О, музыка! Ты - жизнь!

Стрижак Татьяна Борисовна

Музыка – могучий источник мысли.

Без музыкального воспитания невозможно

полноценное умственное развитие.

В.А Сухомлинский

 

Музыка пронизывает всю жизнь человека, от рождения до самого последнего мгновения.

В дошкольном возрасте музыка имеет наиважнейшее значение. Как строится музыкальное воспитание в детском саду, какие принципы и подходы характерны для его осуществления выяснили педагоги нашего детского сада на мастер-классе, подготовленном музыкальными руководителями.

Вспоминая азы методики музыкального воспитания, говорили о необходимости слаженного взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя.

Ведущая роль в подготовке и проведении музыкального занятия, безусловно, принадлежит музыкальному руководителю. Однако это ни в коей мере не должно снижать  активность воспитателя на музыкальном занятии. Воспитатель, находясь с детьми на протяжении полного рабочего дня, знает особенности каждого ребенка, подмечает все тонкости и нюансы поведения. Объем встреч с музыкальным руководителем у воспитанников дошкольного учреждения гораздо скромнее. Именно поэтому роль воспитателя на музыкальных занятиях очень важна.

Вдумчивый, чуткий, ответственный воспитатель выполняет вместе с детьми все задания музыкального руководителя на занятии: личным примером показывает, как нужно вести себя во время слушания музыки («в концертном зале»), как правильно формировать звук во время пения, как четко и ясно артикулировать вокальный текст, как точно и ритмично выполнять танцевальные движения, как понимать дирижерский жест во время игры в оркестре (пусть пока шумовом, но уже самом настоящем) и даже, как следовать правилам во время музыкальных игр. Осваивая вместе с детьми на музыкальных занятиях музыкальный репертуар, воспитателю необходимо закреплять и отрабатывать основные моменты вне музыкального зала, в группе в свободное от занятий время, а порой и на прогулке. Это является залогом качественного  проведения утренников, необходимым условием создания ситуации успеха для каждого воспитанника не только во время публичных выступлений, но и с точки зрения музыкального развития в целом. 

Не секрет, что далеко не всё, не всегда и не у всех получается выполнить безупречно с первого раза – спеть, сыграть, станцевать, высказать свои впечатления. В практической части мастер-класса всем педагогам была предоставлена возможность  поучаствовать в музыкально-ритмической игре, потанцевать, как бы побывать в роли детей. Выполняя игровые упражнения под музыку в кругу, каждый смог почувствовать необходимость сплоченных действий, а значит, осознать значение музыкально-ритмических движений не только для развития чувства ритма, но и для формирования коммуникативных навыков, здорового коллективизма, который столь актуален в настоящее время. Танец с атрибутами внес нотку оживления, наслаждения классической музыкой. Релаксационная игра, завершившая мастер-класс, помогла снять эмоциональное напряжение, неизбежно накапливающееся в течение рабочего дня, и закрепить позитивные эмоции, полученные во время практического музицирования. Каждый смог убедиться в справедливости утверждения Аристотеля «Когда мы воспринимаем ухом ритм и мелодию, у нас изменяется душевное настроение».

Больше всего порадовало достигнутое взаимопонимание. Так и должно быть на всех музыкальных занятиях, где непременным условием успеха является поддержка и взаимопонимание двух ведущих педагогов — воспитателя и музыкального руководителя. Всегда важно помнить о том, что непонимание воспитательных задач музыки воспитателем может свести «на нет» все усилия музыкального руководителя.   

Стрижак Татьяна Борисовна,

музыкальный руководитель

МАДОУ № 552,

г. Екатеринбург,

07.11.2023