Эссе «Какова роль наставника в моей жизни, в моём профессиональном и личностном становлении".

Ларкина Ольга Викторовна

Эссе «Какова роль наставника в моей жизни, в моём профессиональном и личностном становлении».

2023 год объявлен Президентом годом наставника и педагога,

Год тех людей, кому близка любви к детям дорога,

Кто учит, воспитывает, развивает малышей

В работе нашей не бывает мелочей.

Наставник! Слово то какое…

Наставник! Слово не простое.

В нем свет души, уменье опытом делиться,

В решении сложной задачи помочь, успехом совместным

насладиться.

  Каждый из нас хоть раз, но выступал в роли наставника для своих близких или коллег. Порой даже не осознано. Наставник – понятие очень широкое. Наставник есть у каждого человека и в каждой профессии, в каждом учебном заведении и на любой ступени образования и периоде жизни. В народе говорят: «Век живи – век учись!». А ведь и правда, человек учится всю свою жизнь. Когда младенец появляется на свет, он учится переворачиваться, ползать, ходить, принимать пищу, учится навыкам самообслуживания и гигиене. В этот период жизни наставником для ребенка являются его родители и близкие родственники. Поступая в детский сад, воспитатели и другие сотрудники детского сада становятся для ребенка наставниками.    Придя на работу молодым специалистом, найдется тот человек, который подскажет, направит и даст верный совет, этот человек и будет наставником, той звездой, к которой хочется стремиться и стать таким же грамотным, знающим свое дело специалистом. Наставник не обязательно должен иметь солидный возраст, большой стаж работы или иметь огромный опыт. Наставником может выступать и молодой человек с небольшим стажем работы, но имеющим опыт и знания в определенной сфере. Этот молодой специалист может выступить наставником перед людьми, не имеющих опыта работы в данной области. На моем жизненном пути встречалось много людей, которых я с большой буквы могу назвать это – Мой наставник! И я знаю, что таких нужных людей я встречу еще не мало. Потому, что сама всегда стараюсь помочь человеку, который обратился ко мне за помощью. Моим наставником и путеводителем в выборе профессии, стала моя тетя, Медянцева Анна Ивановна, воспитатель детского сада. Она всю свою жизнь посвятила детям в детском саду. Именно она, своими рассказами о своей профессии, опыте работы смогла меня заинтересовать. Помогла выбрать профессию по душе. И потом, когда я только начинала свой путь в профессии, она всегда помогала мне своими советами. А теперь и я сама являюсь наставником нашего молодого педагога. Стараюсь помочь советом, поделиться опытом.

Наставничество – основа профессионального развития педагогов ДОУ.

Сегодня система наставничества вновь заслуживает самого пристального внимания, в ней отражена жизненная необходимость начинающего педагога получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте.

Актуальность внедрения системы наставничества неоднократно подчеркивалась в выступлениях Президента Российской Федерации В.В. Путина: «Считаю необходимым подумать, как нам возродить институт наставничества. Многие из тех, кто сегодня успешно трудится на производстве, уже проходили эту школу, и сегодня нам нужны современные формы передачи опыта на предприятиях». Наставничество является успешным и эффективным методом профессиональной адаптации, применяемым в дошкольном образовательном учреждении, способствующим становлению молодого специалиста. Адаптация молодого педагога проходит на рабочем месте под руководством наставника, который создает организационные, научно-методические и мотивационные условия для профессионального становления.

Использование системы наставничества в дошкольном образовательном учреждении позволяет молодым педагогам быстро адаптироваться к работе в детском саду, придать уверенности в собственных силах, убедиться в верности профессионального выбора, научиться плодотворно, взаимодействовать со всеми участниками педагогического процесса, проявить себя, получить мотивацию к дальнейшему самообразованию. Я считаю, что профессиональная адаптация личности напрямую зависит от уровня педагогического мастерства, опыта и знаний наставника. Начинающему педагогу наставничество дает возможность получить поддержку опытного педагога, укрепить уверенность в собственной состоятельности и профессиональной компетентности.

Педагогу мастеру наставничество позволяет передать свой педагогический опыт, поделиться персональными приёмами непосредственно с начинающим специалистом. Наставничество в ДОУ позволяет: повысить уровень профессиональной подготовки и квалификации молодого педагогического работника, создать положительный настрой в профессиональной деятельности, быстрее достичь рабочих показателей, необходимых ДОУ, передать накопленный наставниками опыт.

Для самого педагога наставничество является наиболее эффективным способом повышения своей квалификации, развития инновационного содержания собственной трудовой деятельности, выхода на более высокий уровень профессиональной компетенции. Работая с молодыми педагогами, наши наставники повышают свою профессиональную компетенцию, следят за новинками литературы, используют в работе цифровые технологии.                                                           

Считаю, что наставничество стимулирует потребности молодого педагога в самосовершенствовании, способствует его профессиональной самореализации. Наставник помогает молодому воспитателю сформировать нужные компетенции, адаптироваться к работе с детьми, выработать индивидуальный, авторский подход к работе, реализовать свои таланты и амбиции.