Конспект образовательной деятельности "Осень".

Конспект непосредственно образовательной деятельности

«Осень»

Цель: Закрепление представлений об осенних явлениях в природе.

Задачи:

  • Закрепить признаки осени;
  • Уточнять, активизировать и развивать словарный запас по теме «Осень»;
  • Учить подбирать признаки по теме «Осень», согласовывать имена существительные с прилагательными в роде, числе, падеже;
  • Развивать умение составлять небольшой по объёму рассказ с помощью схемы;
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук, координацию движений с речью, активизировать мыслительную деятельность, психических процессов, профилактика простудных заболеваний;
  • Воспитывать интерес к тем изменениям в природе, которые происходят осенью.

 

Реализация образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Чтение х/л».

 

Материал:  модель «Времена года», схематические изображения примет осени, схема к сюжетному рассказу про осень, картинки к речевой игре «Чудесные превращения», шапочки для инсценировки: медведь, куропатка, заяц, волки (2), клей карандаш на каждого ребёнка.

 

 Ход

Ребята, посмотрите, у меня в руках большой круг. Что он вам напоминает? (ответы детей) Правильно, колесо. Вот отверстие для оси, вот спицы. А знаете ли вы, что давным-давно, в старинные времена, на Руси год представляли в виде колеса, медленно совершающего движение по солнцу? Отсюда и название круглый год. Наше годовое колесо, или круглый год, разделено на четыре разноцветные части. Как вы думаете, почему? Что обозначают эти четыре разноцветные части? (ответы детей) Правильно, это времена года. Вспомните их названия. У каждого времени года свои приметы. Послушайте загадку, о каком времени года идёт речь?

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен

И ёлочек  Я……

У каждого времени года есть три сына. Что это за сыновья? (ответы детей) Правильно, это месяцы. А как зовут сыновей осени? (ответы детей) Знаете, ребята, я обнаружила кое-что очень интересное. Давайте, от каждого месяца возьмём по первой букве. Какие это буквы? (ответы детей: от сентября – С, октября – О, ноября – Н) Составьте из этих букв слово, что у вас получилось? (СОН) Я думаю, что не случайно у нас получилось такое «осеннее» слово. Как вы считаете? ( ответы детей. Осенью вся природа готовится ко сну, к отдыху; растения будут спать под снежным покрывалом, некоторые животные впадают в спячку, а другие будут вести уже не такой активный  образ жизни, как летом.) Давайте выберем те приметы, которые подойдут к осени и поместим их на модель года. (дети выбирают схематическое изображение приметы и приклеивают к модели)

 

Ребята, а как в народе говорили про осень? (дети называют пословицу и  объясняют её значение: «Осень запасиха, зима подбериха», «От осени к лету поворота нету», «Осень на дню погод восемь», «Весна с цветами, осень со снопами»)

А теперь давайте приметы осени покажем в движении:

Листопад (пальчиковая гимнастика)

 

 Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал,

Вот дубовый, вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с берёзы золотой,

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

Руки вверху, показываем движение ветра.

 

Поочерёдно загибают пальцы.

 

 

 

Руки опустить резко вниз.

 

Самомассаж «Дождик». Дети стоят в кругу друг за другом.

 

Дождь! Дождь! Надо нам

Расходиться по домам

Гром! Гром! Как из пушек

Нынче праздник у лягушек

Град! Град! Сыплет град

Все под крышами стоят

Только мой братишка в луже,

Ловит рыбу нам на ужин.

Хлопки ладонями по спине.

 

Поколачивание кулачками по спине.

 

Постукивание пальчиками.

 

Поглаживание спины ладошками.

 

Речь с движением.

 

Ла- ла-ла – осень к нам пришла

Ул-ул-ул- ветерок подул

 

 

Ила-ила-ила – листва в воздухе

 

Али- али- али – все мы осень ждали.

Хлопки в ладоши.

Ритмично вытягивают руки вперёд, раздвинув пальцы, прижимают их к груди, сжимая пальцы в кулаки.

Вращают кистями, поднятых вверх рук.

Делают скользящие хлопки (тарелочки)

 

Ребята, давайте поиграем в игру «Чудесные превращения». Выберите по одной карточке подумайте, что она вам напоминает про осень. И будем рассказывать по очереди. У нас получился рассказ про осень.

А кто хочет рассказать свой рассказ про осень по схеме (два рассказа).

Ребята, а нас ещё один небольшой сюрприз. Сказка Г.Скребицкого «Почему ноябрь пегий» (инсценировка сказки детьми).

Автор: высунулось из-за леса снеговая туча, наделала в лесу переполоху! Увидал тучу заяц-беляк да как заверещит:

Заяц: скорей, туча, скорей! Я давным-давно белый, а снегу всё нет да нет! Того и гляди, охотники высмотрят.

Автор: услыхала туча зайца и двинулась в лес. А куропатка как закричит:

Куропатка: Нельзя, туча, назад! Землю снегом засыплешь – что я стану есть. Ножки у меня слабые – как я до земли дороюсь?

Автор: двинулась туча назад. Но тут медведь заворчал:

Медведь: давай вперёд – засыпай мою берлогу снегом: от ветра и мороза укрой.

Автор: туча опять двинулась в лес. Но тут волки завыли:

Волки: стой! Насыплешь снегу – ни протии, ни пробежать. А нас волков ноги кормят.

Автор: туча то вперёд, то назад. То посыплет снежком, то перестанет. Потому-то и ноябрь такой: то дождь, то снег, то мороз, то оттепель. Ни зима, ни осень!

Ребята, что вам больше всего запомнилось, понравилось сегодня на занятии. Если вам было трудно, поднимите карточку с гарей, если легко с воздушным шариком.