Конспект логопедической ритмики на основе психомоторных игр и упражнений для детей старшего дошкольного возраста

Конспект логопедической ритмики на основе психомоторных игр и упражнений для детей старшего дошкольного возраста.

 

Цель: оптимизация тонуса мышц, развитие произвольности и самоконтроля, развитие межполушарного взаимодействия и мелкой моторики, формирование внимания и произвольной регуляции собственной деятельности, координация речи и движения.

Ход занятия

(Все упражнения выполняются совместно родителями и детьми).

Дыхательное упражнение  «Листочек».

      - подул на листочек ветерок  -    руки вверх, покачивание выдох.

  - задрожал листочек   - встряхнуть кисти, на выдохе бл-бл-бл.

                - оторвался от веточки и полетел    -    опускаем руки, на выдохе п-п-п.

                        - закружился в воздухе   -   показ рукой движение, увеличение звука – уууу.

- упал в лужицу – руки вниз, звук вниз   -уууу.

- застучал по улице дождик   -   на выдохе  па-па-па.

- лужа становилась всё больше  -  руки в стороны, звук увеличивался  - оооо.

- а листочек плыл по ней как кораблик   - тянем о, а, у.

Глазодвигательные упражнения:

- одноимённые движения глаз, рук, языка.

- разноимённые движения глаз, рук, языка.

- В руках у детей силуэт дятла на палочке. Следить глазами за движением фигурки и проговаривать слова:

 

  Белка дятла поджидала         влево-вправо

Гостя вкусно угощала

                              Ну-ка дятел посмотри           вверх-вниз

     Вот орешки раз, два, три

                              Пообедал дятел с белкой – гладят веки

                         И пошёл играть в горелки – моргают

 

Упражнения для развития мелкой моторики:

«Колечки». Поочерёдно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. В прямом и обратном порядке.

«Кулак – ребро – ладонь». Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости пола, распрямлённая ладонь на плоскости пола.

«Лезгинка». Складываем левую руку в кулак, большой палец отставляем в сторону, кулак разворачиваем пальцами к себе.

Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасаемся к мизинцу левой. После этого одновременно меняем положение правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций. Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.

«Ухо-нос». Левой рукой взяться за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно опустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью до наоборот».

Функциональное упражнение «Колпак мой треугольный».

Все участники сидят в круге. Все по очереди, начиная с ведущего, произносят по одному слову из фразы: «Колпак  мой треугольный, треугольный мой колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак».

Затем фраза повторяется, но дети, которым выпадает говорить слово «колпак», заменяют его жестом (лёгкий хлопок ладошкой по голове).

Затем фраза повторяется ещё раз, но при этом на жесты заменяются два слова: слово «колпак» (лёгкий хлопок ладошкой по голове) и «мой» (показать рукой на себя).

При повторении фразы в третий раз заменяются на жесты три слова: «колпак», «мой» и «треугольный» (изображение треугольника руками).

Функциональное упражнение «Чайничек с крышечкой».

Участники садятся в круг. Каждый из них пропевает песенку, сопровождая её определёнными мануальными жестами:

«Чайничек (вертикальные движения рёбрами ладоней)!

На чайничке - крышечка (левая рука складывается в кулак, правая – ладонью делает круговые движения над кулаком).

На крышечке – шишечка (вертикальные движения кулакоми).

В  шишечке – дырочка (указательный и большой пальцы обеих рук делают колечки).

Из дырочки пар идёт (указательными пальцами рисуются спиральки).

Пар идёт из дырочки,

Дырочка на шишечке,

Шишечка на крышечке,

Крышечка на чайничке».

Игра с перекладыванием мячей:

У каждого ребёнка в правой ладошке мяч, левая - готова взять мяч у товарища. Левой рукой берём мяч у товарища, перекладываем в правую и т.д., одновременно произносим стихотворения про животных:

- Мишка любит сладкий мёд,

Мишка мёд у пчёл берёт,

Тем ещё он знаменит, что зимою крепко спит.

 

- Зайку все хотят поймать,

Зайке нужно убегать:

Только не боится он-

Он по бегу чемпион.

 

- Волк известный забияка!

Хоть похож, но не собака!

Волк по лесу вечно рыщет

И себе добычу ищет.

Коммуникативное упражнение с правилами «Скала».

Все участники делятся на две группы. Одна группа на полу (сидя, стоя) выстраивают «скалу», принимая различные позы, опираясь друг на друга.

Условная линия на полу обозначает обрыв. По команде ведущего «Скала готова? Замри!» вторая команда «альпинисты» берутся за руки цепочкой и должны пройти вдоль обрыва перед скалой и не «сорваться».

Рефлексия деятельности:

Понравилось ли играть?

В чем затруднялись?

Какое упражнение было самое сложное?

Какое  упражнение было самое интересное?