«Экскурсии в экологическом воспитании дошкольников»

Васильева Анна Олеговна

 «Экскурсии в экологическом воспитании дошкольников»

Экскурсии играют большую роль в экологическом образовании, но проводятся редко. Педагоги объясняют это удаленностью участков естественной природы от их дошкольного учреждения. Но экскурсию можно провести и в обычном сквере, близлежащем парке или у водоема даже в условиях города. Объектом для экскурсий могут стать не только участки естественной, но и измененной человеческой природы, на примере которых ребенок может увидеть, как не нужно поступать.

В проведении экскурсий можно выделить несколько этапов.

Первый этап – подготовительный.

Выберите и исследуйте заранее место экскурсии, проверьте, безопасно ли оно детей, наметьте конкретные объекты, на которые вы обратите их внимание. Затем подберите необходимую информацию об этих объектах из книг. Не стоит сразу рассказывать обо всем, что вы встретите. Одно и то же можно посещать неоднократно, но с разными целями, каждый раз открывая что-то новое. Познакомьте детей с целями экскурсии, объясните задания, расскажите, куда именно пойдете. Лучше это сделать в условиях детского сада, так как выходя ха его пределы, дети отвлекаются но новые предметы и не могут сосредоточиться на ваших рекомендациях. Лучше два раза объяснить задание: один раз в обычных условиях, и второй (если это необходимо) уже в начале экскурсии. Создайте у детей соответствующее настроение, заинтересуйте их предстоящей прогулкой. Напомните им правила поведения во время экскурсии, не забыв объяснить их значение.

Второй этап – это проведение экскурсии.

Очень часто педагог превращает экскурсию в простую прогулку с беседой, когда он рассказывает все обо всем без системы. Помните, что ребенок запомнит лучше всего не ваши слова, а то, что ему удалось потрогать, погладить, внимательно рассмотреть. Старайтесь разнообразить задания. Например, раздайте детям мешочки и предложите собрать различные камешки, шишки, которые затем рассмотрите дома, посчитайте, сколько пней они найдут в лесу, постараться заметить как можно больше птиц, найти как можно больше разных деревьев. Чтобы дети не устали, дайте им возможность поиграть, посидеть под деревом, на поляне. Не забудьте проследить, чтобы они бережно относились ко всему живому: если рассматривают насекомых, то обязательно должны вернуть их на место, в свой дом.

Третий этап – обсуждение увиденного.

Предложите детям по очереди вспомнить, что они видели интересного во время экскурсии, что им больше всего запомнилось, рассмотрите предметы, которые вы нашли, выполните рисунки.