сотрудничество и умения принять ответственность в процессе анализа проблем ребёнка, реализации стратегии помощи;
- Оценка результатов деятельности, отслеживание положительной динамики в деятельности ребенка с ОВЗ.
Задачи в соответствии с ФГОС:
- Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
- Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья).
- Обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования.
- Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
- Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, и принятых в обществе правил, и норм поведения.
- Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности.
- Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ дошкольного образования в МБДОУ «Золотая рыбка» с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей.
- Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.
- Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Диагностический блок:
- Организация комплексного медико-психолого-педагогического изучения ребенка в целях уточнения диагноза при динамическом наблюдении коррекционно-воспитательного процесса;
- определение эффективности реализации индивидуальной программы развития ребенка.
Воспитательный блок:
- решение вопросов социализации, повышения самостоятельности и автономии ребенка, на становление нравственных ориентиров в деятельности и поведении дошкольника, а также воспитание у него положительных качеств.
Коррекционный блок:
- формирование способов усвоения дошкольником социального опыта взаимодействия с людьми и предметами окружающей действительности;
- развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности проблемного ребенка;
- преодоление и предупреждение у воспитанника вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и личности в целом;
Образовательный блок:
- Формирование у ребенка элементарных способов и средств взаимодействия с окружающими людьми, развитие потребности во взаимодействии со взрослыми и сверстниками и в речевой активности.
- Совершенствование лексической стороны речи, способности к подражанию речи.
- Совершенствование произносительной стороны речи, грамматического строя речи, диалогической формы связной речи в различных формах и видах детской деятельности.
1.3.Принципы и подходы к формированию программы:
Успешность реализации будет достигнута при соблюдении следующих принципов:
- признание объективности существования индивидуальных целей воспитанников в образовательном процессе;
- индивидуализации и персонификации образовательного процесса;
- максимального разнообразия представленных возможностей для развития личности;
- непрерывности и преемственности - понимание образовательного процесса как взаимосвязанного, объединенного единством и последовательностью целей образования;
- "не навреди", психологический контакт с подопечным и атмосфера доверия;
- взаимодополняемости (психологической, педагогической, информационной и др. тьюторской составляющих)
1.4. Основные направления тьюторского сопровождения
1. Общеразвивающее игр тьюторство:
- подбор игр, доступных по возрасту и развитию ребенка;
- выявление интересов и наклонностей ребенка;
- взаимодействие с родителями и педагогами с целью планирования наиболее эффективной для ребенка образовательной стратегии.
2. Предметное тьюторство:
- сопровождение ребенка в том направлении, которое было выявлено при изучении интересов, наклонностей и потенциальных возможностей.
3. Адаптационное тьюторство:
- помощь ребенку на начальном этапе вхождения в коллектив группы ДОУ;
- изучение информации о ребенке (в т.ч. его интересов);
- включение ребенка в образовательный процесс.
1.5. Значимые для разработки и реализации Рабочей программы характеристики.
Характеристика развития детей с ОВЗ
Дети с ограниченными возможностями (ОВЗ) — это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности.
Понятие «дети с ограниченными возможностями» охватывает категорию лиц, жизнедеятельность которых характеризуется какими-либо ограничениями или отсутствием способности осуществлять деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста.
Итак, дети с ОВЗ - это определенная группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию.
Характеристика детей с ОВЗ зависит от многих показателей, из которых определяющим является сам дефект. Ведь именно от него зависит дальнейшая практическая деятельность индивидуума.
Л. С. Выготский отмечает необходимость включать детей с ограниченными возможностями здоровья в различную социально значимую деятельность, направленную на формирование детского опыта. Он же вводит понятие «структура дефекта».
У детей с ОВЗ проявляется недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности. Возникают трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы, определения путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности, умение работать в определенном темпе).
Можно отметить следующие типичные затруднения (общие проблемы) у детей с ОВЗ:
- отсутствует мотивация к познавательной деятельности, ограниченны представления об окружающем мире;
- темп выполнения заданий очень низкий;
- нуждается в постоянной помощи взрослого;
- низкий уровень свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение);
- низкий уровень развития речи, мышления;
- трудности в понимании инструкций;
- инфантилизм;
- нарушение координации движений;
- низкая самооценка;
- повышенная тревожность. Многие дети с ОВЗ отличаются повышенной впечатлительностью (тревожностью): болезненно реагируют на тон голоса, отмечается малейшее изменение в настроении;
- высокий уровень психомышечного напряжения;
- низкий уровень развития мелкой и крупной моторики;
- для большинства таких детей характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство; у других детей отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству.
Сложность и своеобразие психики ребенка с проблемами в развитии требует тщательного методологического подхода к процессу психологической помощи.
Таким образом, дети с ограниченными возможностями – это дети, которые имеют какие-либо отклонения от нормального физического или психического развития, препятствующие общему развитию.
Индивидуальные характеристики и особенности развития ребенка
Социально-бытовые навыки ниже возрастной нормы. Навыки самообслуживания развиты плохо: неуверенные, нечеткие, замедленные. Каждое действие надо несколько раз повторить, проговорить, нужна частичная или полная помощь.
Без помощи взрослого самостоятельно не может надеть кофту (надевает только штаны), может самостоятельно обуться, без застегивания, шнуровки; без помощи-подсказок не может помыть руки, самостоятельно посещает только туалет.
Эмоциональное общение со сверстниками и взрослыми отсутствует (не проявляет интерес к общению и взаимодействию). Не отвечает мимикой на вопросы и ситуации, мимическая реакция появляется спонтанно. Не играет с другими детьми, предпочитая уединение и одиночество, к детям если подходит, то только сломать постройку, забрать хлеб во время обеда, снять шапку на прогулке.
Связная речь отсутствует. Вероника владеет лишь небольшим объемом слов, что затрудняет понимание обращенной речи. Нет слов-действий, слов, характеризующих свойства и качества предметов, а также наречий и предлогов. Пассивный запас слов значительно превышает активный.
Зрительный контакт присутствует частично, надо постоянно удерживать. Познавательные процессы снижены. Трудности в регуляции поведения (импульсивна и непредсказуема). В своих действиях нецеленаправленна, нет желания преодолевать даже посильные трудности.
Внимание быстро ослабевает. Преобладает непроизвольное внимание.
Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение сформированы недостаточно. Не способна критично оценить свою деятельность, не понимает собственных неудач.
Плохо ориентируется в пространстве, необходима помощь взрослого. Движения часто бывают не скоординированы. Зрительно-моторная координация не сформирована. Не воспринимает картинку как целое, не понимает сказок, лишь номинативно называет героев (баба, деда). Не может вложить вырезанные части в прорези (сюжетные вкладки), не понимает цели задачи. Выполняет только те задания, которые уже отработаны (выкладывает «заборчик» в ритме 1:1,1:2 без соблюдения ровного ряда, собирает разрезную картинку из нескольких частей, разрезанных по диагонали; справляется с доской Сегена без примеривания, с небольшими ошибками; дифференцирует большие и маленькие предметы, собирает пирамидку, без соблюдения расположения колец (речевая инструкция малоэффективна) и матрешку из 6 предметов.
Интерес к игрушкам кратковременен. Мотивация к игровой деятельности не сформирована. Действия с игрушками носят манипулятивный характер. Ведущая деятельность предметная. Любимая игрушка – матрешка.
1.6. Планируемые результаты тьюторского сопровождения
- Успешно включен в образовательный процесс и социально адаптирован в образовательной среде.
- Освоены культурно-гигиенические навыки, расширены возможности самостоятельного выполнения необходимого действия.
- Развиты коммуникативные способности обучающегося и жизненные компетенции:
- адекватное поведение
- умеет общаться со взрослыми и сверстниками
- выражает свои потребности и желания
- есть динамика личностного, когнитивного, эмоционального, творческого развития обучающегося
-развита самостоятельность обучающегося
- Содержательный раздел
2.1. Технология тьюторского сопровождения и организационные формы работы с детьми:
Программа предусматривает овладение образовательной деятельностью, развитие творческих способностей, самоопределение воспитанника.
№ п/п | Вид технологии | Форма работы |
1 |
|
|
2 |
|
|
3 |
|
|
4 |
|
|
5 |
|
|
- Содержание и условия реализации программы
Программа тьюторского сопровождения воспитанника реализуется ежедневно в течение всего учебного года, как в образовательной деятельности, так и в режимных моментах.
Тьютор совместно с педагогами МБДОУ осуществляет работу по усвоению образовательной программы ребенком и помогает выявлять возникающие проблемы дошкольной жизни. Тьютор создает условия для реализации индивидуальных особенностей и возможностей личности; помогает выстроить ребенку индивидуальный путь развития. Тьютор совместно со специалистами разрабатывает ИПР (индивидуальную программу развития), осуществляет работу по усвоению данной программы ребенком.
Программа тьюторского сопровождения разрабатывается тьютором и согласуется с годовым планом работы детского сада, который утверждается заведующим. Осуществляется тьютором в рамках своих должностных обязанностей.
В ходе реализации программы тьюторского сопровождения тьютор выполняет ряд функций:
- Методически управляет освоением учебного процесса;
- Доступен воспитаннику всегда;
- Организует образовательную деятельность воспитанника;
- Работает с учебным материалом (предложенный педагогами МБДОУ) и производственными проблемами воспитанника;
- Устанавливает с воспитанником отношения партнерства;
- Непосредственно взаимодействует с родителями воспитанника.
2.3.Содержание вариативных форм, способов, методов реализации программы
Основным методом тьюторского сопровождения является специально организованная работа с осознанием ребенком процессов образовательной деятельности и жизнедеятельности, включающей в себя и отношения с другими детьми группы и со взрослыми.
Тьюторское сопровождение всегда носит индивидуальный, адресный характер.
Отмечаются все изменения, происходящие в ходе образовательной деятельности, сравниваются с их начальными характеристиками, полученными в ходе диагностики при поступлении в дошкольное заведение. По следующим параметрам:
- физическое развитие;
- развитие психомоторики;
- когнитивное развитие;
- социально-эмоциональное развитие;
- коммуникативные возможности;
- отношение к занятиям.
- Основные направления работы тьютора в организации условий для формирования гармоничных отношений воспитанника с социумом в ДОУ.
Тьютор и воспитанник | Тьютор: |
| |
Тьютор и воспитатель группы | Тьютор: |
Обсуждает с воспитателем:
| |
Тьютор и другие дети | Тьютор: |
| |
Тьютор и родители |
|
Тьютор и другие специалисты |
|
- Методы и приемы совместной деятельности тьютора с воспитанниками с ОВЗ
Наиболее эффективные методы работы с детьми с ОВЗ:
1. Игровые методы, применение игровых ситуаций - обучение через игру. Привычная и желанная (в силу неусидчивости) форма организации деятельности обучающегося для достижения образовательных целей.
2. Метод стимулирования общения и взаимодействия с другими детьми - игра, помощь других детей в одевании/раздевании, помыть руки, перевести ребенка из коридора или спальни.
3. Метод расслабления - физминутки, пальчиковые игры, методы релаксации и массажа - позволяют снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица, артикуляционные упражнения, пальчиковая гимнастика, массажные мячи.
4. Дидактические игры - игры на развитие познавательной деятельности, постепенное включение в игру: настольные игры, пазлы, конструирование (постоянный контроль за действиями ребенка)
Методы и приемы, способствующие достижению выбранных задач при реализации ОП:
- Создание ситуаций
- Индивидуальное научение
- Работа по показу, образцу
- Работа совместно со взрослым
- Обучение в паре со здоровым ребенком
- Научение через "рутины" - ежедневно повторяющиеся действия
- Обучение в паре с родителями
- Обучение через создание препятствий
- Научение через ресоциализацию - устранение ранее сложившихся моделей поведения и одновременное приобретение новых
- Работа по схемам
- Выделение/создание образцов для подражания (другие дети)
- Материальное подкрепление
- Научение средой
- Обучение художественным словом
- "Заразительность" - как другие
- Использование родительского авторитета
- Особенности взаимоотношений воспитанника с особенностями развития в системе ДОУ и роль тьютора в этом процессе
Ребенок с ОВЗ и воспитатель | Для этого тьютор: |
Ребенок слушает воспитателя и выполняет его инструкции | - привлекает внимание ребенка к воспитателю «Смотри на….., слушай» - «Смотри в тетрадь, на доску» - «Возьми карандаш, кисть, пиши, рисуй» - «Открывай тетрадь, возьми листок и т.д.» |
Ребенок с ОВЗ и тьютор | Для этого тьютор: |
Ребенок выполняет рекомендации тьютора | - следит за организацией рабочего пространства воспитанника; - соотносит задания воспитателя с возможностями воспитанника; - если ребенок не успевает полностью выполнить задание – определяет нужный момент, когда следует остановиться и переключиться на новое задание; - если общее задание для всех детей сложно для понимания ребенка, то продолжает с подопечным работу по предыдущему заданию; Примечание: если тьютору сложно решить в какой момент правильнее переключиться, то необходимо спросить об этом воспитателя. |
Ребенок с ОВЗ и другие дети | Для этого тьютор: |
Ребенок по своей инициативе общается с ними, отвечает на обращение других детей к нему | - наблюдает за контекстом общения детей и в соответствующие моменты подключает к работе подопечного. - организует диалог одногруппников. |
Ребенок с ОВЗ и родители | Для этого тьютор: |
Ребенок перед заходом в группу прощается с родителями, в конце дня встречает родителей и прощается с тьютором | - помогает подопечному в общении со своими родителями в условиях сада, помогает рассказать, что было в саду, познакомить с друзьями и т.д. Ребенок может обменяться несколькими фразами и с родителями других детей. |
- Особенности взаимодействия тьютора с родителями воспитанников.
Родители воспитанников с особенностями развития могут стать активными помощниками в работе тьютора с их ребенком в ДОУ. У родителей и ребенка появляется важная тема для разговоров – жизнь в детском саду. Так как тьютор находится в близком общении с ребенком (как в процессе образовательной деятельности так и в режиме дня), он может представить полную картину жизни своего подопечного. Тьютор информирует родителей об успехах ребенка, рассказывает о трудностях, о том, как ребенок справляется с различного рода заданиями, возникают ли проблемы, дает рекомендации, отвечает на вопросы родителей.
Необходимо отметить сложность включения родителей в коррекционный процесс. Активность родителей и понимание ими сути и цели занятий являются необходимым условием эффективности образовательного процесса и процесса социализации.
Основные направления работы с родителями:
- Установление контакта с родителями прибывших детей, объяснение задач, составление плана совместной работы;
- Формирование у родителей адекватного отношения к своему ребенку, установки на сотрудничество и умение принять ответственность в процессе анализа проблем ребенка, реализации стратегии помощи.
- Оказание родителям эмоциональной поддержки:
*содействие родителям в получении информации об особенностях развития ребенка, прогноза развития;
* формирование интереса к получению теоретических и практических умений в процессе обучения и социализации ребенка;
* проведение совместного анализа промежуточных результатов, разработка дальнейших этапов работы.
Процесс реализации психологической поддержки родителей является длительным и требует комплексного подхода, что предусматривает участие педагога-психолога, логопеда, дефектолога.
Задачи работы с семьей:
- Совместная деятельность
- Обучение
- Конструирование
- Просвещение
- Информирование
Этапы работы с семьей:
- Динамика позиционирования семьи и ДОУ (выявление уровня готовности родителей к построению партнерских отношений с учреждением):
- участие в образовательном процессе
- стремление посещать обязательные мероприятия для родителей
- заинтересованность в делах детей, группы, ДОУ
- понимание своей роли в событийном пространстве ДОУ (группы)
- выявление степени готовности к партнерству с образовательным учреждением
2. Развитие социального партнерства:
- знакомство: мониторинг родительских запросов и ресурсов. Выявляются общие ценности, определяется взаимная полезность участников.
- совместная деятельность: обсуждение стратегии и тактики образовательного процесса, проектирование образовательного процесса.
- партнерство (реализация образовательного процесса): помощь в организации и участие в праздниках, досугах, проектной деятельности.
Организация работы с родителями с тьюторских позиций пробуждает социальную активность, стремление понимать и разрешать проблемы дошкольного сообщества. Значительно меняются межличностные отношения в семьях. Родители воспитанников участвуют в формировании потенциально новой модели сотрудничества с ДОУ, в реализации образовательных интересов детей.
Формы работы с родителями:
- консультации
- индивидуальные беседы
- памятки, буклеты
- информационные листовки для уголка
- родительские собрания
- Расписание ООД в подготовительной группе "Колокольчик» на 2023-2024 учебный год
Дни недели | Образовательные ситуации на игровой основе |
Возраст: 6-7 лет Длительность одного занятия: 30 минут Количество занятий в неделю: 14 | |
Понедельник | 9.10. - 9.40 – Рисование 11.00 – 11.40. – ФИЗО (бассейн) 15.30-16.00 Развитие речи |
Вторник | 9.10. - 9.40 – Аппликация/лепка 11.30-. 12.00. – Музыка 15.30. -16.00. - Окружающий мир |
Среда | 9.10. - 9.40 – ФЭМП 11.30-12.00 - ФИЗО 15.30 - 16.00 Развитие речи |
Четверг | 9.10. - 9.40 - Рисование 11.30. –12.10 – Музыка 15.30 -16.00 - Окружающий мир |
Пятница | 9.10 - 9.40 – ФЭМП 9.50 -10.20 - ФИЗО |
- 3. Организационный раздел
- 3.1.Вариативные режимы дня.
Режим работы дошкольного образовательного учреждения и длительность пребывания в нем детей, определены Уставом. Организация работает по пятидневной рабочей неделе с 8.00 до 18.30.
Организация жизни и деятельности детей спланирована согласно числовым показателям, представленным в Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3695-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» и требованиям авторов комплексной образовательной программе дошкольного образования "ДЕТСТВО"/Т.И.Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. - СПб.: ООО "ИЗДАТЕЛЬСТВО"ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2017.
Так как ребенок посещает группу «Колокольчик», режим дня воспитанника соответствует режиму дня данной группы.
Режим дня (сентябрь-май) на 2023 – 2024 учебный год
Режимные моменты | Старшая группа «Колокольчик» |
Приём, осмотр, индивидуальная работа, самостоятельные игры | 8.00-8.25 |
Утренняя гимнастика | 8.25-8.40 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.40-9.05 |
Непосредственно образовательная деятельность (образовательные ситуации) | 9.10-12.00 15.30. -16.00. (кроме пятницы) |
Второй завтрак | 10.30-11.00. |
Подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдение, труд, самостоятельная деятельность на прогулке, экспериментирование), возвращение с прогулки | 10.15. - 12.05 |
Подготовка к обеду, обед | 12.25-12.45 |
Подготовка ко сну, дневной сон | 12.45-15.00 |
Постепенный подъём, гимнастика после сна, закаливающие мероприятия, самостоятельная деятельность | 15.05-15.25 |
Подготовка к полднику, полдник | 16.00-16.30 |
Самостоятельные игры, досуг, общение, деятельность по интересам, коррекционная работа | 16.35 -17.30 |
Подготовка к прогулке, прогулка | 17.35-18.30 |
3.2.Перспективное тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в подготовительной группе на 2023 -2024 учебный год
№ п/п | неделя | дата | Лексическая тема |
Сентябрь | |||
3. | 3-я неделя | 11.09. - 15. 09. | Школа |
4. | 4-я неделя | 18.09. – 22. 09. | Сельхоз профессии |
5 | 5-я неделя | 25.09. - 29. 10. | Осень в стихах и картинках |
Октябрь | |||
6 | 1-я неделя | 02.10. –06. 10. | Наша дружная семья |
7 | 2-я неделя | 09.10. -13. 10. | Осень, пожелтел наш сад |
8 | 3-я неделя | 16.10. – 20. 10. | Удивительный мир животных Подмосковья |
9 | 4-я неделя | 26.10. – 27.10. | Пернатый друзья |
Ноябрь | |||
10 | 1-я неделя | 30.10. - 03.11. | "Я, ты, он, она - вместе целая страна!" |
11 | 2-я неделя | 06.11 -10. 11. | "С чего начинается Родина?" |
12 | 3-я неделя | 13.11. – 17.11. | Моя семья |
13 | 4-я неделя | 20.11. – 24. 11. | "Нет друга надежней, чем мамочка!" |
14 | 5-я неделя | 27.11. – 01. 12. | "Наш дом - Россия" |
Декабрь | |||
15 | 2-я неделя | 04.12. – 08. 12. | "В декабре, в декабре пляшет вьюга во дворе" |
16 | 3-я неделя | 11.12. – 15. 12. | "Ярмарка!" |
17 | 4-я неделя | 18.12. – 22. 12. | "Умный дом и праздник в нём!" |
18 | 5-я неделя | 25.12. - 29.12. | Новогоднее волшебство |
Январь | |||
19 | 2-я неделя | 09.01. – 12. 01. | Народные промыслы России |
20 | 3-я неделя | 15.01. - 19. 01. | "Недаром говорится, что дело мастера боится" |
21 | 4-я неделя | 22.01 – 26. 01. | Удивительный мир русской сказки |
Февраль | |||
22 | 1-я неделя | 29.01. - 02. 02. | Зимние виды спорта |
23 | 2-я неделя | 05.02. – 09. 02. | "От кареты до ракеты" |
24 | 3-я неделя | 12.02. - 16. 02. | Наша армия родная |
25 | 4-я неделя | 19.02.– 22.02 | Книжкина неделя |
Март | |||
26 | 1-я неделя | 26.02. – 01. 03. | "При солнышке тепло, при мамочке - добро" |
27 | 2-я неделя | 04.03. - 07. 03. | Народная культура и традиции. Масленица |
28 | 3-я неделя | 11.03.– 15. 03. | Обитатели море и океанов |
29 | 4-я неделя | 18.03. - 22. 03. | Мой край хорош в любое время года |
30 | 5-я неделя | 25.03. – 29. 03. | Перелётные птицы. |
Апрель | |||
31 | 1-я неделя | 01.04. – 06. 04. | Весенние чудеса |
32 | 2-я неделя | 08.04. – 12. 04. | Космическое путешествие |
33 | 3-я неделя | 15.04. – 19. 04. | "Береги природу матушки России" |
34 | 4-я неделя | 22.04. - 26.04. | Пасхальные чудеса |
Май | |||
35 | 1-я неделя | 29.04. - 03.05. | День Победы. "Никто не забыт, ничто не забыто" |
36 | 2-я неделя | 06.05. – 10.05 | Хлеб - всему голова |
37 | 3-я неделя | 13.05. - 17. 05. | Внимательный пешеход |
38 | 4-я неделя | 20.05. – 29.05. | "До свидания, детский сад!" |
- 3.3.Особенности организации развивающей предметно- пространственной среды.
В соответствии со Стандартом предметно-пространственная развивающая образовательная среда (далее – ППРОС, РППС) МБДОУ обеспечивает и гарантирует:
- охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей с ЗПР, в том числе с учетом специфики информационной социализации и рисков Интернет-ресурсов, проявление уважения к их человеческому достоинству, чувствам и потребностям, формирование и поддержку положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях, в том числе при взаимодействии детей друг с другом и в коллективной работе;
- максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, группы и прилегающих территорий, приспособленных для реализации образовательной программы, а также материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста с ЗПР в соответствии с потребностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, возможностями учета особенностей и коррекции недостатков их речевого развития;
- построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения как с детьми разного возраста, так и со взрослыми, а также свободу в выражении своих чувств и мыслей;
- создание условий для ежедневной трудовой деятельности и мотивации непрерывного самосовершенствования и профессионального развития педагогических работников, а также содействие в определении собственных целей, личных и профессиональных потребностей и мотивов;
- открытость дошкольного образования и вовлечение родителей (законных представителей) непосредственно в образовательную деятельность, осуществление их поддержки в деле образования и воспитания детей, охране и укреплении их здоровья, а также поддержки образовательных инициатив внутри семьи;
- построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на уважение достоинства и личности, интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития и соответствующие возрастные и индивидуальные особенности (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
- создание равных условий, максимально способствующих реализации различных образовательных программ в Организации, для детей, принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющих различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья.
ППРОС обладает свойствами открытой системы и выполняет образовательную, воспитывающую, мотивирующую функции. Среда в МАДОУ не только развивающая, но и развивающаяся.
Предметно-пространственная развивающая образовательная среда МАДОУ обеспечивает возможность реализации разных видов детской активности, в том числе с учетом специфики информационной социализации детей и правил безопасного пользования Интернетом: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, двигательной, конструирования, восприятия произведений словесного, музыкального и изобразительного творчества, продуктивной деятельности и пр. в соответствии с потребностями каждого возрастного этапа детей, охраны и укрепления их здоровья, возможностями учета особенностей и коррекции недостатков развития детей с ЗПР.
Предметно-пространственная развивающая образовательная среда МАДОУ создана педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов, поддерживая формирование его индивидуальной траектории развития.
3.4. Планирование основных видов деятельности по Программе:
1. Информационное обеспечение
2. Организационная деятельность
3. Учебно-методическая работа
4. Диагностико- аналитическая деятельность
№ п/п | Виды деятельности | Сроки |
1 | Информационное обеспечение | |
1.1 | Пополнение нормативно-правовой и методической базы по инклюзивному обучению, организации качественного и доступного образования в ДОУ воспитанников с ОВЗ | В течение года |
1.2 | Формирование банка данных современных образовательных технологий (тьюторского сопровождения): игровые, здоровьесберегающие, личностно-ориентированные (технология развивающего обучения, педагогика сотрудничества, технология индивидуализации обучения), информационно-коммуникативные и другие | В течение года |
1.3 | Оформление наглядного демонстрационного и печатного материала: -изготовление методического и практического материала для ООД с ребенком с особыми образовательными потребностями, для родителей по развитию и воспитанию ребенка с ОВЗ; - оформление методических и практических рекомендаций для специалистов инклюзивного обучения по организации образовательной деятельности и психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ; -оказание помощи специалистам при подготовке творческих работ для участия в конкурсах, смотрах, праздниках, проводимых в ДОУ с участием ребенка с ОВЗ; | В течение года |
2 | Организационная деятельность | |
2.1 | Оказание помощи ребенку с ОВЗ по успешному включению в процесс ООД группы | Ежедневно |
2.2 | Участие ребенка с ОВЗ в выставках творческих работ, соревнованиях, праздниках, проводимых в ДОУ с учетом возможностей и интересов ребенка | В соответствии с планом работы ДОУ |
3 | Учебно-методическое направление | |
3.1 | Разработка и реализация адаптированной программы для ребенка с ОВЗ | В соответствии с планом работы ДОУ |
3.2 | Оформление и ведение дневника ежедневных наблюдений за ребенком с ОВЗ | Ежедневно |
3.3 | Консультирование родителей, специалистов инклюзивного обучения | В течение года |
3.4 | Участие в педагогических советах ДОУ, на совещаниях специалистов инклюзивного обучения, на заседаниях ППк | В соответствии в планом работыф ДОУ, графиком ППк |
4 | Диагностико-аналитическая деятельность | |
4.1 | Обновление банка данных ребенка с ОВЗ | В течение года |
4.2 | Анализ медицинской карты, беседы с родителями о здоровье ребенка, его питание, соблюдении им режимных моментов дома. | Февраль-апрель |
4.3 | Анкетирование родителей Анализ работы по итогам учебного года, задачи на новый учебный год | Май |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Золотая рыбка"
Утверждаю:
Директор МБДОУ «Золотая рыбка»
______________ Кузнецова Ю.А.
Приказ №______ от __________________2023 г.
Индивидуальный маршрут сопровождения воспитанницы МБДОУ "Золотая рыбка" группы №3 "Колокольчик" (подготовительная группа)
Остапченко Вероники Максимовны
на 2023-2024 учебный год (с 4.09.2023 по 31.05.2024)
Подготовила:
Тьютор Фесенко Анна Викторовна
Краснознаменск, 2023
Разделы основной образовательной программы ДО, реализуемой в индивидуальной работе | Проблемы, выявленные по итогам диагностики (трудности, испытываемые ребенком в ходе образовательного процесса) | Цели и задачи образовательной работы | Сроки проведения работы | Содержание и формы работы по созданию условий развития | Эффективность проведенной работы (положительная, отрицательная, нет динамики, волнообразная). | Интерактивное взаимодействие с родителями (законными представителями) |
Речевое развитие | Затруднения в умении правильного повторения сочетания гласных звуков, при их четкой артикуляции; цепочки слогов. Затруднения в назывании слов на заданный звук, в подборе картинок и предметов на заданный звук. Внимание неустойчивое, быстро истощается. Пространственно-временная ориентировка развита недостаточно. Наблюдается недостаточное развитие связной речи. Ребёнок предпочитает слушанию чтения другие занятия, пассивен при обсуждении книги. Слабо развиты навыки владения паралингвистическими средствами - мимикой, жестами, интонацией | Продолжать расширять словарный запас на основе уточнения значений слов, продолжать знакомить со словами, обозначающими качество, признаки и свойства предметов, активизировать словарь антонимов, развивать умение правильно употреблять их в речи, продолжать формировать обобщающие понятия Развивать умение понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность. Продолжать развивать фонематический слух, определять звук в слове. Развивать умение задавать вопросы и отвечать на вопросы. Работать над диалогической речью (с использованием литературных произведений). Продолжать формировать навык составления рассказа по картине и серии картин с элементами усложнения (дополнение эпизодов, изменение начала, конца рассказа, объяснение причин, сделать вывод и т. п.). | Октябрь | Активизировать словарь на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем по лексическим темам: «Деревья», «Ягоды», «Грибы», «Птицы». Использование кинезиологических пальчиковых упражнений («кулак-ребро-ладонь» и пр.) Развитие слухового внимания и фонематического восприятия «Угадай, чей голос», «Хлопни, как я». Игры, способствующие восприятию картины, серии картин «Времена года», «Назовите все предметы, которые находятся справа, слева». | Положительная/ отрицательная/ нет динамики/ волнообразная | Консультация для родителей «Речь ребенка на кончиках его пальцев»
|
Ноябрь | Внедрять дидактические игры по обогащению, уточнению и систематизации словарного запаса. Д/и: «Подбери слова – признаки», «Скажи наоборот», «Назови, одним словом», «Четвёртый лишний», «Назови ласково», «Один – много», «Чего не стало?», «Веселый счет», «Составь предложение по двум картинкам» (с использованием схем пространственных предлогов: «НАД». «ПОД»), «Поймай звук», «Дополни/исправь предложение». Обучение рассказыванию по картинкам, используя карты – схемы (методическое пособие Бардышевой, Моносовой) обучение рассказу – описанию, рассказывание с элементами творчества «Расскажи сказку» с опорой на карты-схемы. | Положительная/ отрицательная/ нет динамики/ волнообразная | Рекомендации родителям о необходимости ежедневного чтения художественной литературы детям и бесед с ними о прочитанном. | |||
Декабрь | Психогимнастика на выражение эмоционального состояния. Игра «Скажи по-разному». Игры на выделение одного слова голосом. Упражнения по формированию правильного грамматического строя, развитию навыков словообразования и словоизменения, подбора синонимов, антонимов, связной речи посредством развивающих игр В.В. Воскобовича «Скажи какой, какая, какое», «Подбери слово-действие», «Слова перепутались», «Волшебные сундучки», «Лабиринты букв», «Коврограф Ларчик». | Положительная/ отрицательная/ нет динамики/ волнообразная | Консультация для родителей «Фонематический слух – основа правильной речи» | |||
Январь | Формировать умение трансформировать буквы, различать правильно и неправильно напечатанные буквы, «допечатывать» незаконченные буквы с помощью развивающих пособий В.В. Воскобовича «Игровизор», «Шнур-затейник», «Геоконт», «Разноцветные веревочки». Игры на развитие неречевых психических функций, способствующих построению логических связей «Что было раньше - позже», «Подходит ли предложение к картине (рассказу)». Развитие диалогической речи через сюжетно-ролевые игры «Семья», «Больница», «Магазин», «Прогулка». | Положительная/ отрицательная/ нет динамики/ волнообразная | Памятка для родителей «Речевые игры по дороге домой» |
При составлении индивидуального маршрута сопровождения ребенка с легкой умственной отсталостью старшего дошкольного возраста пользовалась следующими источниками:
- Куражева Н.Ю. «Цветик – семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников. 5-6 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011
- Куражева Н.Ю. «Цветик – семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников. 6 - 7 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011
- «Что должен знать ребенок 6 – 7 лет». Тесты
- О.Н. Земцова. Тесты для детей 6 – 7 лет. Умные книжки.
- Катаева А.А. «Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии» Пособие для учителя. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2001.
- Л.Б. Баряева «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии): Учебно-методическое пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; 2002.
- «Обучение сюжетно-ролевой игре дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии»: Учеб.--метод. пособие / Под ред. Л.Б. Баряевой, А.П. Зарин, Н.Д. Соколовой. - СПб: ЛОИУУ, 1996.
- Л.Б.Баряева, О.П.Гаврилушкина, А.Зарин, Н.Д. Соколова "Диагностика - Развитие - Коррекция: программа дошкольного образования детей с интеллектуальной недостаточностью"
Предварительный просмотр:
Утверждаю:
Директор МБДОУ «Золотая рыбка»
______________ Кузнецова Ю.А.
Приказ №______ от __________________2023 г.
Циклограмма деятельности тьютора
на 2023-2024 учебный год (36 часов в неделю)
Основные направления деятельности:
- Педагогическое сопровождение ребенка-инвалида и реализация индивидуальных образовательных маршрутов;
- Индивидуальное сопровождение ребенка с ОВЗ во время занятий;
- Организация образовательной среды для ребенка-инвалида;
- Наблюдение, ежедневное заполнение «Дневника наблюдения за деятельностью ребенка в ДОУ»;
- Коррекционная работа в режимных моментах;
- Индивидуальная работа с ребенком с ОВЗ совместно с педагогом-психологом, учителем-логопедом
- Выявление индивидуальных особенностей, интересов, способностей, проблем, затруднений в процессе взаимодействия с ребенком.
День недели | Подготовка к сопровождению (8.00 – 9.00) | Совместная деятельность в группе (9.00 – 10.30) | Индивидуальная работа (10.30 – 13.30) | Работа с документацией, консультирование, работа по организации рабочего пространства (13.30 – 15.12) |
Понедельник - пятница |
|
|
|
|
Составила тьютор Фесенко А.В.