ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПСИХОГИМНАСТИКИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Сафронова Елена Петровна

В работе с детьми дошкольного возраста необходимо учитывать возрастные особенности детей, занятия не должны превышать по времени нормативы, вызывать утомление. У детей утомляемость проявляется в снижении работоспособности и в возрастании невнимательности и рассеянности. Для снятия эмоционального напряжения у детей проводится психогимнастика. Основная цель – научить детей справляться с различными жизненными трудностями. Занимаясь психогимнастикой, дети изучают различные эмоции, возможность управлять ими. Такие занятия, прежде всего, показаны детям с чрезмерной утомляемостью, непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым, с психологическими особенностями, всем детям в целях психофизической разрядки.

Психогимнастика помогает дошкольникам преодолевать барьеры в общении, лучше понимать себя и других, даёт возможность более уверенно самовыражаться через движение. Она организуется в свободное время, а также включается в занятия в качестве физкультминутки, может включаться в утреннюю гимнастику, используется в разных видах деятельности детей. Психогимнастика может проводиться в различной форме: например, на занятиях, минутках общения, вечерних посиделках - для развития воображения предлагаются разные задания, например, на тему «Прогулка в лес», где дети изображали высокие деревья, кусты, травку, как ветер качает деревья сначала тихо, потом всё сильнее, как гнутся веточки деревьев, дрожат листья. Встреча с лесными жителями - изображают повадки животных (зайчика, волка, медведя, лисы и т.д.). Выполняя такие задания, дети получают радость от участия, уверенность в точности передачи образа (один ребёнок рассказывает, другой показывает с помощью мимики и жестов то, о чём говорится). Такие этюды приучают быть внимательными друг к другу, понимать и отражать их чувства. Интересны упражнения с воображаемыми предметами: «Обнимите толстое дерево, а теперь тоненькое», «Представьте себе мяч, возьмите его» и т.д. Эти игры детям очень нравятся, они вызывают эмпатию.

Необходимо учить детей отгадывать и придумывать загадки: показывать своего героя в движении сначала без слов, потом со словами, а другие дети должны отгадать, кто это был. Для образца показывается, как мышка выбежала из норки, увидела кота, испугалась и убежала. Дети легко отгадывают такие загадки и сами их придумывают. С помощью таких загадок хорошо развивается воображение у детей, восприимчивость, наблюдательность. Так же проводятся образные игры с изображением разных стихий, индивидуальные упражнения под музыку разных стилей.

Результатом такой работы являются качественные изменения в характере ребёнка, у дошкольников улучшается саморегуляция, изживаются негативные проявления, появляется лёгкость в общении со сверстниками, умение выражать свои чувства и лучше понимать чувства других.

Скачать:

Предварительный просмотр: