Мастер — класс для педагогов Тема: «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста»

Цели: познакомить педагогов с развитием сенсорных способностей детей раннего возраста.

Задачи:  обобщение передового опыта, повышение профессиональной компетенции педагогов; развитие творческой активности педагогического коллектива.

Материалы к мастер-классу:  презентация; аудиозапись «Ферма»; «ящик ощущений», цветные ленточки, «Чудесный мешочек» с различными предметами; лимон, цветы для игры «Определи на запах».

 

Мир входит в сознание человека лишь через дверь органов внешних чувств. Если она закрыта, то он не может войти в него, не может вступить с ним в связь. Мир тогда не существует для сознания.

- Дорогие коллеги, сегодня мы поговорим с вами о сенсорном развитии — категория, описывающая непосредственное восприятие ощущений, внешних воздействий.

Сенсорное развитие ребенка – это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств. Ощущения дают нам представление о разнообразных свойствах окружающей среды и помогают формировать целостные образы предметов.

Существуют следующие виды сенсорных ощущений: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые. Так, зрительное восприятие предполагает различение объектов окружающего мира по цвету, форме, размеру.

Уровень чувствительности к сенсорным раздражителям у всех нас существенно различается и зависит он от трех факторов: Первый фактор — это врожденные качества: абсолютный слух, повышенное обоняние генетически наследуются, равно как и возможность врожденных аномалий — слепота, глухота и т.п. Второй фактор — состояние органов чувств: на них может повлиять травма или болезнь. Третий фактор — это развитие органов чувств и восприятия, как в процессе спонтанного познания мира, так и в ходе специального обучения. Например, никто не станет сомневаться, что у человека, который с детства пробовал разнообразные блюда разных национальных кухонь, вкус будет гораздо тоньше, чем у того, кто ел только каши и макароны «Сенсорные эталоны» представляют собой общепринятые образцы внешних свойств предметов. Сенсорными эталонами мы, взрослые, владеем, совершенно о них не задумываясь. Ребенок оперирует ими с той же легкостью лишь к пяти годам.

Сенсорные эталоны:

  • Эталоны цвета - семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности.
  • Эталоны формы — геометрические фигуры; величины — метрическая система мер.
  • Слуховые эталоны — это звуковысотные отношения, музыкальные ноты, фонемы родного языка.
  • Вкусы мы делим на сладкий, соленый, горький и кислый.
  • Запахи — на тяжелые и легкие, сладкие, горькие, свежие и т.д.

Оказание помощи детям в освоении сенсорных эталонов – это главная задача взрослых, и педагогов, и родителей. Ведь чтобы различие оказалось зафиксированным в сознании ребенка, его необходимо назвать, подчеркнуть и неоднократно напоминать о нем.