Пластилинография как средство развития мелкой моторики

Упражнения, связанные с улучшением мелкой моторики, часто построены на повторении небольших движений пальцами. Ребёнку быстро надоест выполнять такую работу, если не подать её в виде игры. Игровая деятельность повышает настроение, развивает воображение и фантазию, совместные игры с ровесниками пробуждают чувство коллективизма, а игры с участием родных объединяют семью. Процесс лепки из пластилина очень увлекательный. Несомненно, что многие дети очень любят создавать сказочные фигуры из мягкой эластичной массы. Но время не стоит на месте и с появлением различных видов пластилина и масс для лепки, можно не только заниматься предметной лепкой, но еще и рисовать. 

Пластелинография – это совмещение лепки и рисования, где пластилин выступает в роли красок, а пальцы и руки в роли инструмента и такие работы носят более объемный характер, что добавляет реалистичности, позволяя повысить интерес к творчеству.

Данное  направление в детском творчестве выступает как  способ и метод эффективного развития как мелкой моторики, так и других когнитивных процессов. Мелкая моторика – это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий трёх систем: нервной, мышечной и костной.

Развитие мелкой моторики у детей имеет большое значение. Во время выполнения мелких движений пальцами и руками дошкольники отрабатывают определенные моторные навыки. Начиная с раннего возраста и по степени взросления, ребенок приобретает опыт манипулирования предметами, навыки становятся более разнообразными, меняется сложность при манипуляциях, что приводит к созданию новых нейронных связей и развитию не только моторики рук, но и умственной деятельности: память, внимание, мышление, логика, связная речь. Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами. Помимо этого, не стоит забывать и о таком аспекте, как подготовка кистей рук к занятию письмом которое в наше время нередко начинается ещё до того, как ребёнок отправится учиться в школу.

Техника данного вида творчества проста в исполнении, она не требует особых способностей и умений, работа в такой технике увлекает и не перегружает детей ни умственно, ни физически.

При создании пластилиновых картин следует придерживаться следующей методики. В работе лучше всего использовать яркий, в меру мягкий материал, способный принимать заданную форму. Это позволяет еще не окрепшим ручкам дошкольника создавать свои первые рисунки. Ребенок может ощущать материал, который использует, разминать пальчиками, чтобы придать ему желаемые формы. В итоге получается объемное изображение с разными по форме элементами. Данный вид творчества направлен на улучшение ловкости пальцев, повышение точности и скоординированности движений.

Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь следующих положительных результатов: кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим.

 

Техники пластилинографии:

Научится работать в технике пластилинографии можно самостоятельно. Основные принципы работы просты. Существует несколько способов создания изображений:

  1. Размазывание – пластилин по основе размазывают. Он прилипает тонким слоем, создает качественное цветное покрытие. Метод под силу даже самым маленьким художникам.
  2. Раскатывание – массу сначала раскатывают в виде цилиндра или шарика, а потом приклеивают к основе путем надавливания. Более сложная методика по сравнению с размазыванием. Но она стимулирует мелкую моторику, так как требует определенных мышечных усилий.
  3. Вытягивание и сплющивание – методы помогают добавить картине четкие линии, сплошные фигуры. Сначала из мягкой массы создают элемент желаемой формы, который крепят к листу бумаги. Для выполнения таких изображений необходимы навыки. Техника подойдет для старших детей, которые чувствуют форму и способны уже создавать хотя бы простейшие фигурки.

Важно понимать что: работа с пластилином – достаточно трудное занятие для неокрепших детских пальчиков. Поэтому, во-первых, пластилин для пластилинографии должен соответствовать необходимым требованиям (твердую массу разогреть в теплой воде); во-вторых, во время создания лепной картинки необходимо менять виды деятельности, делая паузы, чтобы предотвратить переутомление малыша. Малыши легко осваивают эту технику уже в двух - трехлетнем возрасте. Им предлагается незатейливый рисунок без мелких деталей, на начальном этапе с готовой основой. Ребята постарше создают более сложные композиции. Они самостоятельно готовят основу, выполняют контур, который постепенно заполняется размягченным пластилином.

Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6–7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут самостоятельно застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Возможности освоения мира этими детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, его самооценку. С течением времени уровень развития сложно-координированных движений руки может оказаться недостаточными для освоения письма.

Наукой доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно - психического развития ребенка является развитие руки, ручных умений, или, как принято говорить, мелкой моторики. По умелости детских рук специалисты на основе современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и головного мозга.

Пластилинография – это доступный метод развития эстетического вкуса, мелкой моторики пальцев, творческих способностей дошкольников любого возраста.