РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В обществе успех каждого человека зависит от умения устанавливать контакты с различными людьми, быстро реагировать на происходящие изменения, анализировать информацию, принимать соответствующие решения и действовать согласно им. Дошкольное детство, являясь возрастом первоначального становления личности ребенка, чрезвычайно важный период развития человека. Однако в настоящее время, по мнению Волкова Б.С. коммуникативные способности, основанные на человеческих отношениях, связаны с дефицитом воспитанности доброты, культуры, неустойчивыми нравственными критериями в воспитании детей. Отсутствие положительного опыта общения детей приводит к стихийному возникновению у них негативных форм поведения, к ненужным конфликтам. Дети стремятся, но часто не умеют вступить в контакт, выбрать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, соблюдать разговорный этикет, слушать партнера, договариваться. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, чувствует себя уязвленным и отвергнутым, что может привести к снижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости, формированию тревожности или, наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения. Чем раньше обратить внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем будет у него в будущей жизни.

Вопросами «общения и развития коммуникативных способностей» детей дошкольного возраста занимались наши отечественные педагоги и психологи, такие как: А.А. Леонтьев, М.И. Лисина, А.Г. Арушанова, В.С. Мухина, Т.А. Федосеева, В.С. Селиванов, Я.Л. Коломенский, Л.А. Венгер. Также Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Т.А. Репина. Современные специалисты в области общения детей со взрослыми и сверстниками (Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е, Смирнова Е.О.) рассматривают формы и методы развития коммуникативных способностей у дошкольников. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования говорится, что образовательная программа ДОУ должна быть направлена на: «создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития… на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности». В свою очередь одним из условий успешной социализации дошкольников Стандарт называет коммуникативные качества. Таким образом, в современных условиях реформирования системы образования проблема формирования коммуникативных способностей является актуальной социально-педагогической проблемой, так как от ее решения во многом зависит успешность межличностного взаимодействия со взрослыми и сверстниками, и в целом – успешность социальной адаптации детей.

Коммуникативные способности – индивидуально психологические особенности личности, обеспечивающие эффективное взаимодействие и адекватное взаимопонимание между людьми в процессе общения или выполнения совместной деятельности.

По мнению Чернецкой Л.В. коммуникативные способности включают в себя три основных составляющих, на которых они основываются и без которых не могут существовать.

Первая составляющая коммуникативных способностей – это «область желания», включает в себя потребность в общении, которая и определяет желание ребенка вступить в контакт с окружающими. Без такого желания общение попросту невозможно. Отсутствие или недостаточное развитие потребности в общении может быть связано как чисто с физиологическими (нарушение функций головного мозга), так и, как бывает гораздо чаще, с психологическими нарушениями. Появление у ребенка различных психологических проблем связано с негативными факторами социальной (прежде всего семейной) среды.

Вторая составляющая коммуникативных способностей – «область знания» определяется тем, насколько ребенок имеет представление о нормах и правилах эффективного общения. Это знание формируется также в ходе взаимодействия со взрослыми, которые своим примером показывают ребенку, как вступить в контакт с другим человеком, как поддерживать разговор и завершить его, как разрешить возникающие конфликты.

 Умение использовать имеющиеся представления об эффективном общении – третья (поведенческая) составляющая коммуникативных способностей – способность к общению «область умений». Она включает в себя умение адресовать сообщение и привлечь к себе внимание собеседника, доброжелательность, аргументированность общения, умение заинтересовать собеседника своим мнением и принять его точку зрения, умение критично относиться к собственному мнению, действиям, высказываниям, умение слушать, эмоционально сопереживать, а также разрешать конфликтные ситуации. Только при наличии всех трех гармонично развитых составляющих можно говорить о наличии у ребенка развитых коммуникативных способностей.

Процесс формирования у детей старшего дошкольного возраста коммуникативных способностей, во многом зависит от организации различных видов детской деятельности с использованием разнообразных форм и методов. Общеизвестно, что ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. В игре происходит формирование опыта и произвольного поведения ребенка, его самореализация и социализация приобщение к коммуникативной культуре – культуре общения.

 В групповой игре впервые проявляются лидерство, начинают развиваться организаторские умения и навыки. Основными формами развития коммуникативных способностей являются сюжетные игры и игры с правилами. Сюжетные игры нацелены преимущественно на развитие воображения и развитие способности к пониманию другого

Для игр с правилами (дидактических, настольных, подвижных) характерно развитие нормативной регуляции, мотивации достижения, стремления к волевому усилию.

 Следует особо подчеркнуть возможности и значение подвижных игр: дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение их формирует такие качества личности, как воля, самообладание, выдержка, умение контролировать свои поступки и свое поведение в целом. Подвижная игра учит искренности, взаимопомощи, товариществу. Подчиняясь правилам игры, дети упражняются в нравственных поступках, учатся дружить, сопереживать, помогать друг другу. Дошкольники приобретают бесценный опыт взаимодействия с другими людьми, усваивают модели социального поведения.

Театрализованные игры (игры-драматизации и режиссерские игры) имеют особое значение для формирования коммуникативных способностей за счет создания благоприятных условий для естественного общения со взрослыми и сверстниками, для освоения выразительности речи. Они влияют на социальное развитие ребенка за счет осмысления нравственного подтекста литературного произведения, который лежит в основе их содержания, так и за счет коллективного характера большинства игр детей, что создает благоприятные условия для развития чувства партнерства, для освоения способов позитивного взаимодействия.

Педагогическая ситуация (воспитывающая ситуация) – как форма развития коммуникативных способностей представляет собой педагогическое акцентирование внимания детей на какой-либо коллизии, противоречии, конфликте, следствием которых является анализ способов их разрешения, преодоления, а также непосредственного включение ребенка в нее. Педагогическая ситуация может быть как естественной (жизненной), так и специально созданной. Она имеет диалоговый характер, определяющий совместное решение детьми и взрослыми поставленных задач.

Педагогическая ситуация включает такие методы и приемы как:

- вопросы; задания на описание поступков, дел, людей, позиций и др.;

- анализ причин и следствий поступков людей в различных педагогических ситуациях, игровые упражнения, решение ситуативных задач;

 - упражнения в описании нравственных понятий, задания на придумывание разных вариантов сказок, рассказов с нравственным содержанием, сочинение концовок к рассказам и сказкам;

 - дидактические игры, рассматривание картинок с последовательно развивающимся сюжетом, содержащим нравственные коллизии, установление последовательностей и обнаружении нарушений в них.

 Беседа как форма совместной деятельности, заключается в диалогическом взаимодействии взрослого и ребенка, направленная на развитие любознательности и активности, способности решать интеллектуальные и личностные задачи, овладения основными средствами общения и способами взаимодействия. Беседа – это специально планируемый педагогом метод познавательно речевого развития детей. В старшем дошкольном возрасте преобладают беседы на основе литературных текстов и личного и коллективного опыта детей. В ходе бесед по литературным произведениям дети получают возможность на основе конкретных поступков героев прийти к пониманию содержания разнообразных норм морали, усвоить представления о способах их проявления, установить элементарные связи и зависимости в поведении и взаимоотношениях персонажей, распознать их чувства и др., а также активизировать свою оценочную деятельность. В дошкольной педагогике накоплен значительный арсенал приемов, которые применяются в процессе бесед с детьми:

- восхищение положительным поступком;

- эмоциональное отождествление ребенка с несправедливо обиженными сверстниками;

 - развитие умения предвосхищать возможные последствия несправедливых поступков;

 - использование рифмованных правил поведения;

- диалоги с кукольными персонажами;

- авансирование успеха, групповое ожидание.

 Использование в старшем дошкольном возрасте таких форм как викторины и конкурсы подразумевает наличие у ребенка определенного социального опыта взаимодействия со сверстниками и взрослыми, а также базового кругозора. Дошкольники овладевают особым стилем общения во время игр-викторин, не отходят от познавательного содержания, по существу контролируют высказывания и действия партнеров. Участие в конкурсах продолжает развивать партнерское взаимодействие детей, способствует совершенствованию их коммуникативных умений.

Любой конкурс – это социальная ситуация, которая учит ребенка культуре победы и культуре проигрыша. Итак, формирование коммуникативных способностей у старших дошкольников в образовательном процессе дошкольного учреждения осуществляется в различных видах детской деятельности во взаимосвязи разнообразных форм, методов и приемов. К старшему дошкольному возрасту, ребенок осваивает коммуникативные навыки. Эту группу навыков составляют общеизвестные умения: сотрудничать, слушать и слышать, воспринимать и понимать информацию, говорить самому. Высокий уровень коммуникативных способностей выступает залогом успешной адаптации человека в любой социальной среде, что определяет практическую значимость формирования коммуникативных способностей с самого раннего детства.