Игры на обогащение и активизацию речи дошкольников синонимами и антонимами

Бондарь Ирина Александровна

ОБЕЗЬЯНКИ
Цель игры: научить детей образовывать глаголы антонимы с помощью приставок.

Взрослый рассказывает историю, дети ему помогают, называя глаголы антонимы:
Сегодня мы поиграем в упрямых и послушных детей. Послушайте мой рассказ. У мамы обезьянки было две дочери. Старшую звали Послушница, младшую — Упрямица. Упрямица любила всё делать наоборот. Послушница соберёт игрушки, а Упрямица разбросает их. Если Послушница закроет дверь, то Упрямица... (интонацией незавершенности воспитатель стимулирует детей к ответу «откроет»). Как только Послушница что-то принесёт, тут же Упрямица это... (унесёт), пришьёт... (оторвёт), вычистит... (испачкает), замолчит... (заговорит), повесит... (снимет) и т.д.
___________________________________
ГОВОРИ НАОБОРОТ
Цель: закрепление пар противоположностей.

весёлый — грустный
быстрый — медленный
красивый — безобразный
пустой — полный
худой — толстый
умный — глупый
трудолюбивый — ленивый
тяжелый — легкий
трусливый — храбрый
твердый — мягкий
светлый — темный
длинный — короткий
высокий — низкий
острый — тупой
горячий — холодный
больной — здоровый
широкий — узкий
___________________________________
Я НАЧНУ, А ТЫ ЗАКОНЧИ
Цель: научить детей составлять предложения с использованием приставочных глаголов с противоположным значением; развивать умение быстро находить точное слово.

Воспитатель/педагог начинает предложение, используя приставочный глагол. Дети заканчивают предложение, употребляя однокоренной глагол с приставкой противоположного значения:
Мальчик сначала подошёл к дому, а потом... (отошёл). Утром ребята пришли в детский сад, а вечером... (ушли). Мальчик вошёл в комнату, вскоре он... (вышел). Ребята побежали по правой стороне, а потом... (перебежали) на левую. Дети играли в прятки. Они забежали за дом, спрятались, но вскоре они... (выбежали).
___________________________________
ВЕСЁЛЫЕ АВТОМОБИЛИ
Подвижная игра со словами.
Цель: активизация в речи глаголов движения.

Представим, что каждый из нас — это автомобиль. Наши стульчики — это гаражи. Воспитатель по очереди каждому «автомобилю» подаёт сигнал. По сигналу «автомобиль» покидает стульчик, называя глагол движения, например, выехал, уехал, поехал, отъехал, покатился, помчался. Ребёнок делает круг и возвращается в свой гараж, называя другой глагол, например, приехал, подъехал, заехал, прибыл, примчался и т.д.
___________________________________
РОДНАЯ ПРИРОДА В СТИХАХ И ЗАГАДКАХ
Цель: развивать умение находить антонимы в стихотворениях, подбирать синонимы.

1. Воспитатель предлагает детям отгадать загадки о природе и найти в них антонимы.

Круглое и яркое,
дарит всем тепло.
Встало утром рано,
По небу пошло.
Закатилось вечером
За леском.
Угадайте, дети,
Говорю о ком? (Солнце)

Вьётся, словно лента,
В дымке голубой,
Может быть спокойной,
Может бить волной.
Тёмной и глубокой,
Что не видно дна,
Мелкой и прозрачной
Может быть она.
А в жару купает
Нас в своей волне.
Что это такое,
Подскажите мне. (Река)

2. Далее предлагает отгадать следующую загадку:

Что это за птица
Чёрная, большая
Над землей повисла?
Солнце закрывая
Крупными слезами,
Эта птица плачет.
От неё подальше
Мама дочку прячет.
Как она примчится,
Всё вокруг темнеет,
Чтобы не промокнуть,
Убегу скорее. (Туча)

Попросите детей подобрать антонимы к словам:
чёрная....
большая....
темнеет....
скорее....

3. Задача детей — найти синонимы:

Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мёрзнет в жару.

Дуб дождя и ветра вовсе не боится
Кто сказал, что дубу страшно простудиться
Ведь до поздней осени дуб стоит зелёный
Значит дуб выносливый, значит закалённый.
___________________________________
СКАЖИ ПОХОЖЕ
Цель: научить детей подбирать синонимы с дополнительными смысловыми оттенками к глаголам и прилагательным.

1. Воспитатель передает платок ребёнку, называя глагол, ребёнок отдает платок обратно, называя синоним к глаголу.
Думать — ....(размышлять), открыть — ..... (отворить), отыскать — ... (найти), зябнуть — ... (мёрзнуть), поразить — ... (удивить), шалить — ... (баловаться), забавлять — .... (развлекать), прощать — ...(извинять), звать — ... (приглашать), реветь — ... (плакать), мчаться — ... (нестись), вертеться — ... (крутиться), опасаться — ... (бояться), бросать — .... (кидать).

2. Затем дети могут упражняться в подборе синонимов с дополнительными смысловыми оттенками к прилагательным.

Этот дом большой, а этот.... (огромный). Эта одежда старая, а это платье совсем .... (изношенное). Это платье чуть-чуть влажное, а это совсем ..... (мокрое). Мальчик молчаливый, а девочка ..... (неразговорчивая). Вчера день был теплый, а сегодня ..... (жаркий).
___________________________________
ПОДБЕРИ ПОДХОДЯЩЕЕ СЛОВО
Цель: научить подбирать антонимы к многозначным прилагательным и к словосочетаниям с многозначными глаголами и прилагательными; развивать умение понимать прямое и переносное значение слов.

Детям предлагаются многозначные прилагательные, которые в зависимости от контекста меняют свое значение. К ним надо подобрать антонимы.
Ручей мелкий, а речка ..... (глубокая). Ягоды смородины мелкие, а ягоды клубники ..... (крупные).
Кашу варят густую, а суп .... (жидкий). Лес иногда густой, но иногда ... (редкий).
После дождя земля сырая, а в солнечную погоду .... (сухая). Покупаем картофель сырой, а едим .... (вареный).

В качестве речевого материала могут использоваться словосочетания:
Худое ведро, худое платье, худой человек.
Мальчик бежит, лошадь бежит, вода бежит, время бежит, ручьи бегут.
Растёт цветок, растёт ребенок, растёт дом.
Жаркий день, жаркая погода, жаркий спор.
___________________________________
СКАЖИ ПО-ДРУГОМУ
Цель: научить детей подбирать к словосочетанию слова, близкие по смыслу.

Воспитатель рассказывает стихотворение «Подснежники», автор Т. Белозёрова:

Плакала Снегурочка, 
Зиму провожая,
Шла за ней печальная, 
Всем в лесу чужая.
Там, где шла и плакала, 
Трогая берёзы,
Выросли подснежники — 
«Снегурочкины слезы».

Вот какие ласковые слова нашёл поэт, чтобы рассказать о подснежниках и весне. Вопросы детям: 
1. Какая была Снегурочка, провожая зиму? (Печальная)
2. К слову печальная подберите слова, похожие по смыслу (грустная, невесёлая)
3. Если Снегурочка печальная, то какое у неё настроение? (Плохое)
4. Послушайте, какие я назову предложения: «Дождь идёт. Снегурочка идёт». Какое слово повторялось? (Идёт.) Попробуйте заменить слово идёт. Дождь идёт... (льет). Снегурочка идёт... (шагает). Весна идёт — как можно сказать по-другому? (Наступает.) Автобус идёт... (едет).
Аналогично даются задания со следующими словосочетаниями:
чистый воздух (свежий), чистая вода (прозрачная), чистая посуда (вымытая), самолет сел (приземлился), солнце село (зашло), река бежит (течет, струится), мальчик бежит (мчится, несётся).
___________________________________
НАЙДИ ДРУГОЕ СЛОВО
Цель: развивать у детей умение подбирать наиболее точное обозначение к заданной ситуации; научить подбирать синонимы и антонимы к прилагательным.

1. Папа стал делать детям качели. Миша принёс ему верёвку. Папа сказал: «Нет, эта верёвка не годится, она оборвётся». Папа взял другую верёвку: «А вот эта ни за что не оборвется». Какую верёвку взял папа? Как можно про неё сказать?
2. Послушайте два предложения: Вова рос крепким мальчиком. Он почувствовал под ногами крепкий лёд.
Что значит слово крепкий? Как можно сказать эти предложения по-другому? Сами придумайте предложение со словом крепкий.
Аналогично рассматриваются предложения: Мальчик дрожит от холода. Зайчишка дрожит от страха.
___________________________________
ИГРА С МЯЧОМ

Воспитатель бросает каждому ребёнку мяч, называя слово. Дети бросают мяч обратно воспитателю, называя антоним. 
Длинный — короткий, глубокий — мелкий, мягкий — твердый, легкий — тяжелый, тонкий — толстый, густой — редкий (жидкий), сильный — слабый.
Говорить — молчать, смешить — довести до слёз, разрешить — запретить, падать — вставать, смеяться — плакать, зажечь — потушить, помогать — мешать.
___________________________________
НАЙДИ ПРОТИВОПОЛОЖНОЕ СЛОВО
Цель: развивать у детей умение подбирать противоположные по смыслу слова.

1. Сахар сладкий, а лимон... (кислый). Луна видна ночью, а солнце... (днём). Огонь горячий, а лёд... (холодный). Тополь высокий, а шиповник ... (низкий). Река широкая, а ручей... (узкий). Камень тяжёлый, а пух... (лёгкий). Редька горькая, а груша... (сладкая).
2. Если суп не горячий, то, значит, какой? (Холодный.) Если в комнате не светло, то в ней... (темно). Если сумка не тяжелая, то она... (лёгкая). Если нож не тупой, то он... (острый).
3. Упражняемся в нахождении антонимов на примере поговорок:
Ученье — свет, а неученье — тьма.
Меньше говори, а больше делай.
Труд кормит, а лень портит.
Готовь сани летом, а телегу зимой.
Большая работа лучше большого безделья
Лето собирает, а зима подъедает.
Чужбина — калина, родина — малина.