Развитие социально-уверенного поведения в игре

Сафронова Елена Петровна

Развитие социально-уверенного поведения в игре.

Сафронова Е.П. – воспитатель

высшей квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад №115»

 

Игра в дошкольном детстве является ведущим видом деятельности, поэтому в своей работе с детьми мы уделяем ей особое внимание. Игра – это попытка организовать свой опыт, она придаёт конкретную форму и выражение внутреннему миру ребёнка, в ней дети выражают собственную индивидуальность и ближе подходят к внутренним ресурсам, которые могут стать частью их личности. Она имеет важное значение для развития дошкольного возраста, но часто бывает так, что дети придумывают хорошую игру, но не умеют её организовать.

Задача педагога помочь организовать руководство игрой, сделать её увлекательной, насыщенной действиями. Играя с детьми, чтобы доставить детям удовольствие, стараюсь объединить их, направить игру в нужное русло. Часто дети хорошо играют самостоятельно, в это время важно внимательно наблюдать за ними, подмечать новые и интересные направления.

В случаях, когда я вижу, что дети не могут договориться друг с другом, прихожу на помощь, объясняю или при необходимости подсказываю, как сделать то или иное действие. Но помогая детям, стараюсь не делать за них то, что они могут сделать сами.

         Приучая детей к самостоятельности в старшем дошкольном возрасте, необходимо стремиться, чтобы дети сами умели придумывать и проводить интересные им игры, придумывать новые правила, использовать необычные атрибуты, в том числе предметы-заместители.

         В старшую группу дети приходят уже с определённым опытом и запасом игровых навыков: умеют строить план-сюжет, распределять роли, применяя считалки, жребий и т.д., самостоятельно подготавливать обстановку и атрибуты для игры.

Объединяясь в играх, на основе личной симпатии друг к другу, игровые группировки становятся устойчивыми, игра приносит детям радость и удовлетворение. Однако, мы отмечаем разобщённость мальчиков и девочек в следствии разной направленности их игровых интересов: девочек интересовали бытовые игры, мальчиков – спортивные и строительные. Задача педагога, исходя от потребностей детей, но руководствуясь педагогической целесообразностью замотивировать и/или перенаправить ход игры для ее широкого развития. Беспокоят ситуации, когда возникают игры, объединяющие большое количество детей. Между ними наблюдаются разногласия из-за распределения ролей, способа реализации той или иной конкретной роли, как будет развиваться сюжет и как будет выполняться игровое действие. Поэтому, при руководстве играми детей старшего дошкольного возраста решаются следующие задачи: формирование умения самостоятельно объединяться в группы для общей игры, совместное обдумывание содержания игр, согласованность своих действий с участниками игры; воспитание умения самостоятельно и справедливо разрешать споры, привычку помогать товарищам, бережно относиться к их играм, радоваться успехам. Чаще всего используются косвенные приёмы педагогического воздействия, помощь в организации пространства, внесение предметов-мотиваторов и т.д., ставятся перед детьми проблемные игровые задачи в форме вопросов, советов, обсуждаются план игры.

         Особое внимание уделяется организационному периоду игры, в котором заключены большие воспитательные и развивающие возможности, от которого во многом зависит её дальнейшее развитие. Например, в течении нескольких дней группа мальчиков играет в поезд. Сначала они его дружно строят из стульчиков, советуясь по всем вопросам со воспитателем. Когда поезд готов, ребята распределяют роли машиниста, пассажиров, кассира и т.д. Но дальше могут возникать разногласия: машинист предлагает ехать на юг, пассажиры хотели поехать, кто к бабушке в деревню, кто в лес на прогулку и т.д. Каждый предлагает своё, не желая выслушивать товарища, и игра может прекратиться. Чтобы сохранить интерес к игре со стороны её участников, воспитатель может собрать их вместе и уточнить, какой поезд они построили, обратившись к машинисту, уточнить, что поезд пассажирский, показать ребятам картинки пассажирских поездов, рассказать о рейсах, которые они совершают. Во время беседы у детей уже складывается план дальнейшей игры, вместе намечается маршрут путешествия, решают, что остановку они сделают в лесу, потом заедут в деревню и поедут на юг. В конце обсуждения отмечается, какие все дружные и какой интересный они выбрали маршрут. Такие беседы помогают детям осознать свои действия и поступки в совместной игре, преодолевать возникающие разногласия.

         Для того, чтобы приобщить мальчиков и девочек к совместной игре, можно предложить мальчикам построить из крупного строителя дом для кукол, машину, детский городок, девочкам помочь им в строительстве. Коллективное строительство объединяет, сплачивает детей. Увлечённые общим замыслом, они начинают дружелюбнее относиться друг к другу, проявлять стремление помочь друг другу. Мальчики обычно активны не только в сооружении построек, но и подключаются к играм девочек, беря на себя роль папы или брата, шофёра, начальника стройки.  В дальнейшем, получив опыт в игре под руководством, мальчики вместе с девочками в самостоятельной деятельности играют вместе, строят постройки и обыгрывают их.

         Чтобы помочь детям в развитии сюжетно-ролевых игр разной тематики, применяются самые разнообразные приёмы и методы: чтение художественной литературы, показ иллюстраций, беседы о профессиях, используются средства ИКТ и другие. Используются и такие приёмы, как рассказы об играх детей другой группы, напоминание правил игры, советы, как можно сделать постройку, что ещё можно сделать для игры своими руками и т.д.

         Если дети увлечённо играют долгое время, то совместное достижение цели, преодоление трудности, доставляют им радость, дружеские чувства становятся привычными. Товарищеские взаимоотношения в играх постепенно переходят и в повседневную жизнь, дети становятся более уверенными, организованными, внимательными друг к другу, начинают больше помогать в выполнении заданий и разного рода поручений, увлеченно фантазируют и развивают сюжет игры, творчески решают совместные задачи.