«Формирование здорового образа жизни у дошкольников посредством музыкально-валеологических занятий»

Забота о здоровье детей - важнейшая задача всего общества. Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения в последние годы приобретает все большую актуальность. А здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого; и от того, каковы эти  воздействия – благоприятные или нет, зависит, как сложится его здоровье.

          Краткий обзор состояния здоровья детского и взрослого населения страны показывает прогрессирующие тенденции к росту заболеваемости, снижению здоровья и к сокращению продолжительности жизни. Будущее, как в России, так и в мире, безусловно, за молодым поколением. Однако лишь только здоровый человек с хорошим самочувствием, оптимизмом,

психологической устойчивостью, высокой умственной и физической работоспособностью способен активно жить, успешно преодолевать профессиональные и бытовые трудности.

          Исследованиями отечественных и зарубежных ученых давно установлено, что здоровье человека лишь на 7-8 % зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни.   Чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления.  Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении, так как дошкольный возраст  благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

           Музыкальное развитие ребенка в аспекте физического имеет свою давнюю историю. Музыкавоспринимаемая слуховым рецептором, воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое состояние человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. Академик П. Н. Анохин, изучая вопросы влияния мажорного или минорного лада на самочувствие, сделал вывод о положительном влиянии мелодического и ритмического компонентов музыки на работоспособность или отдых человека. Академик В. М. Бехтерев доказал, что музыка  может вызывать и ослаблять возбуждение организма. Исследования доктора педагогических наук Н. А. Ветлугиной доказывают, что пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание; ритмика улучшает осанку ребенка, координацию, уверенность движений; развитие эмоциональной отзывчивости и музыкального слуха помогают активизировать умственную деятельность. Музыка влияет на сенсорные и когнитивные процессы: память, внимание, восприятие. Таким образоммузыка  является одним из средств физического развития детей.

            В настоящее время одной из  актуальных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Важным звеном в работе детского сада является валеологическое  воспитание. Становление валеологической культуры человека обусловлено прежде всего процессом воспитания, педагогическим взаимодействием взрослого с ребенком, широким спектром педагогических средств и приемов.

           Впервые о необходимости привития валеологической культуры человеку и ее сущности заявил крупнейший отечественный микробиолог, врач Илья Ильич Мечников. Он считал: самое главное - научить человека правильному, безошибочному выбору в любой ситуации только полезного, содействующего здоровью и отказу от всего вредного.

         Валеология - (греч.: valeo-я здоров, logos-учение)       наука о здоровом образе жизни, формировании здоровья.

        Новые подходы в вопросах формирования здоровья способствуют созданию новых образовательно-оздоровительных программ по валеологии, начиная с дошкольного возраста, поскольку именно в этот период у ребенка закладываются основные навыки здорового образа жизни.

       В дошкольном образовании валеология ставит своей целью обучение детей основным правилам и нормам укрепления здоровья и привития навыков здорового образа жизни: активный труд, правильный отдых, закаливание, занятия физкультурой и спортом,  музыкально- валеологические занятия, правильное питание, личная гигиена, своевременное обращение к врачу. Недостаточно создать благоприятные условия для развития здорового ребёнка, необходимо ещё и сформировать элементарные знания о своём организме, осознанное ведение здорового образа жизни.

        Главная задача валеологии - научить человека формировать и беречь свое здоровье.

        Музыкально-валеологическая работа  является одной из составляющих здоровьезберегающего пространства детского сада и очень важно, чтобы она осуществлялась в нескольких направлениях:

  1. в образовательном процессе дошкольного учреждения (интегрированные музыкально-валеологические занятия; музыкально-физкультурные досуги и развлечения);
  2. в процессе взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей (совместные оздоровительные мероприятия; консультации; семинары-практикумы);
  3. в процессе взаимодействия дошкольного образовательного учреждения со школой (совместные тематические праздники и досуги).

         В детском саду музыка необходима детям в течение всего дня. Использование музыки решает оздоровительно-профилактическую задачу, способствует созданию комфортных условий пребывания ребенка в детском саду:

  • утренний отрезок времени: во время приема детей предлагается мажорная классическая музыка, солнечная песня с хорошим текстом, которые снимут психологическое напряжение, созданное необходимостью расставания с мамой;
  • дневной сон: благотворно влияние мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Такая музыка расслабляет, снимает эмоциональное и физическое напряжение;
  • пробуждение после дневного сна: тихая, нежная, легкая, радостная музыка (короткая пьеса или фрагмент музыкального произведения используется в течение одного месяца, чтобы у ребенка выработался рефлекс просыпания на знакомую мелодию) помогает малышам переходить из состояния полного покоя к активной деятельности. Под музыку проводится гимнастика.

        Целью музыкально-валеологической работы в дошкольном образовательном учреждении является формирование у дошкольников культуры здоровья, компонентами которой являются: эмоциональный; духовно-нравственный; личностный; интеллектуальный; коммуникативный; физический (Т.С. Казакова). Музыкально-валеологическая работа направлена на формирование здравотворческой деятельности, которая предполагает наличие: мотива к здравотворчеству и системы ценностей; потребности быть здоровым, знания и убеждения; умение оценивать и контролировать состояние здоровья и умение использовать средства оздоровления.

       Организация тесного сотрудничества ДОУ и семьи в воспитании здорового ребенка – одно из направлений музыкально-валеологической работы. Взаимодействие с семьей по воспитанию здорового ребенка проходит в несколько этапов (Е.А. Терпугова):

1 этап - знакомство с семьей, ее изучение (вид семьи, социальное благополучие семьи, психологический климат), составление карты социального статуса семьи;

2 этапопределение направлений взаимодействия с родителями, составление социального паспорта семей;

3 этап - круглогодичное оказание непосредственной помощи и поддержки семьям.

Формы взаимодействия с родителями:

  • клуб «Здоровый образ жизни и компания» (ЗОЖиК) - общение в неформальной, творческой, дружественной обстановке позволяет проявить лучшие качества детей и родителей, обсудить наиболее эффективные методы сохранения и укрепления здоровья всех членов семьи, поделиться опытом здорового образа жизни (организация туристических походов, посещений бассейна и др.оздоровительные мероприятия)(О.И. Давыдова);
  • объединения «Маленькие семейки» - это семьи, дети и родители которых дружат между собой. Деятельность объединений направлена на организацию и проведение праздников, конкурсов, соревнований («День Нептуна», «Турнир благородных рыцарей») (Е.С. Евдокимова);
  • заполнение «Дневничка-здоровячка» - заметки из жизни ребенка, расположенные на нескольких страницах: «Это я» (ребенок ведет дневник своей жизни, данные записывают воспитатель или родители); «Моя семья» (фотографии семьи, рассказы о ней); «Мое тело, рост и вес» (ребенок определяет по шаблону части тела); «Я – мальчик, а я – девочка»; «Моя мечта»; «Вредные поступки – добрые поступки»; «Мой режим дня»; «Буду закаляться», «Спорт и здоровье». Высказывания ребенка на страницах «Дневничка» помогают понять ребенка, его поступки, найти решение проблем;
  • семинары-практикумы, мастер-классы для родителей (организация музыкально-валеологичекой работы в семье) по программе Л.Н. Комисаровой, по методике О.П. Радыновой, по рекомендациям семьи С.С. и Е.С. Железновых.

            Музыкально-валеологические занятия носят интегрированный характер и решают вопросы как музыкального, так и валеологического развития дошкольников. Такие занятия побуждают детей активно, на самом высоком эмоциональном уровне познавать окружающий мир и свой организм, рассуждать, самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, анализировать. Но успех данных занятий полностью зависит от согласованной работы муз. рук. и воспитателя. Ведь в такой короткий промежуток времени нужно уместить все самое важное по выбранной теме.

        Алгоритм проведения муз.-валеологич. зан. отличается от традиционных музыкальных: Структура музыкально-валеологического занятий предполагает:

  1. валеологическая песенка-распевка;
  2. создание проблемной ситуации;
  3. решение проблемы посредством получения новых знаний, повторения и закрепления пройденного материала по валеологии, пение песен, слушание музыки, танцевальное творчесвто, игры в соответствии с содержанием занятия.
  4. закрепление нового материала в практической деятельности.

           Ценностное отношение и компетенции дошкольника в области сохранения и укрепления здоровья формируются на занятиях и в повседневной жизни с помощью различных игр и упражнений.

1.Валеологические песенки-распевки. Доступные для восприятия и воспроизведения тексты распевок и приятная мелодия  поднимают настроение, задают позитивный тон, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голосовой аппарат к пению. Дети, реагируя на знакомую мелодию, непроизвольно следят за своей осанкой. Этот прием можно использовать не один раз в течение занятия: в пении, при выполнении музыкально – ритмических и танцевальных движений, а также при организации других видов детской деятельности. Распевки сопровождаются самомассажем, биологически активных зон лица и шеи, ритмичными движениями, звучащими жестами.

Предлагаю вашему вниманию распевки следующего содержания:

«Трямди-песенка» -распевка.

Маленькие пальчики: трям-трям-трям! (кончики пальцев)

Барабанят пальчики: трям-трям-трям!

А теперь ладошки: трям-трям-трям!        (ладошками)

Шлепают ладошки: трям-трям-трям!

Кулачками постучим:трям-трям-трям! (стучат кулачками)

По трям-трямски говорим: трям-трям-трям!

Засопели носики трям-трям-трям!            (качаются носиков друг друга)

Носики-насосики: трям-трям-трям!

А теперь мы улыбнулись,                    (улыбаются друг другу)

Прыгнули и повернулись.                   (кружатся)

Мы в трям-трямдии живем,                 (хлопают)

Трямди песенки поем.

Трям-трям-трям!

Затем  мы исполняем эту распевку на тон выше и т.д.

2.При организации процесса слушания часто проводится развивающий дозированный эмоциональный тренинг. Внимание детей направлено не только к выразительности музыкальных образов, характеру произведения, его строению, но и к возникшим ощущениям и их влиянию на состояние организма ( чувство страха, волнения вызывает учащенное сердцебиение, а спокойная музыка восстанавливает дыхание и т.д.). Произведения для слушания выбираются соответственно образовательной программе.

          После ознакомления детей с музыкальными произведениями проводятся элементы гимнастики, психогимнастики, самомассажа, следуя общеизвестным оздоровительным системам (А.А.Уманской).

          Например, после знакомства детей с произведением “Вальс цветов” П.И.Чайковского, я использую такую музыкальную игру-гимнастику для глаз.

3.Гимнастика для глаз.

«Цветочек» гимнастика для глаз.

Рано солнышко встает, распускается цветок,
Светит солнце с высоты, распускаются цветы.
Мы теперь цветочки – голубые, синие,
Самые прекрасные, самые красивые.
Раскрываем лепестки – это наши глазки.
Ты вокруг посмотри, здесь какие краски?
Вправо – синий, голубой, влево – желтый, красный.
Ну а ты цветок какой? Самый распрекрасный!
Поморгай дружок, глазами и зажмурься посильней.
А теперь открой, ведь правда, стали краски красивей!
Что мы делали сейчас? Упражнения для глаз.

       Также мы говорим о том, как музыка, ее характер, ритм влияют на настроение, сердцебиение, состояние организма.

 4.Дыхательная гимнастика способствует развитию дыхательной системы и певческих способностей детей. Целью методики, разработанной Б. Толкачевым и А. Стрельниковой, является формирование осознанного управления всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра. Врача-педиатры советуют на музыкальных занятиях использовать упражнения дыхательной гимнастики: на развитие диафрагмально-брюшного дыхания; на тренировку согласованной работы дыхательной, голосовой и артикуляционной систем. Дыхательная гимнастика по А.Н. Стрельниковой:

«Обними плечи»

Ах, какой хороший я!

Как же я люблю себя!

Крепко обнимаю,

Носиком вдыхаю.

«Погреемся»

Сильный мороз заморозил наш нос.              (вдох через нос, шумный выдох на ладошку)

Носиком погреем, подышим скорее.

Отогрели нос, а подбородок замерз.

Ладошки погреем-                                             (дышим на ладошки фа-фа)

Дышим веселее.

Мерзнут ножки наши?                                         (выполняют приседания произнося «ух»)

Весело попляшем.

5.Артикуляционная гимнастика направлена на выработку качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовку к правильному произнесению фонем. Она бывает двух видов: пассивная (взр. выполняет упр-ие за реб.) и активная (реб. самост. выполняет). Пассивные дв-ия постепенно переводятся в пассивно-активные, а затем и в активные. Они бывают беззвучные и с участие голоса. На муз.-валеологич. занятиях упр-ия проводятся под счет, с хлопками, под музыку, а также в сочетании с дых.-голосовыми упр-ми. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

6.Оздоровительные и фонопедические упражнения проводятся по рекомендации и под наблюдением педиатра детского сада для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. Упражнения, разработанные В. Емельяновым, М. Картушиной развивают носовое, диафрагмальное, брюшное дыхание, стимулируют гортанно-глоточный аппарат и деятельность головного мозга. В работе используются оздоровительные упражнения для горла, интонационно-фонетические (корректируют произношение звуков и активизируют фонационный выдох) и голосовые сигналы доречевой коммуникации, игры со звуком.

«Здравствуйте!»

Здравствуйте, лошадки. И-го-го.                      С верху-вниз глиссандо.

Здравствуйте, козлятки-ме-ме-ме.                   С низу вверх.

Здравствуйте, гусятки-га-га-га.                       Низко произносят.        

Здравствуйте, утята-кря-кря-кря.                    Высоко произносят.

Здравствуйте, лягушки-ква-ква-ква         .       Разная высота.

Здравствуйте, котята-мяу-мяу.                         На одном месте.

6. Игровой массаж также используется на музыкально-валеологических занятиях в детском саду. Приемы массажа полезны не только больному, но и здоровому человеку. Делая самомассаж определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм в целом. Использование игрового массажа А. Уманской, М. Картушиной, А. Галанова повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегето-сосудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез.

«Наступили холода!»

Да-да-да, наступили холода.     (потереть ладошки друг о друга)

Да-да-да, превратилась в лед вода.         (по шеи гладим)

Ду-ду-ду, поскользнулась я на льду.         (крылья носа)

Ду-ду-ду, я на лыжах иду.                          (ладонями растереть уши)

Ды-ды-ды, на снегу есть следы.                (приставив ладони к козырьку растереть)

Ди-ди-ди, ну,заяц погоди.                          (хлопаем себя по всему телу)

7. Пальчиковые игры позволяют в игровой форме разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы. На музыкальных занятиях пальчиковые игры Е. Железновой, В. Коноваленко, О. Узоровой проводятся под музыку (попевки, песенки, сопровождаются показом ярких иллюстраций, игрушек, героев пальчикового театра). Мелодия подбирается с учетом возраста детей. Аккомпанировать таким играм можно на фортепиано, на металлофоне, ксилофоне или использовать звучание шумовых инструментов.

8. Речевые игры – одна из форм творческой работы с детьми не только в развитии речи, но и в музыкальном воспитании. Доказано, что музыкальный слух развивается совместно с речевым. Средства музыкальной выразительности - ритм, темп, тембр, динамика, артикуляция, форма – являются характерными и для речи. Использование речевых игр на музыкальных занятиях позволяет детям с самого раннего возраста овладевать всем комплексом выразительных средств музыки, развивает эмоциональную выразительность речи детей, двигательную активность.         В речевых играх Т. Боровик и Т. Тютюнниковой текст поется или ритмично декламируется хором, соло или дуэтом. Основой служит детский фольклор. К звучанию добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение, сонорные и колористические средства. Кроме того, формирование речи у человека идет при участии жестов, которые могут сопровождать, украшать и даже заменять слова. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности.

                                                              «Обезьянки»

Чи-чи-чи.  Чи-чи-чи.            Хлопки.

Обезьянки на печи.              Шлепки по коленям.

Чи-чи-чи. Чи-чи-чи.             Хлопки.

Грызет с маком калачи.       Щелчки пальцами.

Чу-чу-чу.Чу-чу-чу.                Хлопки.

Поиграть я с ней хочу.         Притопы.

Чу-чу-чу. Чу-чу-чу.               Хлопки.

Я смеюсь и хохочу.              Плечиками.

9.Игра – любимый вид деятельности дошкольников, на моих занятиях многие игры несут в себе валеологическую направленность. Разработанные на основе музыкальных и подвижных игр, они носят интегрированный характер и способствуют закреплению валеологических представлений,

формированию мотивации здорового образа жизни.

Игра “Витамины”

Мы сегодня не Кирюшки,

дети

Не Егорки, не Андрюшки,

идут по кругу

Не Маринки, не Иринки

 

Мы сегодня – витаминки.

 

А,В,С.

 

Рост все выше, зорче глазки,

танцуют

Угадайте без подсказки.

А

Ешь его и нет проблемы,

танцуют

В норме сердце, мышцы, нервы.

В

Не болеть, не простужаться

танцуют

И от гриппа защищаться

С

10.Ритмодекламация - это ритмичное произнесение текста на фоне звучащей музыки. Музыка для фона подбирается в соответствии с темпом речи, особенностями ритмического рисунка, содержанием текста (потешка про зайчика не должна произноситься в сопровождении медленной мелодии в низком регистре, а образу Медведя не подойдет скачкообразное движение высоких звуков).

11.Музыкотерапия способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. Различают активную (двигательные импровизации под соответствующий характеру музыки словесный комментарий) и пассивную (прослушивание стимулирующей, успокаивающей или стабилизирующей  музыки специально или как фон) формы музыкотерапии. Слушание правильно подобранной музыки с выполнением психогимнастических этюдов М. Чистяковой повышает иммунитет детей, снимает напряжение, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.

Упражнение «Шум моря».

Учащиеся слушают звуки моря, а затем предложить им «подышать», как море. Делать тихий, мягкий вдох животом и плавно поднять вверх руки. А потом выдохнуть на звук «Ш». Выдыхать долго-долго, втягивая живот, чтоб вышел весь воздух. Мягко опустить руки и снова вдохнуть.

Упражнение «Пузырьки воздуха».

Под звуки плеска волн дети очень тихо, легко и мягко ходят на носочках, танцуют под музыку. Они представляют себя пузырьками воды, легкими и невесомыми.

         В результате внедрения системы музыкально- валеологического воспитания наблюдается тенденция к уменьшению количества заболеваний верхних дыхательных путей и ОРЗ, повышению показателей общего физического развития детей и развития музыкальности.   Использование приемов оздоровления и валеологического воспитания на каждом музыкальном занятии позволяет в непроизвольной форме, на высоком эмоциональном подъеме формировать у детей мотивацию здорового образа жизни.

                                           Детство - это «уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Из детства ребенок выносит то, что сохраняется потом всю жизнь» (Т. Н. Доронова).

Психогимнастика

Проводится под спокойную музыку.

Сказочная планета

Предложить детям найти свое сердце, прижав обе руки к груди, и прислушаться, как оно стучит: «тук, тук, тук». Затем каждый должен представить, что у него в груди вместо сердца, кусочек ласкового солнышка. Яркий и теплый свет его разливается по телу, рукам, ногам. Его столько, что он уже не вмещается в нас. Давайте мы с вами все тепло наших сердец подарим тем людям, когда выйдем из этого кабинета, которым сейчас грустно, одиноко, плохо. Для того чтобы они потом тоже подарили кусочек своего тепла другим людям.

Пальчиковая сказка «Облака»

Однажды Львенок и Черепаха лежали на песке и рассматривали проплывающие по небу облака.

Львенок: Смотри, Черепаха, это облако так похоже на тебя!  

Черепаха: Совсем не похоже, это же белоснежный лебедь.

Львенок: А вот скачет маленький зайчик, он шевелит ушами.

Черепаха: Посмотри-плывет большое облако, будто огромная собака.

Львенок: Ха-ха-ха. Какая же это собака,это петушок,он клюет зернышки и кричит-ку-ка-ре-ку!

Черепаха: Интересно, на что похоже это темное серое облако?

Львенок: Это туча. Сейчас начнется гроза. Скорее побежали домой.

Черепаха: Но я не могу бегать, я же такая медлительная.

Львенок: Тогда садись скорее ко мне на спину, поехали.

Львенок и Черепаха, испугавшись дождя, отправились домой.