Мастер-класс для родителей «Чудесная ёлочка из листьев пекинской капусты»

Цель мастер класса : познакомить родителей с нетрадиционными техниками рисования, повысить мотивацию родителей к использованию нетрадиционных техник рисования в развитии творческих способностей детей.

Программа мастер-класса :

1. Теоретическая часть.

2. Практическая часть.

3. Заключительная часть.

1. Теоретическая часть.

Звучит музыка для релаксации.

Здравствуйте уважаемые родители! Я очень рада видеть вас на мастер-классе, ориентированный именно на наших деток. Сегодня вы будете не родителями, а превратитесь в своих же детей. И мы с вами будем рисовать и использовать нетрадиционный материал так, чтобы вы посмотрели и взяли что-то себе на вооружение; как вы сможете, играя рисовать дома с ребёнком, как его заинтересовать и вызвать эмоциональный отклик, и как следствие - отличное настроение.

Но сначала, я хотела бы вас спросить, понимаете ли вы, что такое нетрадиционное рисование? (Ответы родителей.)

Я включаю в образовательный процесс самые необычные средства изображения: рисование поролоном, парафиновую свечку, зубную щётку, пальчики, оттиски картофеля и многое другое. Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции. Нельзя забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей с ЗПР. Это свободный творческий процесс, когда не существует слово нельзя, а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов: а вот пальчиком да в краску. Проведение таких занятий помогает снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, дарят детям новую широкую гамму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче.

Освоение нетрадиционными способами рисования развивает мелкую моторику рук. Многим известно о важности развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.

Моторые центры в коре головного мозга человека находятся рядом с моторыми центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь.

В процессе рисования развитие речи осуществляется в нескольких направлениях:

1. Обогащается словарь.

2. Происходит становление речи как средства общения.

3. Совершенствуются все функции речи.

Во время работы я столкнулась с проблемой, дети с ЗПР боятся рисовать, потому что, как им кажется, они не умеют, и у них ничего не получится. Навыки изобразительной деятельности у детей слабо развиты. Детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Практика показала, что включение в работу с такими детьми нетрадиционных техник рисования даёт им возможность попробовать разнообразные способы передачи изображения, даёт толчок к исследованиям и эксперименту, обогащает знания детей о предметах, материалах, их свойствах и способах применения.

Кроме этого, развивается сенсорная сфера, эстетическое мировосприятие, совершенствуются графические навыки и умения. Происходит развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления, активизируется самостоятельная мыслительная и речевая деятельность детей.

Рисование нетрадиционными способами, увлекательная деятельность, которая удивляет и восхищает детей любого возраста.

Сколько в мире интересных вещей и предметов (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи, палочки, шишки, листочки и т. д., с помощью их можно развить интерес, любопытство, творчество, воображение и фантазию детей. Нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально-положительное отношение к изобразительной деятельности. Он уже не боится, что у него что-то не получится. Немного нетрадиционной техники, доступной ребенку, и пятно на листе превращается в белого медведя, бабочку, осенний лес и т. д. Ребенок остается доволен результатом, а, следовательно, становится уверенным, умелым, совершенствуется моторика его рук и состояние речи.

Я приглашаю Вас посмотреть презентацию нетрадиционных техник рисования, которые можно использовать в дошкольном возрасте:

• рисование пальчиками

• рисование ватными палочками

• рисование ладошками

• оттиск печатками

• оттиск поролоном

• свеча и акварель

• рисование мыльными пузырями

• кляксография

• граттаж

• рисование восковыми мелками или свечой

• набрызг

• рисование зубной щеткой с расческой

• рисование перышками

• рисование штрихами

• рисование листами пекинской капусты и другие

Каждая из нетрадиционных техник рисования - это маленькая игра. Основная цель - развивать у детей речь, элементы воображения, образного мышления, волевые проявления, желание практически действовать и испытывать чувство удовлетворения от выполненной работы. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, формирует у детей потребность делиться впечатлениями.

2. Практическая часть.

А сейчас я приглашаю вас в «Творческую мастерскую».

Я хочу научить вас, в преддверии нового года, рисовать волшебную зимнюю ёлку нетрадиционным способом. Детей это очень удивило и вдохновило, так как рисовали мы листами пекинской капусты, ватными палочками и своими пальчиками. Все очень просто: нам понадобится гуашь белая и зеленая, листья пекинской капусты, картон синего цвета, емкость с водой, ватные палочки и ваши пальчики.

И так, уважаемые родители, начнем наше волшебство. Берем лист капусты и закрашиваем его зеленой гуашью, дополняем белой. Далее аккуратно оставляем отпечаток на картоне. Получаем результат. А теперь дополните свою зимнюю елку снежинками, снегом, изображая их ватными палочками, а ваши пальчики пусть повесят на елку яркие шарики.

Давайте полюбуемся, что же у вас получилось? Молодцы!

Итог обыденной работы –

Восторг волшебного полета!

Все это дивное явленье –

Занятие, рожденное вдохновением!

В преддверии нового года на ваших рисунках получились необычные, я даже сказала бы, волшебные зимние елки с помощью листьев пекинской капусты. Сегодня вы на собственном опыте увидели, что творить, фантазировать, созидать – это увлекательное, веселое занятие, способствующее развитию творческого потенциала человека, особенно в дошкольном возрасте.

3. Заключительная часть.

В результате выделяются следующие положительные стороны при овладении детьми нетрадиционными способами рисования:

• Развивается мелкая моторика и координация движений пальцев рук

• Развивается речь, как средство общения

• Обогащается словарь

• Совершенствуются все функции речи

• Формируется умение детей свободно выражать свой замысел, работать с разнообразным материалом

• Развивается уверенность в собственных силах

Рефлексия

Уважаемые родители! Наш мастер-класс подошел к концу. Я вижу замечательные работы в необычной технике рисования листьями пекинской капусты. А сейчас предлагаю вам оценить мастер-класс. Для этого используйте два цвета снежинок. Белая будет обозначать, что вам понравилось, и вы могли бы использовать эти техники рисования с вашими детьми в семейном кругу. Красная снежинка, что вам было непонятно и сложно.

Желаю всем успехов и удачи.