Профессиограмма воспитателя детского сада

Голованова Светлана Степановна

Воспитатель детского сада – это не профессия, а состояние души. Воспитатель дарит детям лучшие годы, тепло своей души и не ждёт в ответ благодарных слов. Работа воспитателя не просто труд, а это, прежде всего, способность и умение отдать всего себя, без остатка и видеть в этом свет и благодать. Воспитатель становится для ребёнка «второй» мамой. Он полностью заменяет родителей, пока они на работе. Воспитатель оденет, накормит, объяснит что хорошо, что плохо, поиграет, пожалеет и похвалит. Развивает у детей внимание, память, мышление, сообразительность, инициативность, навыки общения. Знакомит с этическими и эстетическими нормами поведения в обществе. Организует времяпрепровождение детей: игры, ежедневную прогулку, другие мероприятия в соответствии с режимом дня. Несет ответственность за жизнь и здоровье детей.
Образование:

    Требования, предъявляемые к современным воспитателям, очень высокие. Для воспитания ребёнка чрезвычайно важны дошкольные годы, поэтому профильное образование воспитателям просто необходимо. Получить профессию воспитателя можно в педагогических колледжах или педагогических университетах. На эту должность работодатели предпочитают брать кандидатов с хорошими знаниями дошкольной педагогики и психологии, основ гигиены и педиатрии, этики и эстетики, организации и методики воспитательной работы, навыки проведения занятий по физической культуре. Приветствуется опыт ухода за маленькими детьми (братьями, сёстрами, собственным ребёнком). Будущий воспитатель должен знать содержание и принципы организации дошкольного воспитания.

 

Функциональные обязанности:

1.      Организует и проводит работу по физическому, умственному, нравственному, трудовому и эстетическому развитию детей, готовит их к школе.

2.      Обучает навыкам устного счета, узнавания букв и цифр, рисования, лепки, пения. Развивает у детей речь и мышление, наблюдательность, самостоятельность, творческую инициативу, знакомит с произведениями искусства, этическими и эстетическими нормами и правилами.

3.      Прививает им навыки общения, развивает социально желательные качества (вежливость, доброжелательность, правдивость и др.).

4.      Способствует укреплению здоровья путем закаливания, физических упражнений, следит за строгим соблюдением режима занятий и отдыха. Обеспечивает соблюдение санитарно-гигиенических норм в помещениях, прививает детям навыки личной гигиены. Следит за своевременным и качественным питанием детей, поведением во время приема пищи.

5.      Приобщает детей к труду, привлекая к простейшим его видам (помощь при организации завтраков, обедов и ужинов, оформление помещения к праздникам, работа на клумбах и т.п.).

6.      Консультирует родителей по вопросам обучения и воспитания детей, укрепления их здоровья.

 

Навыки и умения /личные качества:

       Для воспитателя важно умение работать с детьми и их родителями. Для успешного овладения профессией человек должен быть внимательным, ответственным, отзывчивым, тактичным, общительным, терпеливым, проявлять склонность к работе с детьми. Желательно иметь хорошую память, внимание, высокие коммуникативные способности. Нужна общая культура и эрудированность, грамотная и внятная речь, хорошо поставленный голос, умение управлять коллективом. Также необходимы стрессойчивость, умение контролировать свое поведение и эмоции, крепкая нервная система: работа воспитателя хотя и не сопровождается повышенными физическими нагрузками, однако протекает в условиях постоянного психоэмоционального напряжения.

      Воспитатель детского сада должен обладать следующими качествами:

·         творческое и абстрактно-логическое мышление;

·         образная и оперативная память;

·         эмоциональная устойчивость;

·         выдержка;

·         доброта;

·         чуткость;

·         наблюдательность распределение и переключение внимания;

·         зрительное и слуховое восприятие;

·         терпение;

·         самоконтроль;

·         искренность;

·         внимательность;

·         ответственность.

 

Профессиональные умения:

1.      Конструктивная деятельность:

ü  Аналитические умения:

·         Разделять педагогические явления на соответствующие элементы (условия, приемы, мотивы и т.д.)

·         Осмысливать каждое педагогическое явление во взаимосвязи со всеми компонентами педагогического процесса

·         Находить в психолого-педагогической теории идеи, выводы, закономерности, адекватные логике рассматриваемого явления

·         Правильно диагностировать педагогическое  явление

·         Вычленять основную педагогическую задачу и определять способы ее оптимального решения

·         Рефлексия

ü  Прогностические умения:

·         Умение прогнозировать развитие коллектива, развитие системы взаимоотношений

·         Умение прогнозировать развитие личности (ее качеств, чувств, отклонений в поведении и т.п.)

·         Умение прогнозировать ход педагогического процесса: трудности обучающихся, результаты применяемых методов и т.п.

ü  Проективные умения:

·         Переводить цель и содержание образования и воспитания в конкретные педагогические задачи

·         Учитывать потребности и интересы воспитанников, возможности материальной базы, свой опыт и личностно – деловые качества

·         Определять основные и подчиненные задачи для каждого этапа педагогического процесса

·         Отбирать виды деятельности, соответствующие поставленным задачам, и планировать систему совместных творческих дел

·         Планировать индивидуальную работу с детьми

·         Отбирать содержание, формы и методы и средства педагогического процесса в их оптимальном сочетании

·         Планировать систему приемов стимулирования активности и сдерживания негативных проявлений в поведении

·         Планировать способы создания личностно – развивающей среды поддержания связей с родителями и общественностью

2.      Организаторская деятельность:

ü  Мобилизационные умения:

·         Умение привлечь внимание к учению, труду, другим видам деятельности, сформировать потребность в знаниях, создание специальных ситуаций для совершенствования воспитанниками нравственных поступков

ü  Информационные умения:

·         Умение изложить учебный материал, работать с источниками, дидактически преобразовывать информацию

ü  Развивающие умения:

·         Определение ЗБР

·         Ориентационные умения:

·         Формирование ценностных установок, привитие устойчивого интереса окружающему миру

3.      Коммуникативная деятельность:

ü  Перцептивные умения:

·         Умение понимать других, их личностные особенности и ценностные ориентации

ü  Умение общения:

·         Умение распределять внимание и поддерживать его устойчивость, анализировать поступки воспитанников и управлять инициативой в общении

ü  Педагогическая техника:

·         Совокупность умений и навыков, необходимых для стимулирования активности, как индивидов, так и коллектива в целом, личностные качества педагога (гуманное отношение к детям, доброжелательность, рассудительность; правильная дикция, опрятный внешний вид и т.п.)

 

Плюсы и минусы:

      Работа воспитателя приносит радость от общения с детьми, непосредственная близость и работа с детьми продлевает молодость и годы жизни.

      К минусам можно отнести огромную ответственность, которую несёт воспитатель за жизнь и здоровье детей.

     Несмотря на все трудности, работа воспитателя очень интересная, многообразная и почётная.