Речевые патологии детей Цикл статей 4 часть.

Сингурова Елена Владимировна

Здравствуйте уважаемые родители!

 

Продолжаю цикл статей на тему повышения знаний родителей в речевых патологиях у детей!  В предыдущих статьях мы уже рассмотрели:

В 1 части о том насколько важно родителям (законным представителям) при речевых нарушениях ребенка понимать его диагноз и вникать в тонкости коррекционной работы.

Во 2 части о распространенных ошибках родителей, пагубно влияющих на речевое развитие ребенка.

В 3 части ознакомление с первой частью речевых патологий и насколько важно родителям (законным представителям) при речевых нарушениях ребенка понимать его диагноз и вникать в тонкости коррекционной работы.

Это 4 часть, и она не заключительная в ней я продолжаю знакомить с речевыми патологиями. Познакомлю со следующей частью и напомню о важности своевременной и регулярной коррекцией. Родителям (законным представителям) очень важно при речевых нарушениях ребенка найти специалиста, который верно поставит правильный диагноз и поможет расписать маршрут коррекционной работы.

Артикуляционная диспраксия.

Это неспособность ребенка к целенаправленным произвольным координированным артикуляционным движениям. Получается, что никаких серьезных физиологических нарушений нет, и его артикуляционный аппарат функционирует нормально. А вот управлять этими органами не получается в полной мере, так как особый отдел коры головного мозга, дает сбой на этапе пересылки сигнала к речевому аппарату. То есть ребенок просто не понимает, какие нужно делать движения ртом, языком, горлом для того, чтобы получались звуки и слова. Обычно это врожденная способность человека бесконтрольно со стороны сознания воспроизводить звуки, слова без патологии и процесс протекает в автоматическом режиме.

Диспраксики не способны спонтанно произвести несколько последовательных артикуляционных действий, приводящих к смене артикуляционных позиций и звукопроизношению. Им приходится контролировать себя и прикладывать гораздо больше усилий, чтобы правильно сказать слово. Они делают это осознанно, а не на автомате, как все остальные. Так же важно отметить, что, как и у любого речевого нарушения, при диспраксии существует разная степень сложности нарушения.

 В детском возрасте подобные задержки могут быть связаны с органическими поражениями головного мозга, нарушившими естественный процесс созревания коры больших полушарий либо с депривацией той или иной деятельности, необходимой в конкретный период развития для полноценного становления функции. Например, ребенок, лишенный возможности двигаться в раннем детском возрасте из-за соматического заболевания (высокая температура, инфекции, заболевания суставов, переломы и т.д.) с высокой долей вероятности впоследствии будет демонстрировать несформированность двигательной сферы в виде диспраксии.

Существуют несколько видов диспраксии.

Зависит от того, какой участок коры головного мозга функционально не сформирован, от того, какие первичные нарушения двигательной функции удается обнаружить при нейропсихологическом обследовании, различают несколько основных видов диспраксий:

  • Кинетическая (эфферентная) диспраксия (задние лобные / премоторные отделы коры левого полушария головного мозга у правшей) - трудности выполнения серии последовательных движений в виде сложностей переключения внутри моторной программы, перестановок элементов программы местами, "застреваний" на отдельных элементах программы;
  • Кинестетическая (афферентная) диспраксия (теменные отделы коры левого полушария головного мозга у правшей) - трудности подбора отдельных поз в мануальной и артикуляционной сфере;
  • Пространственная диспраксия (теменно-затылочные отделы коры головного мозга) - трудности ориентации собственного тела в пространстве, невозможность правильно повторить пространственную позу, несформированность представлений лево-право, верх-низ;
  • Конструктивная диспраксия (теменно-височно-затылочные отделы коры головного мозга) - трудности овладения конструктивной деятельностью - игра с кубиками, собирание пазлов, рисование предметов с учетом их пространственных отношений и характеристик;
  • Регуляторная диспраксия (лобные отделы коры головного мозга) - несформированность произвольного контроля над собственной деятельностью. Проявляется в виде набора несистемных неспецифических ошибок во всех сферах способности к выполнению целенаправленных двигательных актов (праксис).

Бывают так же, что они сочетаются в два и более видов все зависит от степени поражения или не сформированность определённых участков коры головного мозга.

Чем отличается артикуляционная диспраксия от дизартрии?

Обе патологии затрагивают артикуляционные органы, что приводит к девиации механизмов звукопроизношения, но:

 Диспраксия возникает из-за недостаточности контроля со стороны коры головного мозга. При этом артикуляционный отдел работает нормально, физических нарушений нет. Все дело в функциональном сбое. Необходим дополнительный внешний контроль за процессом звукопроизношения, чтобы у ребенка формировалось четкое понимание того, в каком положении должны находится губы, язык, небо для рождения того или иного звука. Постепенно все эти действия отрабатываются до автоматизма, и речевая практика уже не вызывает огромных затруднений.

Дизартирия это ограничение у ребенка моторных возможностей. Его артикуляционные органы не работают так, как надо, из-за особенностей физиологии, например, повышен или понижен тонус мышц артикуляционного аппарата. Ребенок получается физически не может исполнить нужную позицию для членораздельного звукопроизношения.

Несмотря на то что две эти патологии специалисты различают, нередко диспраксия и дизартрия встречаются вместе, что усложняет процесс коррекционной работы.

Так же хочется напомнить Вам уважаемы родители коррекционная работа с ребенком с нарушениями речи должна носить комплексный и систематический характер, а именно регулярные занятия с логопедом.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процессов восприятия фонем и звукопроизношения при различных речевых нарушениях у детей. При этом у них наблюдаются нормальные интеллектуальные способности и отсутствие проблем с физиологическим слухом.

При фонетико-фонематическом недоразвитии в речи отмечаются смешения, замены и искажения звуков, неправильное построение слогов в словах, а также незначительные нарушения грамматики и лексики. В нашей стране количество детей с ФФН составляет примерно 20-25%.

Основные причины ФФНР у ребенка

Обычно до 4-летнего возраста дети в состоянии различать на слух все звуки, воспринимать их как составляющие слова, а также произносить их правильно. Если же этого не происходит, то у ребенка может быть диагностировано фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

ФФНР может быть приобретенным, либо врожденным. На формирование врожденного расстройства влияют патологии внутриутробного развития, а также родовые травмы.

Приобретенное ФФНР обусловлено несколькими факторами:

Вирусные заболевания. Они особенно опасны в течение первого года жизни, когда иммунитет ребенка еще не сформирован.

Травмы головного мозга. Сильные ушибы и сотрясения, вызванные падением или иным механическим воздействием – все это может оказать влияние.

Генетическая предрасположенность.

Хронические стрессы и сильные эмоциональные потрясения. Часто данное расстройство выявляется у детей из неблагополучных семей.

Общие сведения

Фонетико-фонематическое недоразвитие является серьезным препятствием на пути обучения ребенка чтению и письму. Кроме того, на фоне ФФН у детей дошкольного возраста может развиться дислексия и дисграфия.

Основные симптомы

Нарушение звуковой стороны речи с данным расстройством представлены фонетическими и фонематическими дефектами:

Искажение одного или нескольких звуков. Замена артикуляционно-сложных звуков на более простые. Недифференцированное произношение звуков, для которого характерна замена одним целого ряда других звуков. Смешение, либо непостоянное использование звуков в речи. Иными словами, иногда ребенок произносит звуки правильно, но в некоторых случаях заменяет их на другие. Часто нет различия между мягкими и твердыми звуками. Не различаются на слух глухие и звонкие звуки («папка» вместо «бабка» и т.д.).

Как правило, лексический запас находится в пределах нормы, но при более глубоком обследовании могут быть выявлены ошибки в согласовании частей речи, использовании предлогов.

Наряду с нарушениями вербального характера, есть и другие признаки фонетико-фонематического недоразвития речи у детей:

проблемы с памятью (особенно при расширении лексического словаря);

сложности с восприятием абстрактных понятий;

проблемы с переключением внимания, либо с фокусировкой на чем-либо;

замедленность мыслительных процессов и т.д.

Все эти проблемы сказываются на учебной деятельности ребенка и его успеваемости, поэтому важна своевременная коррекционная работа.

Формы ФФНР в логопедии выделяется три основных степени:

Легкая. Нарушено распознавание только некоторых звуков, которые ребенок и так произносит с дефектом. В остальном звукослоговая структура анализируется верно.

Средняя. Дети не различают достаточно много звуков из разных фонетических групп (шипящие, глухие, звонкие). При этом устная речевая функция сформирована, в целом, правильно.

Тяжелая. Серьезное нарушение звуковой последовательности – ребенок не может различать звуки на слух, воспроизводить их, выделять их в слове отдельно, определять их очередность.

Профилактика и прогноз.

Раннее выявление детей, с ФФНР, а также своевременная профилактика или коррекционная работа, помогают исправить недостатки звукопроизношения. Важно работать с ребенком комплексно, привлекая к закреплению материала и коррекции родителей, которые должны обеспечить комфортный микроклимат в семье, окружить малыша максимальной заботой и вниманием.

Работа логопеда, плюс активная помощь родителей и их терпение – это залог того, что ситуацию можно исправить если не на 100%, то хотя бы до того уровня, когда у малыша не будет проблем с обучением и общением с окружающими людьми.

Учитель-логопед Сингурова Елена Владимировна 

Декабрь 2023 года.