" Я выбираю STEAM"

Головина Наталья Александровна

Предварительный просмотр:

"Сборник лучших STEAM практик" Московского городского педагогического университета

http://steam-fest.tilda.ws/



Предварительный просмотр:

STEM-образование

STEM-образование – модульное направление образования, целью которого является развитие интеллектуальных способностей ребенка с возможностью вовлечения его в научно-техническое творчество. Включает в себя инженерию, технологию и математику. В основе подхода лежит учебный план, направленный на развитие интереса у детей к точным, творческим наукам.
       Основной проблемой 21 века является низкое качество образование в сфере точных наук и минимальная оснащенность материально-технической базой. Однако на государственном уровне делаются попытки повысить уровень для получения высококвалифицированных специалистов из самых разных направлений области высших технологий. Благодаря этому STEM-образование становится одним из самых приоритетных. Планируется, что за счет этого можно решить проблему, связанную с нехваткой научно-инженерных кадров.


К преимуществам относится:
— заинтересовать дисциплинами технического характера;
— умение решать нестандартные задачи с использованием опытов и экспериментов;
— активация навыков общения.
Такой подход позволяет соединить образовательный процесс с самоопределением и карьерным ростом в будущем.


STEM-образование уделяется внимание в школах разных стран.STEM-образование в России


        STEM-образование в России в последние годы становится одним из приоритетных. Считается, что появятся профессии, о которых сегодня представить сложно. Востребованы будут профессионалы из области био- и нано-технологий. Внедрение данного направления позволяет детям на практике отработать полученные теоретические знания.
       Ученики начинают понимать, каким именно образом можно применить физические законы или математические формулы в практической деятельности. Это помогает своевременно развить интеллектуальные способности, а со временем получить высокооплачиваемую работу.      Специальные программы рассчитаны и на увеличение интереса к школьным занятиям. STEM-образование в России только начинает получать распространение, но уже на кружках робототехники и других секциях направление начинает активно внедряться.
      Дополнительно в рамках специальных программ детям дается возможность отработать свои практические навыки на различных турнирах и олимпиадах. Среди примеров робофесты, турниры по нефтегазовой тематике и другие.

Программы STEM-образования


       Программы STEM-образования – логичный результат объединения теории и практике. Впервые они были внедрены в США. Проводились исследования, по которым отслеживалась карьера выпускников школ. В Москве и по области работает больше 100 центров, которые занимаются по таким программам. Несмотря на то, что показатель не очень большой, процесс развития только начинается. Более того, стали формироваться дополнительные направления педагогики:

— STEAM: включает естественные науки, технологию, инжиниринг, искусство и математику.
— STREAM: состоит из тех же направлений, но дополняется чтением и письмом.

      Программы STEM-образования невозможно внедрять без создания новой пространственно-предметной среды. Дополнительно внимание уделяется материально-технической базе, развитию кадрового потенциала системы образования. Все программы внедряются с методическим обеспечением и сопровождаются обучением педагогических работников. В перспективе планируется развитие системы поддержки талантливых детей с организацией учебы в образовательных учреждениях круглосуточного пребывания.
STEM-образование затрагивает многие дисциплины.


STEM-образование детей дошкольного возраста


STEM-образование детей дошкольного возраста ориентируется на ФГОС. Это позволяет сформировать познавательные интересы у детей к разным видам работы. Ценность таких программ заключается в возможности применения из как во внеурочной работе, так и в рамках основной образовательной программы.

  1. STEM-образование детей дошкольного возраста может проходить и по более простой схеме. Педагоги организовывают занятия с использованием конструкторских наборов. С их помощью у детей развивают логику, алгоритмическое мышление. Проводятся и всевозможные экскурсионные мероприятия.
    STEM- образование в ДОУ возможно только при наличии нужного технического оснащения учреждений, а также возможности применения интерактивных технологий. Далеко не во всех садах есть необходимая материально-техническая база. Поэтому акцент сегодня делается на секции дополнительного образования.
    Некоторые родители не понимают, зачем внедрять STEM-образование в ДОУ. Многие отечественные и зарубежные психологи отмечают, что лучшим периодом для развития интеллектуальных способностей является возраст от трех до 12 лет. У дошколят под влиянием продуктивной, конструкторской и художественной работы быстрее формируется познавательная функция психики. Это позволяет детям быстрее проходить обучение в будущем.
    В качестве дополнения к программе могут использоваться специальные игрушки, которые развивают мелкую моторику, пространственное воображение и другое.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игровые развивающие технологии В.В. Воскобовича

Слайд 5

Основы программирования

Слайд 8

Основы математики и теории вероятности Интеграция технологий Воскобовича и программирование робомышь

Слайд 9

Основы картографии и астрономии Интеграция технологий Воскобовича и программирование робомышь



Предварительный просмотр:

Конспект квест-игры для детей 6-7 лет с использованием пособия «робомышь»

ТЕМА: «ПОМОЖЕМ АРХЕОЛОГАМ В ПОИСКАХ ОТРЫВКА КАРТЫ»

Составитель: Тельманова Наталья Александровна, воспитатель

Цели и задачи:

 Воспитывать чувство принадлежности к своей стране – России, уважать культуру
и традиции страны. Воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою Родину.

 Закрепить знания детей о государственной символике России.

 Знакомить с историей, культурой, бытом и традициями своего народа.

 Вызвать интерес, чувство гордости и уважения к предкам.

Материалы:

- ноутбук;

- интерактивная доска;

- материалы из патриотического центра в группе: альбом дидактических игр «Моя Родина – Россия», музейная атрибутика – деревянные ложки, матрешка, балалайка.

Слайдовая презентация – «Как жили люди на Руси»;

- фрагменты карты;

- мяч;

- сундучок с предметами старины;

- карточки изображением балалайки, берёзы, матрёшки;

- магнитная доска;

- магниты;

- STEM-набор «Робомышь».

Организационный момент. Мотивация.

Археологи обратились с просьбой помочь найти потерявшийся отрывок карты. Чтобы его найти, надо выполнить все задания. После выполнения каждого задания дети получают карточку (частичку маршрута) для составления алгоритма для робомыши.

В конце занятия дети запрограммируют робомышь и она дойдет до нужного отрывка карты.

На поле несколько отрывков карты, но подходящий отрывок можно найти только, если использовать карточки для маршрута в определённом порядке (в порядке их получения).

После выполнения каждого задания, дети выкладывают полученные карточки по порядку под полем, на котором находится робомышь.

Беседа о России, о Родине.

Педагог беседует с детьми о России, большой и малой Родине, предлагает вспомнить пословицы о Родине.

Спрашивает, что дети чувствуют, когда слышите слово «Родина».

Дети отвечают на вопросы, делятся впечатлениями, своими чувствами.

После выполнения задания дети получают карточку для составления маршрута для робомыши.

         Просмотр видеоролика.

Работа по картинкам Альбома «Моя Родина – Россия»

- Ребята. Давайте вспомним города нашей страны – России.

Цель: уточнение и закрепление уже изученного: города страны, их достопримечательностями, символами страны.

        Игра с мячом «Города».

Педагог спрашивает, какие города России дети знают, и предлагает поиграть в игру «Города». Дети передают мяч друг другу, называют название города. Следующий игрок определяет последний звук в слове, на этот звук называет название другого города и т.д. После выполнения задания дети получают карточку для составления маршрута для робомыши и выкладывают на поле.

Продолжение беседы.

Педагог говорит, что в нашей стране много городов и много разных народностей, но объединяет их всех русский язык.

Фронтальная работа – дидактические игры Альбома «Моя родина – Россия»:

     Найди изображение на карте

Найди герб России

Найди флаг России

     Определи государственный символ. После выполнения каждого задания дети получают карточку для составления маршрута для робомыши. Воспитатель задает вопросы детям на основе заданий о флаге, гербе, гимне страны.

Задачи: закрепление знаний о государственных символах России; на воспитание чувства патриотизма и гордости за свою Родину; на развитие памяти, связной речи, умения делать единственный выбор.

Динамическая пауза «Найди отгадку»

На столе лежат карточки с отгадками.

Педагог читает загадки, дети выбирают нужную картинку и закрепляют магнитом на доске.

Загадки:

Она на вид одна, большая,

Но в ней сестра сидит вторая,

А третью — во второй найдёшь.

Их друг за дружкой разбирая,

До самой маленькой дойдёшь.

Внутри их всех — малютка, крошка.

А вместе все они … МАТРЁШКА

Русская красавица

Стоит на поляне

В зелёной кофточке,

В белом сарафане. БЕРЁЗА

Ой, звенит она, звенит, всех игрою веселит,

А всего — то три струны ей для музыки нужны.

Кто такая? Отгадай-ка! Ну, конечно. БАЛАЛАЙКА

- Эти предметы являются неофициальными символами нашей страны. Это то, с чем ассоциируется Россия. В любой другой стране, глядя на матрёшку, или балалайку, или березку, сразу вспомнишь о России.

После выполнения задания дети получают карточку для составления маршрута для робомыши.

- А вы знаете, как в старину называлась Россия?

Просмотр фрагмента видеоролика (слайдовая презентация)

Задачи: формирование представления о родственных отношениях, чувство гордости и уважения к предкам; закрепление новых понятий и названий предметов по теме; развитие интереса к истории страны.

Фронтальная работа с дидактическим материалом

- Ребята. Мы сейчас посмотрели видео о предметах старины, теперь вы должны выполнить задание у вас на столах:

1. соедините предметы из прошлого с предметами такого же назначения из современного мира.

 После выполнения задания дети получают карточку для составления маршрута для робомыши.

           2. Расположите предметы по порядку от старого до современного.

            После выполнения задания дети получают карточку для составления маршрута для робомыши.

Задачи: развитие внимания, закрепление умения анализировать, находить логические связи, закрепление представлений об укладе жизни, обобщение и систематизацию представлений о славянской семье, продолжать знакомить с историей и культурой своего народа.

Гимнастика для глаз.

Дети, стоя в кругу, выполняют упражнения под стихотворение.

Флаг у нас прекрасный (рисуем глазами прямоугольник)

Белый, синий, красный. (рисуем глазами зигзаг)

Белый – мир и чистота, (рисуем глазами овал на потолке)

Синий – верность, небеса, (рисуем глазами овал по флагу)

Красный – мужество, отвага (рисуем глазами овал по полу)

Вот цвета родного флага!» (поморгать глазами)

Беседа о культуре и традициях на Руси.

Педагог беседует с детьми о традициях, обычаях русского народа, о народных праздниках.

Дети отвечают на вопросы, рассказывают о народных праздниках, о русском гостеприимстве. Дети получают карточку для составления маршрута для робомыши.

Маршрут для робомыши из полученных карточек.

Дети выкладывают маршрут до необходимого фрагмента карты с помощью полученных карточек, программируют робомышь.

На карте дети видят место, помеченное крестиком, и определяют, где оно находится в детском саду. Идут по карте и находят сундук. В сундуке предметы старины.

Рефлексия.

Археологи благодарят за помощь и дарят детям найденный ими сундук.

В сундуке дети находят предметы старины и распечатанный раздаточный материал для самостоятельной работы дома по теме «Как жили люди на Руси?».

Дети высказывают своё впечатление от занятия.

Педагог предлагает устроить выставку из предметов старины, которые нашли в сундуке, а задания выполнить дома или в группе.

- Ребята, когда вырастите, может быть, прославите Россию. Но если вы не станете известными учеными, космонавтами, артистами, а будете обычными врачами, учителями, рабочими, которые добросовестно трудятся, то знайте: Россия будет гордиться вами, вашими делами и поступками! Главное – быть добрыми, честными, хорошими людьми, гражданами своей страны.



Предварительный просмотр:

Конспект образовательного мероприятия с детьми 5-6 лет с использованием развивающих игр Воскобовича и набора «Робомышь»

Автор-составитель: Тельманова Наталья Александровна, воспитатель МДОУ «Детский сад Стрежевой» СП «Семицветик»

Тема: «Как мы спасали Малыша Гео или забавные приключения»

Цель: Развитие интеллектуальных способностей детей в процессе разрешения специально организованных проблемных ситуаций с использованием логико-математических игр В. В. Воскобовича и набора робомышь.

Задачи:

Образовательные:

- формировать у детей в ходе игр мыслительные операции;

- закреплять умение детей решать арифметические задачи на слух;

- упражнять в ориентировке на ограниченной плоскости, закреплять пространственные представления (влево, вправо, вверх, вниз).

Развивающие:

- развивать познавательные процессы (мышление, внимание, память, речь, воображение) на материале логико-математических игр В. В. Воскобовича;

- развивать умения детей составлять алгоритмы (основы программирования);

- развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде схемы.

Воспитательные:

- воспитывать самостоятельность детей, умение находить свои способы решения поставленных задач;

- стимулировать эмпатийные переживания, желание прийти на помощь.

Форма деятельности: подгрупповая

Используемые методы и приемы:

Практические: упражнение, творческая и практическая работа, игра, программирование;

Наглядные: показ образца, демонстрация, совместные действия детей и взрослого, рассматривание.

Словесные: объяснение, рассказ.

Приемы организации детей в деятельности: индивидуальное выполнение заданий, в паре, в подгруппе.

Оборудование и материалы к занятию:

Демонстрационный: карта со схематическим изображением маршрута, набор «Робомышь»; презентация

Раздаточный: «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича - «Прозрачный квадрат», «Игровизор» - на каждого ребенка; Робомышь - на двоих детей, разрезанные картинки башни.

Ход:

Круг приветствия

- Давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга. Когда я буду говорить приветствие, вы должны передать частичку своего приветствия, пожимая друг другу ладошку.

Здравствуйте, мои дорогие

И маленькие и большие!

Вижу, как вы подросли

До чего же хороши!

Внимание! Внимание!

Дорогие зрители,

Чудеса сейчас придут

Интересно будет тут!

Я на вас погляжу,

Да и сказку расскажу!

Вы на ус всё намотайте,

Сказку рассказать мне помогайте!

Не грусти, улыбнись!

Сказка дарит нам сюрприз!

- Вот и наш сюрприз. (Воспитатель достает карту с нарисованными островами)

- Как вы думаете, что это? (ответы детей)

- Ой, а здесь какая-то записка (воспитатель читает)

«Здравствуйте, дорогие ребята. Меня зовут Малыш Гео. Я живу на планете «Ош». У меня случилась беда. Злой волшебник заточил меня в высокую башню. Друзья, мне нужна ваша помощь. Чтобы вы меня нашли, я нарисовал вам карту и передал ее моему другу Ворону Метру. Я надеюсь, что карта окажется у вас, и вы сможете мне помочь. Хочу предупредить, вас ждут задания-испытания, они очень сложные, и справиться с ними смогут только очень внимательные, сообразительные, те, кто умеет слушать и думать. За каждое выполненное задание вы будете получать часть ключа, с помощью которого сможете открыть дверь в башне»

- Давайте рассмотрим карту. Это необычная карта на ней указан путь к башне, в которой заточён Малыш Гео. Путь труден, Ворон Метр нам в помощь предложил помощников – Нетающие льдинки озера Айс.

- Поможем, Малышу Гео? (ответы детей).

- Ребята, для того чтобы нам спасти Малыша необходимо попасть на остров. А как мы это можем сделать, ведь кругом вода? (ответы детей)

- Правильно. Для того чтобы перебраться на остров, нам нужна лодка (дети подходят к столу с нетающими льдинками)

1.Задание «Прозрачный квадрат» - складываем лодку. Молодцы вы справились, теперь мы можем отправляться в путь. (Дети получают часть ключа (элемент из В.В. Воскобовича - «Прозрачный квадрат»).

- Начинаем наше путешествие, прокладываем путь к первому острову (с помощью набора «Робомышь» и схемы). Вот и первый остров:

2. Остров «Просторные степи»

-Теперь наш путь лежит через степь. Как же быстро можно через нее перебраться? (ответы детей).

- Правильно, с помощью нетающих льдинок мы сможем выложить лошадку

Задание «Прозрачный квадрат» - складываем лошадку.

Артикуляционная гимнастика. Упражнение «Лошадка».

- Молодцы. Вы выполнили задание, получаете часть ключа (элемент из В.В. Воскобовича - «Прозрачный квадрат). Продолжаем путь. (с помощью набора «Робомышь»). Вот еще одна остановка

3. Остров «Сыпучих песков»

Здесь можно пройти только по кочкам. Не на каждую кочку можно наступить. Чтобы узнать на какие кочки можно наступать нужно решить задачки.

Задание «Реши задачку»

1.Четыре спелых груши 2.Под кустом за полем ржи

  • веточке качалось. Жили дружные ежи:
  • груши снял Павлуша, Дочка, сын, отец и мать.
  • сколько груш осталось? (2) Кто их может сосчитать? (4)

3.Три ромашки-желтоглазки, 4.Шесть цветочков у Наташи,

Два веселых василька И ещё два дал ей Саша.

  • маме дети. Кто тут сможет счесть,
  • же цветов в букете? (5) будет два и шесть? (8)

- Теперь в колонну по одному переходим через сыпучие пески, наступаем только на кочки с цифрами 2, 4, 5 и 8.

- Ура! Все перебрались через сыпучие пески. Мы справились, за это мы получаем еще одну часть ключа (элемент из В.В. Воскобовича - «Прозрачный квадрат).

-Продолжаем дальше путь. Наш путь лежит через остров «Лабиринт». Только пройдя, его мы сможем оказаться у башни, где спрятан Малыш Гео.

4. Остров «Лабиринт»

Игра – программирование «Вижу цель».

- Пройдем мы его с помощью набора «Робомышь» и «Игровизора»

Игра в парах. Один ребенок рисует схему на планшете, другой программирует мышь по заданной схеме, в том направлении, чтобы она доехала до цели (часть башни, в которой закрыт Гео).

-Ребята, а что нам показала робомышка? (рассматривают элементы башни).

-Правильно вы догадались – это башня, в которой злой волшебник заточил малыша Гео. Давайте построим ее и освободим Гео.

-Вот мы и построили башню, в которой злой волшебник, спрятал нашего героя. А как же нам попасть к Малышу Гео, ведь дверь закрыта? (ответы детей).

- Правильно, надо с помощью этих элементов, собрать ключ. Тогда вы сможете освободить Гео. (дети собирают ключ из пластинок «Прозрачного квадрата», освобождают Гео.)

- Спасибо, Вам ребята, что помогли малышу Гео. Он вас благодарит за оказанную помощь.

- Ну что же, милые друзья.

Я рада, что вы не подвели меня.

Каждый - просто молодец!

Путешествию - конец.

- Вот наше путешествие и подошло к концу. Для чего мы с вами совершили такое длинное и сложное путешествие? (ответы детей)

5. Рефлексия.

- Что больше всего вам понравилось?

- А какое было самое трудное задание?

- Молодцы! Если ещё раз позовут нас на помощь, мы всегда поможем!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Математический планшет « Геометрик » , геопанель – заимствованный из геоконта развивающих пособий В.В. Воскобовича игровой прием – находка в современном STE A M-образовании. Он прост в использовании и очень функционален. С помощью доски с кнопочками и резиночек ваш ребенок сможет самостоятельно создавать оригинальные рисунки, фантазировать, творить, моделировать. Уникальная методика "рисования резиночками " даст ребенку возможность прочувствовать пальцами форму геометрических фигур, научит ориентироваться на плоскости, работать по предложенной схеме и созидать самостоятельно, наладит связь между живым объектом и его схематичным изображением, развивая абстрактное мышление, воображение, развитию внимания и силу воли к достижению результата. Игра способствует развитию логики, мелкой моторики, помогает постичь азы геометрии, свободно ориентироваться на плоскости, комбинировать, представлять в уме. Начать игру в Геометрик можно со сказки о том, как встретились предметы из дерева, пластмассы и резины и заспорили, кто всех полезней. А потом подружились и решили работать вместе - дощечка, кнопочки и резиночки. И вот тут-то начали у них получаться просто-таки удивительные изображения: снежинки, птица, ракета, даже человечек ...А дальше позвольте ребёнку пофантазировать: предложите самому закончить сказку, придумать сюжет и смоделировать его или героев на геопанели « Геометрик ». Методическая разработка « Геопанель » - находка в современном STE A M – образовании

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: