Экология

Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущие облака, яркое солнце, падающий снег – все это привлекает детей, радует их, дает богатую пищу для их развития

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_v_sr.gr_.docx22.4 КБ
Файл gerbariy.docx752.47 КБ

Предварительный просмотр:

Принят на педагогическом совете                                                        Утверждаю                               Детского сада «Алёнушка» р.п. Чишмы                 Заведующий Детским садом

Протокол № ___ от «___»_______2023 г.                      «Алёнушка» р.п. Чишмы                  

                                                                                        _________  А.А. Кузьмина

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение               Детский сад «Алёнушка» р.п. Чишмы муниципального района                   Чишминский район Республики Башкортостан

План  

по самообразованию

на 2023-2024 учебный год

Воспитателя Нугаевой Динары Дамировны

Тема: «Экологическое воспитание детей

 среднего дошкольного возраста »

Актуальность

Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущие облака, яркое солнце, падающий снег – все это привлекает детей, радует их, дает богатую пищу для их развития. Но, к сожалению, наши дети лишены богатств и сокровищ природы. Везде человек приложил свою руку. Проблема всего человечества – в спасение природы. Чтобы природа не была полностью уничтожена, задача взрослого воспитывать у детей чувства прекрасного к окружающему миру природы.

Цель воспитание гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним. Развивать экологическую культуру детей на основе эмоциональных переживаний, практических действий. Углублять экологические знания детей, воспитывать у них гуманное отношение к природе, чувство ответственности за все живое на Земле.

Задачи:

-формировать представления детей о необходимости бережного отношения к окружающей природе, растениям, животным;

-расширять знания детей о жизни растений, их потребностях, способах ухода за ними;

-формировать у детей знания норм поведения в природном окружении и желание соблюдать их в практической деятельности и в быту;

-привлекать детей к посильному участию по охране и защите природы;

-воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми в процессе игр, совместной деятельности;

Планируемые результаты:

- формирование у детей основ экологической культуры и культуры природолюбия;

- повышение общей культуры ребёнка;

- формирование у ребёнка духовно богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к окружающей природной среде;

- развитие в ребёнке внутренней потребности любви к природе, участию в природоохранной и экологической деятельности;

- расширение общего кругозора детей, развитие их творческих способностей.

Используемая технология: игровая, познавательно- исследовательская.

Срок реализации: 1 год

Перспективный план 1 год обучения

Сентябрь

Постановка проблемы, определение темы самообразования - Подбор литературы по данной теме

Октябрь

Беседа «Знакомство с эколятами»

Цель: Посвящение детей в Эколята, с вручением им атрибутики (значки, ознакомление с гимном и клятвой «Эколят дошколят»

Беседа «Что такое природа? Живая и неживая природа»

Цель: Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, объекты живой природы – от объектов неживой природы.

Проект «Гербарий как средство воспитания любви к природе»

Цель - знакомство детей с миром деревьев, создание гербария осенних листьев деревьев поселка Чишмы.

Ноябрь

Беседа "Эколята и ребята в гостях у лесника"

Цель: Сформировать знания о труде лесника и его экологическом значении.

«Синичкин день». Участие во всероссийской выставке «Синичкин день»

Цель: Формировать у детей представление о синицах, особенностях внешнего вида и поведения.

Экологические игры : «Воздух, земля, вода» и игра в слова.

Цель: Закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.

Чтение и обсуждение рассказа «Старая кепка»

Цель: Воспитывать гуманное отношение к птицам.

Декабрь

Беседа «Кому нужны деревья в лесу»

Цель: Формирование понятия о том, что дерево может быть домом зверям, птицам, насекомым. Приносить большую пользу для человека.

Беседа «Лесная красавица»

Цель: Закрепить и углубить знания детей о ели и сосне, как представителях хвойных деревьев.

День медведя

Цель: Расширение и уточнение представлений детей о диком животном - медведе, о его приспособлении к жизни в природных условиях.

Январь

День пингвина

Цель: Закрепление, уточнение, расширение знаний об Антарктиде и её обитателях - пингвинах.

Беседа "Мусор - хорошо или плохо"

Цель: Создать условия для обогащения знаний о проблеме мусора в городах

Февраль

Международный день полярного медведя

Цель: Обогащать знания детей о белом медведе: внешнем виде, образе жизни, повадках и способах охоты; формировать представления об образе жизни зверей на Северном полюсе, о приспособлении к среде обитания; способствовать формированию экологической воспитанности ребёнка

Март

Беседа «Какой бывает мусор. Его разновидности»

Цель: Познакомить детей с разновидностями мусора, учить сортировать мусор

Беседа «Вода бывает в беде»

Цель: Дать детям представления об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения. Дать представление кому нужна вода. Учить детей беречь воду

Апрель

Беседа "Загрязнение воздуха"

Цель: Дать детям элементарное представление об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности.

Беседа «Берегите первоцветы»

Цель: Способствовать воспитанию любви к природе и бережному отношению к первоцветам.

Май

Итоговая викторина «В гостях у леса»

Цель: Развитие у детей интереса к природе и бережного отношения к ней.

Используемая литература

1. Занимательная экология для детей среднего дошкольного возраста А. И. Мосягина. Издательство ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.

2. Экологические проекты в детском саду О. М. Масленникова, Образовательное пространство ДОО, 2019.

3. Формирование экологической культуры дошкольников, Л. Г. Киреева. Образовательное пространство ДОО, 2020

4. Юный эколог, С. Н. Николаева. Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2022.

5. Живая Экология, А. И. Иванова. Издательство ТЦ СФЕРА, 2005

6. Интернет ресурсы



Предварительный просмотр:

Проект в средней группе

«ГЕРБАРИЙ КАК СРЕДСТВО

ВОСПИТАНИЯ ЛЮБВИ К ПРИРОДЕ»

IMG_20201116_135744.jpg

Участники проекта: дети, воспитатели и родители.

ЦЕЛЬ - знакомство детей с миром деревьев, создание гербария осенних листьев деревьев поселка Чишмы.

Задачи:

Образовательная: - узнать на какие группы можно разделить растения; развивающая: - уметь выделять и сравнивать признаки этих групп, рассуждать и делать выводы;

воспитательная: - учиться замечать и ценить красоту мира деревьев.

Реализация проекта: 

1 этап: Организационно - подготовительный: • Беседа с детьми «Какие деревья растут в поселке?»; • Подготовка развивающей среды.

2 этап: Основной • Сбор гербария с детьми; • Познавательные беседы о деревьях • Взаимодействие с родителями.

 3 этап: Итоговый • Создание альбома «Гербарий».

Что же такое гербарий?

Говоря простым языком, гербарий — это коллекция засушенных растений. Первые упоминания о сборе гербария относятся к XVI веку, когда для сбора и засушивания растений стала применяться бумага как материал, хорошо впитывающий влагу из растений. А сегодня в магазинах можно найти подходящие инструменты для сбора гербария: бумагу для приклеивания образцов, этикетки, газетную бумагу или салфетки для засушивания растений, папки, множество видов клея, прессы и т. д. Сбором гербариев занимаются сотрудники различных учреждений: ботанических садов, институтов ботаники и естествознания. Крупнейшие коллекции растений, насчитывающие тысячи экземпляров, находятся в разных уголках мира: в Национальном музее естественной истории, НьюЙоркском ботаническом саду, Ботаническом институте им. В. Л. Комарова РАН, Королевском ботаническом саду Кью находится более 7 млн. гербарных листов. В научных целях к сбору, оформлению и систематизации гербария подходят профессионально: существует множество правил, от которых нельзя отступать. Для сбора гербария для себя или в учебных целях в школе не обязательно следовать всем этим научным канонам, но некоторые правила значительно упростят эту работу.

В ДОУ используется в разных образовательных областях: • «Познавательное развитие», темы: «Лекарственные растения наши друзья», «Что растет на огороде?», «Деревья и кустарники» и т.д. • «Социально- коммуникативное развитие», темы: «Какие растения опасны, а какие полезны», «Витамины в жизни человека» и др. • «Речевое развитие», темы: «Готовим блюда из овощей», «Составление описательных загадок», «Составление описательных рассказов», при чтении и заучивании стихотворений и др. • «Художественно – эстетическое развитие», в аппликации, например: «Ковер из осенних листьев», «Осенний лес» (печатание) и др. В рисовании «Ветка вербы», «Лист дуба», «Одуванчики на • лугу» и др. Лепка: «Ромашки», «Елочка», «Ветка рябины» • и др.

В совместной деятельности воспитатель предлагает детям речевые и настольно – печатные игры, читает детям сказки, рассказы, стихи, загадывает загадки, создают поделки и аппликации с использованием листьев гербария.

В самостоятельной деятельности детям предлагаются настольно печатные игры, рассматривание растений гербария, нахождение знакомых растений, рассказывание, что они знают о нем, составление загадок – описаний и тд.

Сбор гербария делится на три этапа

• поиск и сбор растений;

• засушка растений;

• систематизация растений, поиск информации и оформление гербария.

Инструменты для сбора растений:

• Узкая совковая лопатка, если хотите получить растение с целой корневой системой

• Маленькие маникюрные ножницы

• Контейнер для транспортировки растений

• Старые газеты.

Правила сбора растений:

 1.растения собираются в сухую и солнечную погоду;

 2.растение собирается целиком, со всеми корнями, корневищами, клубнями, луковицами, плодами и цветками;

3.если растение крупное и собрать его целиком не представляется возможным, то берутся те части растения, по которым можно его опознать; 4.крупные веточки срезайте секатором, замазывая места среза садовым варом или глиной.

Это обязательно нужно делать, в присутствии детей, т.к. они должны видеть, что мы не приходим к природе, как разрушители, и даже если что-то берем от нее, то заботимся о том, чтобы у природы хватило сил восстановиться. Листья и головки цветов срезайте маникюрными ножницами, укладывайте в контейнер, прокладывая газетами. Листья деревьев и кустарников срезаются вместе с ветками, чтобы можно было посмотреть расположение листьев. Для гербария выбираются только развитые растения с цветками и плодами. Для каждого растения берется несколько экземпляров про запас. Выкопанное растение сразу же тщательно очищается от земли, расправляется так, как оно росло и кладется между двумя листами бумаги. Далее, кладется этикетка (дата сбора растения, кем оно было собрано и в какой местности).

Сушить растения можно несколькими способами:

1) Крупные и объемные растения, и цветы, сушат в мелком песке (сухом речном или морском) в манке, кукурузной крупе.

2) Сохранять в парафине. Расплавляем парафин в емкости на водяной бане, затем живой цветок быстро окунаем в расплавленный парафин и тут же вынимаем. Преимущество засушивания в парафине заключается в том, что хорошо видны все жилки и прожилки.

3)Сушим при помощи утюга. Заверните лист в салфетки и газеты и прогладьте несколько раз не слишком горячим утюгом. Отложите гербарий на несколько часов, затем прогладьте снова. Повторите процедуру с утюгом 3-4 раза до полного высыхания растения.

4) Традиционный способ: сушим в газетах. Аккуратно расправив листья, разложите растения между газет, придав растению естественный вид. Некоторые листья можно специально отогнуть, чтобы была видна нижняя сторона. Сложите газеты одна на другую, между ними проложите еще несколько листов газетной бумаги. Сверху поставьте груз, например, книги. Сохнуть растения будут около двух недель. Конечно, к сушке растений можно подойти еще проще, положив их между листами книги, но тогда, во-первых, может испортиться книга, во-вторых, засушенное растение может не сохранить форму или загнить. Чтобы узнать, высохло ли растение, его аккуратно поднимают за стебель и, если оно не сгибается, его уже можно оформлять на гербарном листе.

В качестве основы для гербария обычно используют плотную бумагу формат А4, А5 (картон, дизайнерская бумага или можно купить специальные гербарные листы). Полоски гофрированного цветного картона длиной – 12 см, шириной – 4 см, прозрачные файлы (или калька). Папка скоросшиватель, дырокол, ножницы, клей ПВА или клей - карандаш, бечевка или плотные нитки, швейная иголка с ниткой, фломастер, скотч.

Сухое растение кладем по центру листа, фиксируем его по стеблю или по черешку с помощью иголки с ниткой (или скотча), делая 2-3 стежка. Если это крупный вид, то закрепляем его еще в нескольких местах; если это один листик, то листовую пластину приклеиваем клеем ПВА. Нитки маскируем, закрасив их фломастером соответствующего цвета.IMG_20201116_135459.jpg

В файл вкладываем лист с растением. Так поступаем со всеми остальными листами гербария. Или кальку накладываем поверх растения, сбоку прикладываем полоску гофрированного картона и пробиваем весь этот «бутерброд» дыроколом. За тем завязываем листы веревкой. К каждому листу делаем надпись: название, место и время сбора. Можно добавить: фотографию растения, информацию (доступную детям) о его росте и развитии, полезных свойствах, применении человеком, загадки, стихи о растении и т.п.

Теперь осталось собрать все листья в альбом и сделать титульный лист, где написать название вашего гербария. Как будет выглядеть ваш гербарий, его тематика– это дело вашей фантазии или заданной тематики. Например, «Гербарий листьев», «Гербарий лекарственных растений», «Растения огорода», «Плодовые деревья» и тд.

Как видите, сделать гербарий своими руками несложная работа. Хранить гербарий нужно в сухом месте, лучше на верхних полках, в горизонтальном положении.