Воспитание патриотических чувств у дошкольников посредством приобщения к народной культуре

Нечаенко Ольга Александровна

Воспитание патриотических чувств у дошкольников посредством приобщения к народной культуре.

«Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они — часть великого русского народа».

О.Л. Князева.

К вопросам воспитания патриотических чувств у дошкольников обращались многие специалисты во все времена, так как именно малыши дошкольного возраста впоследствии станут движущей силой государства. И сколько бы мы ни говорили о том, что надо любить Родину, надо любить свою семью не всегда эти слова доходят до сознания детей. Необходимо своим личным примером показывать себя, как неотьемлимую часть нашего огромного государства. Мы знаем, что у нас очень много традиций, много славных подвигов, великолепная литература. Конечно же, все это надо показывать детям, так как духовно-нравственное воспитание детей является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры; качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности. Обращение к наследию, оставленному предыдущими поколениями, воспитывает у подрастающего поколения уважение, гордость, стремление далее прославлять родное наследие.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patriotizm_i_iskusstvo.docx19.67 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание патриотических чувств у дошкольников посредством приобщения к народной культуре.

«Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они — часть великого русского народа».

О.Л. Князева.

К вопросам воспитания патриотических чувств у дошкольников обращались многие специалисты во все времена, так как именно малыши дошкольного возраста впоследствии станут движущей силой государства. И сколько бы мы ни говорили о том, что надо любить Родину, надо любить свою семью не всегда эти слова доходят до сознания детей. Необходимо своим личным примером показывать себя, как неотьемлимую часть нашего огромного государства. Мы знаем, что у нас очень много традиций, много славных подвигов, великолепная литература. Конечно же, все это надо показывать детям, так как духовно-нравственное воспитание детей является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры; качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности. Обращение к наследию, оставленному предыдущими поколениями, воспитывает у подрастающего поколения уважение, гордость, стремление далее прославлять родное наследие.

Формирование личности ребенка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается.

В современном мире как никогда прослеживается возрождение национального духа, национальной культуры и традиций, духовных ценностей и социальных институтов, самосознания и самоуважения народа. Первым таким социальным институтом является семья, а потом уже – детский сад, который тесно сотрудничает с семьёй ребёнка. Формированию национальной идентичности, возникновению стабильной картины мира и нахождению каждым ребёнком своего места в нём как нельзя лучше способствует своевременное приобщение детей к народной культуре. При этом необходимо создать приоритетное направление изучения родной культуры в сочетании с воспитанием уважительного отношения к другим культурам. Педагогам стоит помнить, что использование положительного потенциала народной культуры должно стать установкой на развитие патриотических чувств, на самосовершенствование и развитие личности.

При работе с родителями в избранном направлении мы выяснили, что лишь малая часть представителей родительского сообщества может свободно называть виды росписи предметов быта, которые использовали и используют мастера России. Это говорит о том, что большинство, к сожалению, поверхностно знакомо с русской культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Какие они соблюдали обычаи? О чём мечтали? Ответить на эти и подобные вопросы – значит восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности.

Люди издавна стремились как-то объяснить смену времён года, изменения, происходящие в природе. Этой теме посвящали песни, которые называли календарными.

К средствам приобщения дошкольников к этнической культуре относятся:

  • народное творчество
  • декоративно-прикладное искусство, в том числе различные жанры устного народного творчества.

Всю жизнь русские люди не просто стремились обустроить свой быт удобными, долговечными вещами и предметами, но и делали их так, чтобы они радовали глаз и веселили душу. И в этом мире вещей отражалась духовная жизнь народа, его понимание окружающего мира – красоты природы, людей. Народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные образы. Так рождалось декоративно-прикладное искусство.

Декоративно – прикладное творчество является составной частью народного искусства. Соприкосновение с декоративно – прикладным творчеством формирует у детей духовные потребности, чувство патриотизма, поддерживает интерес к его истории и культуре.

Чтобы достичь положительных результатов в формировании патриотического воспитания личности через декоративно – прикладное искусство необходимо решить следующие задачи:

  • познакомить детей с разными изделиями декоративно – прикладного творчества, с историей их возникновения
  • формировать художественные умения в разных видах декоративной росписи
  • создать условия для самостоятельной художественной деятельности детей.

Для успешного решения поставленных задач педагог должен быть сам знаком с народно – декоративным творчеством, историей их возникновения. И это очень важно!

Работа по ознакомлению детей с народно декоративным творчеством осуществляется поэтапно.

На первом этапе детей знакомят с историей возникновения декоративно-прикладного искусства, рассматривают предметы промысла, выделяют цветовые приемы, основные элементы узора.

На втором этапе дети упражняются в рисовании простейших элементов росписи.

На третьем этапе дети составляют узоры, используя приобретенные навыки.

На четвертом этапе дети упражняются в умении наносить роспись на вырезанные из бумаги силуэты, глиняные формы.

Одним из важных условий для самостоятельной художественной деятельности детей является создание мини-музеев, где дети имеют возможность не только рассмотреть, но и потрогать экспонаты. В непосредственной близости от мини-музея целесообразно расположить художественный материал для воплощения замыслов, иллюстрации для рассматривания.

Дополнительный стимул к творчеству вызывает создание выставки детских работ. Мы педагоги не только даём детям определённые знания о промыслах, но и учим их видеть и понимать красоту, знакомим с особенностями тех или иных изделий декоративно-прикладного искусства, воспитываем уважение к труду народных мастеров.

История народной игрушки уходит корнями в глубокую древность. Это самая ранняя форма художественного творчества народа, населявшего Россию, которая на протяжении многих веков видоизменялась, сочетая в себе колорит и многогранность культуры нашего народа.

Видимо игрушка для того и пришла из старины в наше время, чтобы развлечь и увлечь ребенка. Задача перед игрушкой и тогда, и сейчас стоит одинаковая — она служит ребенку другом и учителем, обогащает его мир волшебной энергетикой и вовлекает малыша в увлекательный мир фантазий.

Всем нам хочется заглянуть в будущее, чтобы хоть одним глазком увидеть своих детей счастливыми, умными, добрыми, уважаемыми людьми – настоящими патриотами своей Родины, услышать из уст маленького ребенка с гордостью сказанные слова: «Я – россиянин! Я горжусь своей страной!»Воспитывая будущее поколение, мы должны помнить, что обществу нужен здоровый, полный сил и энергии строитель-созидатель нашего государства, и от того, как мы будем решать задачи патриотического воспитания, во многом зависит будущее нашей страны.

Использованные источники:

  1. Абрамова Н.А. Патриотическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности в общеобразовательных учреждениях: дис. … канд. пед. наук. М., 2009. 160 с.
  2. Горячева В.С. Сказку делаем из глины, теста, снега, пластилина./ Я., Академия, 2000.
  3. Дегтярева М.А. Народная педагогика и патриотизм// Мир образования - образование в мире - 2003- № 1- с 176
  4. Крюкова Е.А. Личностно-развивающие технологии: природа, проектирование, реализация [Текст] / Е.А.Крюкова. - М.: Владос-Пресс, 1999.
  5. Нестерович И.Л. О патриотическом воспитании юношества в современных условиях // Воспитание школьников. 2013. № 6. С. 65–69.