Консультация для воспитателей "Формирование у детей с речевой патологией коммуникативных навыков"

Образова Елена Николаевна

Формирование у детей с речевой патологией коммуникативных навыков.

 

         Речь – один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека. Благодаря речи люди сообщают мысли, желания, передают свой жизненный опыт, согласовывают действия. Она служит основным средством общения людей. Речь одновременно – необходимая основа мышления и его орудие. Мыслительные операции развиваются и совершенствуются в процессе овладения речью. От уровня речевого развития зависит общее интеллектуальное развитие. Речь выступает как средство регуляции психической деятельности и поведения, организует эмоциональное переживание. Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения. Речь человека – это его визитная карточка. Речь ребенка отражает социальную среду, в которой он растет.

         Но что, если у ребенка речевая патология? Как проявляет он себя в социуме?

         Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети, плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, с заниженной самооценкой. У детей с речевой патологией, как правило, наблюдаются нарушения неврологического характера. Эти дети эмоционально неустойчивы, могут быть капризными, агрессивными, невнимательными, трудно концентрируют внимание на одном предмете или объекте, задают вопросы на отвлеченные темы, не могут долго усидчиво заниматься. Чаще  все  добиваются неречевыми просьбами, а криками, истериками. У них нарушена эмоциональная окраска речи, поэтому они затрудняются при выразительном рассказывании стихотворений, сказок или просто повествовательных текстов. Снижен словарный запас, что влечет за собой не точное оформление фразы, это делает непонятным высказывание.

         Когда же начинают формироваться коммуникативные навыки? Коммуникативная потребность у ребенка возникает еще в младенчестве. В этот период развития возникает непосредственно-эмоциональная форма общения. Общаясь со взрослыми, малыш знакомится с окружающим его миром, познает свои возможности. Ситуативно-личностная форма общения оказывает влияние на дальнейшее развитие ребенка.

         Изоляция ребенка, дефицит эмоциональных контактов может порождать задержку в развитии и изменения личности. Речь не развивается вне общения, особенно вне речевого общения. Очень важно уже с первых дней рождения ребенка все время говорить с ним, интонацией и ритмом выражать свое отношение, подкреплять речь улыбкой, хвалить его. Эмоционально насыщенная речь (интонации, паузы, речь, сопровождаемая мимикой, движениями головы, рук и т.д.) доступнее пониманию ребенка, способствует более полноценному развитию малыша.

         В раннем возрасте ребенок в процессе общения просит, указывает, показывает, требует и сообщает. Если взрослые не поддерживают обращений ребенка, то заглушается сама потребность в общении, задерживается развитие активной речи.

         В дошкольном возрасте снижается интенсивность словотворчества, развиваются навыки самоконтроля и критическое отношение к своей речи. Производное слово строится на основе внутреннего анализа, анализа «в уме».

В этот период воспитатель не должен заострять внимание на неправильном произношении ребенка среди других детей. Если ребенок неправильно сказал слово, надо попросить его повторить красиво и точно, не применяя таких выражений, как «ты сказал неправильно или неверно». В организационных моментах чаще использовать пальчиковые игры с проговариванием текста, хоровое произношение чистоговорок, скороговорок, стихотворений. Применять элементы психогимнастики, пластические этюды, обыгрывание  ситуаций. Детям с заниженной самооценкой в театральных представлениях давать ведущие роли. Использовать игры на развитие коммуникативных навыков в группе «Давайте познакомимся!», «Ладонь в ладонь», «Газета», «Посмотри на соседа», «Зеркало», «Раздувайся пузырь», «Одно большое животное», «Грибники». Дети, преодолевая речевые расстройства, начинают чувствовать себя увереннее, становятся более внимательными к обращенной речи, менее замкнутые, могут логично высказывать свои мысли, их речь становится понятной для окружающих, ребенок чувствует себя комфортно от того, что его понимают и с ним общаются и играют сверстники. Формируется анализ сообщений, отношение к речи других и к собственной речи. В этом возрасте необходимо сформировать у ребенка умение слушать и слышать как взрослого, так и своих сверстников.

 На седьмом году жизни человек начинает осознавать себя как социальный индивид,  у него возникает потребность в новой жизненной позиции и в общественно значимой деятельности. И все те  коммуникативные навыки, которые правильно и в достаточной мере сформированы в младенчестве, раннем  и дошкольном возрасте, помогут ребенку проявит себя как личность.