Конспект семинара-практикума "Создание речевой среды группы"

Наталья Александровна Белова

Семинар: «Создание речевой среды в группе»                 

 

Цель: активизировать деятельность педагогов путем усовершенствования образовательного процесса, направленного на развитие речи детей, а также обсудить неясные и спорные моменты, связанные с проблемами по созданию речевой развивающей среды в группе.

Наглядный и демонстрационный материал:

- картотека артикуляционной гимнастики,

- картотека упражнений, направленных на развитие речевого дыхания,

- дидактические и настольные игры на автоматизацию и дифференциацию звуков,

- схемы-мнемотехники, цепные тексты для развития связной речи.

 

Теоретическая часть

Логопед: Развивающая среда – это естественная обстановка группы, насыщенная игровыми материалами.

Речевая развивающая среда, как часть общей, направлена на формирование родного языка и речи. Поэтому создание речевой развивающей среды – важнейшее направление повышения качества работы по развитию речи дошкольников.

В речевом развитии детей немоловажна грамотная речь педагога, т.к. именно педагог закладывает основы культуры детской речи, формирует основы речевой деятельности детей, приобщает их к культуре устного высказывания. Речь педагога – отражение внутреннего мира, особенностей интеллектуального и духовного развития его личности, важная часть профессиональной культуры.

Методы и приёмы руководства речевым развитием детей, специальное оборудование, их подбор напрямую зависит от особенностей речевого развития детей каждой возрастной группы. Важна педагогическая идея, направленная на развитие приоритетных линий речевого развития детей на каждом возрастном этапе. В современных исследованиях линия речевого развития определяется речевой компетенцией, которая формируется на этапе дошкольного детства. Что же такое речевая компетенция? (Предположение коллег).

Речевая компетенция– это умение ребёнка практически пользоваться родным языком в конкретной ситуации общения, используя речевые, неречевые (мимика, жесты, движения) и интонационные средства выразительности речи в их совокупности.

Речевая компетенция предусматривает определенные составляющие (лексическую, грамматическую, фонетическую, диалогическую и монологическую).

Лексическая компетенция – предполагает наличие определённого запаса слов в пределах возрастного периода, умение ребёнка употреблять образные выражения, пословицы, поговорки, фразеологизмы. Её содержательную линию составляет активный и пассивный словарь в пределах возраста: синонимы, антонимы, омонимы, родственные и многозначные слова, образные выражения. По количественной и качественной характеристике словарь ребёнка таков, что позволяет ему легко и непринуждённо общаться со взрослыми и сверстниками, поддерживать разговор на любую тему в пределах своего понимания.

Грамматическая компетенция – предполагает приобретения навыков образования и правильного употребления различных грамматических форм. Её содержательную линию составляет морфологический строй речи, включающий почти все грамматические формы и словообразование. У детей закладывается умение оперировать синтаксическими единицами, осуществлять сознательный выбор языковых средств в конкретных условиях общения.

Фонетическая компетенция – предполагает развитие речевого слуха, на основе которого происходит восприятие и различение фонологических средств языка; воспитание фонетической и орфоэпической правильности речи; овладение средствами звуковой выразительности речи.

Диалогическая компетенция – предусматривает сформированность диалогических умений, обеспечивающих конструктивное общение с окружающими людьми. Её содержательная сторона – диалог между взрослым и ребёнком, между двумя детьми, разговорная речь.

Монологическая компетенция – предполагает сформированность умения слушать и понимать тексты, пересказывать, строить самостоятельные связные высказывания разных типов. Это умение формируется на основе элементарных знаний о структуре текста и типах связи внутри него.

Речевое развитие детей средней, старшей, подготовительной группы (Приложение 1).

Требования при организации речевого центра (Приложение 2).

 

Практическая часть:

          Предлагаю Вашему вниманию игры, направленные на развитие речи детей:

- игры на развитие артикуляционного аппарата;

- игры на развитие речевого дыхания;

- «Домино» - настольная игра на дифференциацию звука «Л»;

- игра с фонариком «Что в копилке» - автоматизация звука «Л» во фразовой речи;

- игра с фонариком «Что закрасил моляр?» - автоматизация звука «Р» в предложении;

- игра с фонариком «Что за забором?» - дифференциация звуко «З» - «Ж» во фразовой речи.

Схемы мнемотехники для разучивания стихотворений, потешек, небылиц. Цепные тексты для развития связной речи и автоматизации поставленных звуков.

 

Заключительная часть:

Игры можно включать не только в занятия и в совместную деятельность воспитателя с детьми, но и в самостоятельную деятельность детей. Несомненным достоинством игр является то, что они создают благоприятный эмоциональный фон, необходимый для расположения детей к педагогическому процессу, педагогу, его заданиям.

Закончить свое выступлением мне хотелось бы высказыванием всеми любимого русского писателя Л.Н. Толстого: «Нравственность человека видна в его отношении к слову» и в продолжении хочется сказать, огромный вклад здесь имеет труд воспитателя.

 

 

 

 

 

Приложение 2.

 

Требования при организации речевого центра

 

  1. Наглядный, дидактический материал в речевом уголке меняется, согласно лексической теме.
  2. Речевой уголок желательно разместить рядом с книжным уголком.
  3. Оформление уголка должно быть эстетичным, привлекательным для детей, и вызывать стремление к самостоятельной деятельности.
  4. Необходимым атрибутом речевого уголка является зеркало
  5. Дидактическое оснащение должно соответствовать структуре речевых нарушений детей, их индивидуальным и возрастным особенностям.
  6. Игровой материал должен быть доступным для ребенка.
  7. Не следует перегружать уголок оборудованием.
  8. Неотъемлемым атрибутом речевого уголка должна быть игрушка – “одушевленный персонаж”, который помогает решать такие важные коррекционные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительность, достижение эмоциональной устойчивости, саморегуляции, вызывать у детей речевой интерес, побуждать к речевой активности.
  9. В оформлении речевого уголка необходимо проявить индивидуальность, творчество, чтобы детям хотелось пользоваться представленными материалами и пособиями. Например, её героем может стать добрый гном, который будет учить правильно говорить, или кукла с большим язычком, будет показывать артикуляционную гимнастику, и наоборот, иностранец или инопланетянин, которого дети научат красиво говорить на русском языке.