Развитие математической грамотности детей дошкольного возраста посредством дидактической игры и занимательного материала.

Статья содержит информацию о развитии математической  грамотности  у дошкольников и ее практическом применении в дошкольном учреждении на основе дидактических игр и занимательного материала, что способствует развитию мыслительной деятельности у детей, повышает качество математической подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_polanto_g.i.docx24.29 КБ

Предварительный просмотр:

Поланто Г.И.

Развитие  математической грамотности детей дошкольного возраста  посредством дидактической игры и занимательного материала.

       Аннотация: статья содержит информацию о развитии математической  грамотности  у дошкольников и ее практическом применении в дошкольном учреждении на основе дидактических игр и занимательного материала, что способствует развитию мыслительной деятельности у детей, повышает качество математической подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.    

Ключевые слова: математическая грамотность, функциональная грамотность, игра, дошкольники

      Функциональная грамотность - это способность человека вступать в отношения с окружающей средой, быстро приспосабливаться к ней и использовать полученные в течение жизни знания для решения задач в различных сферах деятельности, общения  и социальных отношениях.

       Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предопределяет стратегию развития функциональной грамотности,  представляющую детям возможности выбора вида деятельности на основе их интересов и потребностей.

        Одной из задач современного образования является – формирование функционально грамотных людей.

Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку заложенные в дошкольном возрасте основные навыки по математике, помогут детям в дальнейшем приобретать знания и умения

       Ведь современный ребенок — это житель XXI века, на которого оказывают влияние признаки настоящего времени, и, прежде всего, проникновение в повседневную жизнь информационных технологий, динамика внедрения, которых, ускоряется с течением времени.

Одной из составляющих функциональной грамотности, является математическая.

Математическая грамотность дошкольника – способность применять математические знания и умения для решения математических проблем в разнообразных контекстах реального мира

Основными составляющими математической грамотности является:

владение математическими способностями в созданных  жизненных ситуациях и способность оперировать математическими понятиями, знаниями и умениями в созданных жизненных ситуациях

 Компоненты математической грамотности определяют: способность устанавливать в  различных жизненных ситуациях математические отношения (время, протяжённость, масса); различать математические объекты (числа, величины, фигуры, пространство); устанавливать математические изменения и зависимости (увеличивается и расходуется); формулировать суждения с использованием математических терминов;  действовать по инструкции (алгоритму), использовать символьный язык; способность находить, анализировать, интерпретировать математическую информацию об объектах реального мира; устанавливать в различных жизненных ситуациях математические отношения (время, масса), объекты (числа, величины и др.), изменения и зависимости.

Форм и методов работы с детьми по математической грамотности много: игры, образовательная деятельность, развлечения и др.

Мы остановились на игре, так как игра способствуют развитию интереса, любознательности, навыков необходимых для формирования математической грамотности и интеллектуального развития: целенаправленность поисковых действий, стремление к достижению положительного результата, настойчивость, самостоятельность. У детей, воспитывается потребность занимать своё свободное время играми, требующими мышления, внимания, формируется умение  научиться применять свои знания в повседневной жизни.

      Чтобы сформировать у детей интерес к математике, чтобы ребенок полюбил математику, необходимо  показать ее красоту и важность, а к  важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре дети действуют так, как действовали бы в моделируемых ситуациях, стремятся научиться тому, что они еще не умеют, преодолевая трудности. В игре происходит непосредственное общение со сверстниками, развиваются  творческие способности, нравственные качества; формируется   мотивация к обучению, ориентированная на удовлетворение познавательных интересов;  умственные действия с помощью логических приемов  (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия); умение объединять объекты окружающего мира (форма, цвет, размер,  количество, материалы и др.); развивается речь, умение высказывать и обосновывать свои суждения; воспитывается интерес к математике в целом.

       Очень важно придерживаться  основных принципов:

- необходимо постоянно поощрять все усилия ребенка и само его стремление узнать что-то новое и научиться новому.

- исключить отрицательную оценку ребенка и результатов его действия.

-  результат ребенка  сравнивать только с его собственными, а не с результатами других детей.

       - принудительное обучение бесполезно.

     Работая в данном направлении, стараемся  вызывать у детей интерес к игровому занимательному материалу с помощью загадок, шуток, занимательных вопросов, кроссвордов, ребусов, головоломок.  Играя в такие дидактические игры как:  «Какое число я задумала?»; «Назови число на единицу больше – меньше»; «Кто знает, пусть дальше считает»; «Какие числа пропущены?», «Назови соседей», «Сосчитай-ка», «Цветные паровозики» дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10 (20)и сопровождать словами свои действия.

  Знакомя детей с цифрами, используем такие игры,  как «Слепи цифру из пластилина», «На что похожа цифра», «Найди предметы, окружающие нас, которые напоминают цифру» «Изобрази цифру» (дети рисуют цифры на спине или ладошке друг у друга)- что развивает творческое воображение,  мышление,  дает детям возможность применять свои знания и умения в повседневной жизни.  

  При изучении геометрических фигур такие игры как, «Пара слов», «Найди и назови»,  «На что похожа фигура», «Сравни предмет и фигуру» помогают детям ориентироваться в ближайшем окружении, умение сравнивать, анализировать.

Также  дети выкладывают геометрические фигуры, как по образцу, так и по памяти, используя в своей деятельности  счетные палочки  и палочки «Кюизенера».

Для развития пространственных ориентировок у детей  подобрали серию упражнений:  «Помогите каждому животному  попасть в свой домик», «Измерь предмет условной меркой»,  «Определите, как должен быть раскрашен последний мяч», «Какой шарик нужно нарисовать в пустой клетке?», «Определите, какие окна должны быть в последнем домике?» и т.д. которые,  влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей.  

На развитие наблюдательности у детей используем серию упражнений «Найди в рисунке отличия», «Найди два одинаковых предмета» и др.

При формировании циклических представлений играем с детьми в такие игры: «Раскрась, продолжая закономерность»; «Что сначала, что потом?»; «Какая фигура будет последней?».

Итак, подводя итоги можно сказать, что регулярное использование игр и занимательного материала математического содержания повышает у дошкольников  качество математической подготовленности, позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни, способствует развитию мыслительной деятельности.  Применение  игр и игровых приемов, используемых на самом различном материале, позволяют детям подготовиться к усвоению более сложных математических задач, на следующей ступени развития. Поэтому, можно уверенно сказать что,  игры и занимательный математический материал является хорошим средством формирования интереса к математике желания проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме, что способствует формированию математической грамотности как функциональной. 

Список литературы:

  1. Говорова Р., Дьяченко О, Цеханская Л. Игры и упражнения для развития умственных способностей у детей. – М.: 2014.
  2. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. – М., 20
  3. Математическое развитие дошкольников: Учебно-методическое пособие / Сост. З.А. Михайлова, М.Н. Полякова, Р.Л. Непомнящая, А.М. Вербене. – СПб: Детство-Пресс, 2014.
  4.        Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - М.: Перспектива, 2014.

Сведения об авторе:

Синицкая В.А., воспитатель МБДОУ «Ольгинский детский сад, Полтавского района, Омской области»

Поланто Г.И., воспитатель МБДОУ «Ольгинский детский сад, Полтавского района, Омской области»